Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 07:22, контрольная работа
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
• четкая ориентация на определенный интервал времени;
• конкретность и измеримость;
• непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
• адресность и контролируемость.
1. Методология стратегического планирования 3
2. Бизнес-диагностика предприятия (на примере ОАО «ТрансКонтейнер») 9
2.1 Описание предприятия 9
2.2 Анализ исходного состояния предприятия 11
2.3 Анализ отрасли и конкуренции 18
2.4 Диагностика внешней среды предприятия 21
2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 22
3. Разработка стратегии для ОАО «ТрансКонтейнер» 23
Список использованных источников 25
Министерство образования
и науки Российской Федерации Государственное образовательное
учреждение ВПО Институт экономики и управления Кафедра «Международные экономические отношения» | |||||||||||
ББК 65.9 |
Расчетное задание защищено с оценкой | ||||||||||
Руководитель работы |
|||||||||||
подпись | |||||||||||
кандидат экономических наук, доцент Ю.М.Ильиных | |||||||||||
должность, ученое звание, и.о. фамилия | |||||||||||
“ |
” |
2011 |
г. | ||||||||
Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия ОАО «ТрансКонтейнер»)
по дисциплине «Стратегическое управление»
| |||||||||||
Студент группы |
МЭ-81 |
|
М.С. Митькин | ||||||||
подпись |
и.о. фамилия | ||||||||||
|
|||||||||||
Нормоконтролер |
канд. эк. наук, доцент |
Ю.М.Ильиных | |||||||||
должность, ученое звание |
подпись |
и.о., фамилия |
БАРНАУЛ 2011
Содержание
1. Методология стратегического планирования 3
2. Бизнес-диагностика предприятия (на примере ОАО «ТрансКонтейнер») 9
2.1 Описание предприятия 9
2.2 Анализ исходного состояния предприятия 11
2.3 Анализ отрасли и конкуренции 18
2.4 Диагностика внешней среды предприятия 21
2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 22
3. Разработка стратегии для ОАО «ТрансКонтейнер» 23
Список использованных источников 25
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование
обеспечивает основу для всех управленческих
решений. Функции организации, мотивации
и контроля ориентированы на выработку
стратегических планов. Не используя
преимущества стратегического планирования,
организации в целом и
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
До последнего времени
стратегическое планирование было прерогативой
крупных международных
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
Миссия – это концептуальное
намерение двигаться в
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
Исходя из миссии и целей
существования организации
2) Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.
Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.
Существует три подхода к формированию матриц:
Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.
Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:
Анализ внешней среды
включает изучение влияния экономики,
правового регулирования и
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
3) Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-анализ и др.).
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:
4) Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
5) Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
Стратегическое видение - видение будущего направления развития организации и ее делового курса; важное понятие, определяющее, что организация стремится сделать и какой стать.
Стратегическая цель - это цель, которая отнесена по времени в достаточно отдаленное будущее и, как правило, существенно отличается от того, что мы имеем в настоящее время.
Основные этапы разработки стратегического видения и стратегической цели:
Стратегия – конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии – нахождение цели и составление долгосрочного плана.
Стратегия – долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации.
В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:
Стратегия в компании разрабатывается
и реализуется на всех уровнях стратегического
управления:
«Первый уровень – корпоративный – присутствует
в компаниях, действующих в нескольких
сферах бизнеса.» Здесь принимаются решения
о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании
тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются
стратегические соответствия между отдельными
сферами бизнеса, разрабатываются планы
диверсификации, осуществляется глобальное
управление финансовыми ресурсами.
Второй уровень – сферы бизнеса – уровень
первых руководителей недиверсифицированных
организаций, или совершенно независимых,
отвечающих за разработку и реализацию
стратегии сферы бизнеса. На этом уровне
разрабатывается и реализуется стратегия,
базирующаяся на корпоративном стратегическом
плане, основной целью которой является
повышение конкурентоспособности организации
и ее конкурентного потенциала.
Третий – функциональный – уровень руководителей
функциональных сфер: финансов, маркетинга,
НИОКР, производства, управления персоналом
и т.д. Четвертый – линейный – уровень
руководителей подразделений организации
или ее географически удаленных частей,
например, представительств, филиалов.
Недиверсифицированная организация имеет,
соответственно, три уровня стратегий.
Разнообразие стратегий, применяемых
в стратегическом управлении, весьма затрудняет
их классификацию. Среди классификационных
признаков наиболее существенны следующие: