Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия ОАО «ТрансКонтейнер»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 07:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
• четкая ориентация на определенный интервал времени;
• конкретность и измеримость;
• непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
• адресность и контролируемость.

Содержание

1. Методология стратегического планирования 3
2. Бизнес-диагностика предприятия (на примере ОАО «ТрансКонтейнер») 9
2.1 Описание предприятия 9
2.2 Анализ исходного состояния предприятия 11
2.3 Анализ отрасли и конкуренции 18
2.4 Диагностика внешней среды предприятия 21
2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 22
3. Разработка стратегии для ОАО «ТрансКонтейнер» 23
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

стратегическое управление расчетка.docx

— 442.40 Кб (Скачать файл)

 

    • Продажи - 13 234 483 000 рублей
    • Оборотные активы – 6 998 000 000 рублей
    • Внеоборотные активы – 30 953 000 000 рублей
    • Краткосрочные пассивы – 5 933 000 000 рублей
    • Долгосрочные пассив – 10 904 000 000 рублей [2, с.97]

7)Оценка эффективности  системы управления и оргструктуры

Компания «ТрансКонтейнер» является открытым акционерным обществом и управляется тремя органами управления:

  1. Общее собрание акционеров – является высшим органом управления.
  2. Совет директоров – осуществляет общее руководство деятельностью за исключением решения вопросов, которые решаются общим собранием акционеров.
  3. Генеральный директор – осуществляет руководство текущей деятельностью.

Рисунок 3

Взаимодействие органов управления и контроля общества [1, с.51]

Начиная с 2008 года компания поддерживает международный и национальный рейтинги корпоративного управления.

 

 

 

Таблица 4

Динамика рейтингов  ОАО «ТрансКонтейнер» [1, с.51]

 

2008

2009

2010

Рейтинг GAMMA (Standard & Poor’s)

5+

6

6

Национальный рейтинг корпоративного управления

6

6+

7


 

Как видно из таблицы, рейтинги управления имеют положительную  динамику, что говорит о эффективном управлении внутри компании. Среди сильных сторон корпоративного управления аналитиками Standard & Poor’s были отмечены:

  • Активное участие Совета директоров в принятии решений и контроле над менеджментом
  • Эффективная работа трех Комитетов Совета директоров: Комитета по аудиту, Комитета по кадрам и вознаграждениям, Комитета по стратегии
  • Уровень раскрытия финансовой информации
  • Процесс стратегического планирования, имеющий ряд сильных сторон, таких как наличие формализованного процесса стратегического планирования, а также Комитета по стратегии, осуществляющего активную деятельность
  • Совершенствование аудиторского процесса. Улучшение взаимодействия между Комитетом по аудиту и Службой внутреннего аудита

Национальный рейтинг  корпоративного управления, повышенный до 7 свидетельствует о том, что  компания имеет низкие риски корпоративного управления, соблюдает требования российского  законодательства в области корпоративного управления, следует большей части  рекомендаций российского Кодекса  корпоративного поведения.

Выводы: ОАО «ТрансКонтейнер» динамично развивающаяся компания, которая имеет отличные финансовые показатели, эффективную систему управления и высококвалифицированный персонал, что позволяет говорить, что компания и дальше будет развиваться в этом направлении и укреплять свои позиции не только на российском рынке грузоперевозок, но и на мировом.

 

2.3 Анализ отрасли и конкуренции.

1)Характеристика основных  показателей отрасли

Основная деятельность компании связана с контейнерными перевозками  по железной дороге в Российской Федерации, в том числе, в международном  сообщении.

Среднегодовой темп прироста объемов железнодорожного контейнерного  оборота в России за период с 2004  по 2008  г.  составлял 12%,  что  более чем в 1,5  раза выше средних  темпов роста российского ВВП. Данный прирост был, главным образом,  обусловлен ростом экспорта и импорта: в 2004-2008  гг.  средние темпы прироста железнодорожного контейнерного экспорта и импорта составляли 24%.  [2, с.57]

Основные факторы роста  контейнерного оборота:

    • экономический рост РФ,  обусловливающий значительный потребительский и инвестиционный спрос;
    • рост контейнеризации грузооборота  (текущий уровень контейнеризации в России в 5-6  раз ниже, чем в Европе и США).

Начиная с IV  квартала 2008  года,  вследствие мирового финансового  кризиса тенденция роста преломилась.  Объем железнодорожных контейнерных перевозок всеми операторами  в России за 2009 год снизился, по сравнению  с данными 2008 года, на 20,9%. Однако с  начала 2010  года стала прослеживаться тенденция роста железнодорожных  контейнерных перевозок.  Всего за 2010  год по сравнению 2009  годом  прирост перевозок составил 20%.

Восстановление рынка  железнодорожных контейнерных перевозок  продолжилось и в 2011  году. Общий  объём контейнерных перевозок по сети РЖД во II  квартале 2011  года вырос против аналогичного периода 2010 года на 16%. При этом внутренние, импортные  и экспортные перевозки возросли соответственно на 19%, 14% и 18%, транзитные перевозки снизились на 4%.

2)Анализ конкуренции в  отрасли

К числу основных конкурентов  ОАО «ТрансКонтейнер» относятся компании-операторы подвижного состава, имеющие в собственности фитинговые платформы и контейнеры, и организующие перевозки грузов  в контейнерах по железным дорогам, предоставляя так называемую «сквозную услугу».  Это ООО «Модуль», ЗАО «Русская тройка».   Не смотря на восстановление контейнерного рынка от последствий финансово-экономического кризиса, некоторым крупным операторам подвижного состава пришлось  практически полностью покинуть данный бизнес. Компания ДВТГ в связи с потерей значительной части собственного парка подвижного состава, многократно сократила объем контейнерных перевозок. В тоже время, группа компаний «Евросиб», вернувшая значительную часть контейнеров и платформ владельцам-лизингодателям и рассматривающая ранее возможность выхода из контейнерного бизнеса, возобновила контейнерный сервис на направлении Новосибирск-Находка. В меньшей степени существует конкуренция с компаниями-экспедиторами, не имеющих своего парка подвижного состава, но занимающихся организацией перевозки грузов в контейнерах. Это ООО "Рускон", входящая в группу компаний «Дело», ООО ФИРМА "ЭКОДОР", ООО "КТК", ООО «Фирма «Рейл Сервис» и др. А также компаниями, входящими в состав холдингов и ориентированных на перевозку собственных грузов. Это ЗАО «СИБУР - Транс», входящая в ОАО «СИБУР Холдинг», ООО «Финтранс ГЛ», предоставляющая транспортные услуги для ОАО «Группа «Илим» и др.

Также конкурентами являются морские линии, занимающиеся перевозкой контейнеров из Азии в Европу. Это: ЗАО MAERSK, CMA-CGM, MSC   и др. Одной  из ключевых услуг, оказываемой ОАО  «ТрансКонтейнер» является терминальное обслуживание. В этой связи, необходимо выделить компании - конкуренты, которые являются собственниками терминалов, расположенных на основных транспортных узлах (в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Новороссийске, Владивостоке, Забайкальске, Сыктывкаре, Екатеринбурге, в порту Находка, а также в Финляндии - г. Котка, Хельсинки).  К таким компаниям относятся: группа компаний «Евросиб», ОАО «ДВТГ», ООО «Модуль».

3)Оценка привлекательности отрасли

В данной отрасли наблюдается  рост, так как товарооборот с другими  странами только растет, что рождает  спрос на перевозки товаров, что  позволяет говорить об определенной привлекательности отрасли. Создается  все больше международных организаций  с участием нашей страны. Последним  таким примером может стать Таможенный Союз с участием России, Казахстана и Белоруссии, создание которого определенно приведет к усилению торговли между странами, а значит и роста числа перевозок. Именно для этого ОАО «ТрансКонтейнер» приобрело в 2011 году 67%  крупнейшего терминального оператора на рынке Казахстана и Средней Азии.  Более того, в скором времени Россия вступит в ВТО, что так же приведет к усилению товарооборота, но в то же время может привести к появлению новых конкурентов.

Помимо этого работа в  данной отрасли сопряжена с некоторыми рисками. По мере восстановления мировой  экономики после экономического кризиса и оживления рынка  железнодорожных перевозок возобновляется риск дефицита предложения подвижного состава со стороны вагоностроительных заводов России и СНГ, что может  ограничить возможности компании по развитию бизнеса и достижению запланированных  результатов. Кроме того, превышение спроса над предложением может привести к росту цен на эти активы и  соответственно росту инвестиционных затрат компании. Минимизировать данный риск компания планирует при помощи изменения графика закупок платформ при изменениях цен. ОАО «ТрансКонтейнер» закупает контейнеры как на внутреннем, так и на внешнем рынке (Китай). Риск роста цен на китайские контейнеры невелик ввиду высокой конкуренции производителей контейнеров на внешнем рынке. Влияние этого риска на ограничено ввиду невысокой доли расходов на закупку контейнеров в затратах и возможности варьировать график закупок контейнеров при изменениях цен без заметного влияния на бизнес.

    1.  Диагностика внешней среды предприятия

Как известно анализ внешней  среды состоит из двух составляющих: анализ макроокружения и анализ микроокружения.

1)Анализ макроокружения. Одним из основных методов анализа макроокружения является ПЭСТ анализ:

    1. Политический фактор. Несмотря на то, что ОАО «ТрансКонтейнер» является дочерним предприятием государственной ОАО «РЖД», текущее законодательство не всегда складывается в пользу компании. Так, например ФАС признавал ОАО «ТрансКонтейнер» монополистом, хотя позже суд признал недействительным это постановление. Наличие нестабильной политической ситуации в некоторых регионах страны, что может оказать неблагоприятное влияние на инвестиции в Россию.
    2. Экономический фактор. Инфляция в стране сохраняется на достаточно высоком уровне, что безусловно в какой-то мере затрудняет работу. Влияние, как на деятельность компании, так и на все предприятия транспортного сектора, оказывают последствия мирового финансового кризиса, который привел к непрогнозируемому ранее снижению объемов контейнерных перевозок. Но, несмотря на это, компания пользуется доверие потребителей и является лидером на рынке грузоперевозок. Зависимость экономики от цены на нефть и газ, их падение приведет к замедлению роста экономики и значит снижению спроса на грузовые перевозки.
    3. Социокультурный фактор. Наличие социальных проблем и сравнительно высокий уровень преступности
    4. Технологический фактор. В последнее время руководство нашей страны выбрало курс на технологическое развитие, что определенно сказывается положительным образом.

2)Анализ  микроокружения

Негативно на работу компании может повлиять конкурентное давление со стороны, как железнодорожных перевозчиков, так и автотранспортных и морских компаний (на отдельных направлениях перевозок). Возможная в будущем интеграция России в ВТО может привести к появлению новых игроков на логистическом рынке: крупнейших транснациональных логистических корпораций, что осложнит конкурентную ситуацию на рынке.

    1.  Анализ конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность компании находится в достаточно тесной зависимости  от тарифов, связанных с использованием железнодорожной инфраструктуры и  предоставлением локомотивов. Указанные тарифы устанавливаются решениями государственных органов (как на внутреннем, так и на большинстве внешних рынков). Хотя эти тарифы взимаются с клиентов, их повышение может оказать влияние на конкурентоспособность и финансовые показатели, поскольку может привести к удорожанию стоимости железнодорожных перевозок грузов в контейнерах по сравнению с другими видами транспортировки.

Факторы конкурентоспособности  ОАО «ТрансКонтейнер» на рынке транспортных услуг:

    • крупный парк подвижного состава;
    • крупный парк автотехники;
    • эффективное использование подвижного состава;
    • широкая сеть агентств и представительств;
    • возможность отправить контейнер в труднодоступные районы РФ;
    • внедрение электронных методов оформления перевозочных документов;
    • разработка и внедрение новых транспортных продуктов.

SWOT – анализ

    1. Сильные стороны
      • Крупнейший игрок на рынке контейнерных перевозок. Наличие самого большого парка платформ, контейнеров и терминалов
      • Сильная кооперация с материнской компанией ОАО «РЖД»
      • Широкий географический охват
      • Опыт работы на рынке
      • Положительные рейтинги и кредитная история – позволит всегда воспользоваться кредитами как дополнительным источником денежных средств
    2. Слабые стороны
      • Высокая степень изношенности подвижного состава и контейнеров
      • Неразвитость инфраструктуры и ограниченная пропускная способность портов и ж/д терминалов
      • Недостаточная развитость логистических технологий
    3. Возможности
      • Увеличение транзитных контейнерных перевозок, усиление позиций на международных рынках
      • Развитие складских услуг на терминалах компании
      • Развитие за счет приобретения портовых контейнерных терминалов
      • Развитие автомобильного парка, увеличение доли на рынке автомобильных контейнерных перевозок
    4. Угрозы
      • Государственное тарифное регулирование услуг инфраструктуры
      • Рост внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции
      • Дефицит фитинговых платформ на рынке подвижного состава
      • Недостатки в таможенном и налоговом законодательстве, мешающие оперативному трансграничному перетоку грузов

Стратегические проблемы компании:

    • Хотя основные средства обновляются, у компании еще достаточно изношенного оборудования, которое следует заменить
    • Слаборазвитые рыночные позиции в других странах

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия ОАО «ТрансКонтейнер»)