Стратегическое планирование на примере ОАО «НК «Роснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегических альтернатив для предприятия. Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Проанализировать факторы внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия и анализ портфеля предприятия.
Определить стратегических позиции предприятия на конкурентном рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3 1.Теоретические аспекты стратегического планирования……………………..5
1.1. Сущность стратегического планирования………………………..………...5
1.2. Этапы стратегического планирования.........................................................12
2. Анализ процесса стратегического планирования на примере ОАО «НК Роснефть»……………………………………………….......................................21
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «НК Роснефть»...21
2.2.Особенности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли….25
2.3. Анализ внутренней и внешней среды. SWOT-анализ………...….............29
2.4. Портфельный анализ. Матрица БКГ…………………………….…………34
3. Практические рекомендации по совершенствованию элементов процесса стратегического планирования…………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………..………......41
Глоссарий………………………………………………………………………...42
Приложение……………………………………………………………................43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стратегический.docx

— 125.43 Кб (Скачать файл)

Основными стратегическими приоритетами компании являются:

  • Устойчивый рост добычи нефти.
  • Развитие сектора переработки и сбыта.
  • Монетизация запасов газа.

НК «Роснефть» стремится реализовывать максимально возможный объем продукции напрямую конечному потребителю.

В данной работе предполагается использование процесса стратегического планирования, приведенного на рисунке:

 

Рис. 2.1 Схема процесса стратегического планирования

 

2.2. Особенности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли

 

На современном этапе развития экономики, когда проблемы рационального использования природных и производственных ресурсов, улучшения качества вырабатываемой продукции и повышения эффективности общественного производства приобрели особую остроту, роль нефтепродуктов особенно велика. В современных условиях развития техники, технологии и производства пока не представляется возможным отказаться от таких стратегически важных нефтепродуктов как бензин, дизельное топливо, масла и пр.

В результате произошедших преобразований существенные изменения произошли в отраслевой структуре нефтекомплекса. Необходимость перестройки управления нефтегазовым комплексом, появление соответствующих нормативных актов, регламентирующих порядок реформирования отрасли, обусловили преобразования в ее структуре, в ходе которых произошел разрыв по горизонтали и интегрирование по вертикали, при этом был получен ряд корпоративных образований, включающих в себя всю технологическую цепочку от разведки и добычи до реализации. Таким образом, создание вертикально-интегрированных компаний, объединяющих в своем составе добычу сырья, его переработку и сбыт, еще больше удаляет нас от классического понятия «отрасль». Поэтому в данном случае можно говорить о производствах, относящихся к той или иной отрасли промышленности. В условиях рыночной экономики предпочтение отдается корпоративному типу отраслей. По количеству (составу) участников предприятия отрасли подразделяются на крупные, средние и мелкие, однако на несколько ведущих компаний приходится большая часть суммарного оборота отрасли и именно их деятельность определяет сегодня развитие событий на рынке нефтепродуктов. Концентрация производства в руках 8-10 ведущих фирм колеблется от 51 до 62%. Сегодня в России добычей, переработкой и реализацией нефти и нефтепродуктов занято около двадцати компаний, крупнейшими из которых являются «ЛУКОЙЛ», «Газпром Нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть».

Таблица 1.1 - Объемы добычи нефти и газа крупнейших нефтедобывающих компаний РФ за 2012 год

Компания

Объем добычи газа

Объем добычи нефти

Роснефть

12500 млн. куб. м

110,1 млн. т

ЛУКОЙЛ

17020 млн. куб. м

95240,0 тыс. т

Газпром Нефть

3200 млн. куб. м

30,8 млн. т

ТНК BP

11 млрд. куб. м

70,5 млн. т

Сургутнефтегаз

14100 млн. куб. м

64500 тыс. т


Сегодня на предприятиях нефтяной отрасли вырабатывается широкий ассортимент продукции, часть которой относится к предметам производственного назначения (объем потребления нефтепродуктов в промышленности составляет более 60%), другая часть относится к предметам народного потребления (объем индивидуального потребления составляет примерно 40%). Технико-экономические особенности нефтеперерабатывающей отрасли дают основания для отнесения рынка нефтепродуктов к рынкам товаров производственного назначения (ТПН).

Выделим некоторые особенности рынка ТПН:

  • продавец товаров производственного назначения имеет дело с гораздо меньшим числом потребителей, основную массу которых составляют предприятия;
  • эти немногочисленные покупатели крупнее, чем покупатели товаров народного потребления;
  • пространственная  рассредоточенность покупателей обусловлена тем, что основные промышленные предприятия сконцентрированы в крупных географических регионах;
  • спрос на ТПН определяется спросом на товары широкого потребления, т.е. носит производный характер;
  • спрос на ТПН менее эластичен, чем на товары народного потребления;
  • покупателями на рынке ТПН выступают профессионалы.

В качестве одной из тенденций на мировом рынке можно выделить возобновление роста. После стремительного и глубокого падения во второй половине 2008 года и некоторой стабилизации в первом квартале 2009 года, во втором квартале цены на нефть росли высокими темпами. [27,с.127]

Мировой оптовый рынок нефтепродуктов, после некоторого дисбаланса в конце 2008 года, к середине 2009 года пришел в соответствие с динамикой мирового рынка нефти. При этом соотношения цен на сырую нефть и нефтепродукты пришли к историческим пропорциям. Что касается зарубежных розничных рынков нефтепродуктов, Роснефть не представлена ни на одном из таких рынков, так как вся розничная сеть компании полностью сосредоточена внутри России.

С начала 2009 года на внутреннем рынке нефти России наблюдалась сильная  волатильность. За первое полугодие 2009 года внутренние цены на нефть выросли более чем в 3,5 раза до уровней $40 за баррель.

В настоящее время рынок сбыта нефтепродуктов все больше дифференцируется и усложняется. Внедрение новых, более качественных и эффективных видов нефтепродуктов сопровождается и возникновением новых потребителей, причем, как правило, в ранее сформировавшихся областях потребления. [29,с.3]

В рамках сбытовой политики российских вертикально интегрированных компаний в перспективе намечается расширение ассортимента экспортной продукции, улучшение ее качества и глубины переработки; постепенное увеличение объема экспортных поставок продукции с учетом прогрессивных изменений в составе производств нефтяной отрасли; расширение географии сбыта.

Рынок нефтепродуктов по своей структуре является олигополией, а значит, несет все его основные черты: однородность или разнородность продукции; крупные барьеры (размер фирмы); немногочисленность и крупные размеры фирм; несовершенная информация (субъективные фактор).

Таким образом, российский рынок нефтепродуктов является специфической олигополистической системой отношений, осуществляющих процесс нефтепродуктообеспечения и возникающих между производителями, продавцами и потребителями по поводу купли-продажи нефтепродуктов на основании спроса, предложения товара на оптовых рынках и на основании взаимодействий участников регионального рынка нефтепродуктов, растянутых во времени и основанных на ожиданиях.

 

 

2.3. Анализ внутренней и внешней среды. SWOT-анализ

 

Уникальная структура бизнеса компании, сконцентрированная внутри России, позволила ей не только благополучно пережить начальный этап кризиса, но и выйти в лидеры отрасли по операционной рентабельности. Испытание кризисом на практике показало, что Роснефть, несмотря на имеющиеся недостатки и сдерживающие рост факторы, оказалась гораздо лучше подготовленной к неблагоприятному развитию событий по сравнению с конкурентами.

Крупнейшее из дочерних предприятий Роснефти – Юганскнефтегаз, на долю которого приходится 60% добычи нефти, сохраняет существенный потенциал дальнейшего роста добычи на уровне не менее 2% в год. В целом же, ресурсная база Роснефти гораздо менее истощена по сравнению со среднероссийским показателем. Это, в свою очередь, отражается в меньших, чем у конкурентов, издержках на добычу, которые составляют для Роснефти порядка $2,2 на баррель.

Существуют перспективные проекты в добыче. Наиболее перспективный актив Роснефти – Ванкорское месторождение в Восточной Сибири. К 2015 доля добычи нефти с этого месторождения должна достигнуть 17%. Это месторождение также должно стать объектом существенных налоговых послаблений.

Роснефть ведет крайне консервативную политику в отношении новых приобретений. Это обусловлено, прежде всего, высокой долговой нагрузкой. Тем не менее, именно такая политика позволила Роснефти выстроить структуру бизнеса, оказавшуюся весьма устойчивой в кризисной ситуации. Почти 90% производственных издержек Роснефти номинировано в рублях, что позволяет компании получать существенные выгоды от обесценения рубля, произошедшего в период кризиса.

В будущем компания изучает возможность инвестирования в строительство крупных НПЗ в России и Китае, способных увеличить перерабатывающие мощности компании почти в полтора раза. Это должно обеспечить потенциал роста компании в долгосрочном периоде.

Долговая нагрузка Роснефти является одной из наивысших в отрасли. Тем не менее, Роснефть ведет продуманную политику по погашению своего долга. Компания генерирует достаточно свободного денежного потока, чтобы оперативно обслуживать и погашать свои долговые обязательства.

А достаточную финансовую устойчивость придаёт долгосрочный кредит на $15 млрд., взятый у Китая.

Роснефть является мировым лидером по запасам нефти среди компаний, чьи акции торгуются на бирже. Кроме того, она также является крупнейшим производителем нефти в России. Доказанные запасы нефти компании составляют более 2,4 млрд. тонн, а доказанные запасы углеводородов превышают 22,3 млрд. баррелей. Кроме того, Роснефть является одним из крупнейших независимых производителей природного газа в России.

В 2009 году Роснефть стала первой российской компанией, добыча нефти которой превысила 100 млн. тонн в год, и эта отметка до сих пор никакой другой компанией не преодолена. В 2010 году компания продолжила интенсивное наращивание добычи, достигнув планки 110 млн. тонн. Роснефть – одна из немногих нефтяных компаний, которая еще в начале этого года, несмотря на кризис, заявила о планах дальнейшего повышения добычи и в 2011 году. Роснефти принадлежат семь нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на территории России, находящиеся в городах Туапсе, Самаре, Комсомольске, Ангарске и Ачинске, а также три мини-НПЗ. В Самаре находится три НПЗ: Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский. За рубежом компания нефтеперерабатывающими мощностями не владеет.

Общая мощность первичной переработки всех НПЗ Роснефти, включая мини-НПЗ, составляет 54,5 млн. тонн нефти в год, а загрузка мощностей в 2008 году составила 87%. То есть, компания может перерабатывать почти половину из общего объема добываемой нефти, исходя из показателей добычи 2008 года. По этому показателю Роснефть находится на четвертом месте в России после Газпром Нефти, Славнефти и ЛУКОЙЛа, что характеризует высокую степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса компании.

Помимо нефтедобычи и нефтепереработки, Роснефть владеет крупной сетью автозаправочных станций (АЗС) в России, нефтехимическими мощностями, а также банками и другими финансовыми компаниями. Также стоит отметить высокий научный потенциал в области добычи нефти, аккумулированный компанией на базе многочисленных научно-исследовательских и проектных институтов. С точки зрения коммерческого использования накопленная научная база позволяет Роснефти самостоятельно разрабатывать крупные проекты по добыче без привлечения зарубежных партнеров, как это делают многие российские компании.

В отличие от ЛУКОЙЛа и Газпрома, Роснефть не владеет крупными электрогенерирующими компаниями. А собственные электростанции используются преимущественно для производственных нужд, а не для коммерческого использования. Кроме того, на таких электростанциях используется в основном попутный нефтяной, а не природный газ. Таким образом, на текущий момент Роснефти не удается получать добавленную стоимость от поставок природного газа на собственные электростанции. Это существенно ограничивает уровень вертикальной интеграции компании в газовом сегменте. В будущем компания планирует поставлять свой природный газ напрямую конечным потребителям, что должно сгладить возникший негативный эффект.

По уровню корпоративного управления Роснефть находится среди лидеров нефтегазовой отрасли России. Информационная открытость для инвесторов находится на высоком уровне, соответствующем международным стандартам. Официальный интернет-сайт Роснефти предоставляет подробную информацию как о производственной деятельности, так и о финансовом состоянии компании.

Финансовая отчетность Роснефти готовится ежеквартально, как по российским стандартам бухгалтерской отчетности, так и по международным стандартам ОПБУ США. Годовая отчетность по стандартам ОПБУ США аудируется независимыми аудиторами.

Помимо основного бизнеса, Роснефть проводит различные социальные программы, занимается благотворительностью, а также строго следит за экологической безопасностью добычи углеводородов. Как считают эксперты инвестиционной компании Финам, эффективность решений, принимаемых менеджментом и советом директоров компании, несколько выше, чем у других компаний, контролируемых государством. Тем не менее, есть опасения, что российское правительство ставит под сомнение лояльность менеджмента компании государству. Так, новые полномочия, которыми был наделен совет директоров компании на последнем годовом собрании, косвенно говорят в пользу того, что государство постепенно готовит почву для смены менеджмента Роснефти, что, по мнению экспертов Финам, негативно отразилось бы на качестве её управления.

Информация о работе Стратегическое планирование на примере ОАО «НК «Роснефть»