Стратегическое планирование на примере ОАО «НК «Роснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегических альтернатив для предприятия. Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Проанализировать факторы внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия и анализ портфеля предприятия.
Определить стратегических позиции предприятия на конкурентном рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3 1.Теоретические аспекты стратегического планирования……………………..5
1.1. Сущность стратегического планирования………………………..………...5
1.2. Этапы стратегического планирования.........................................................12
2. Анализ процесса стратегического планирования на примере ОАО «НК Роснефть»……………………………………………….......................................21
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «НК Роснефть»...21
2.2.Особенности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли….25
2.3. Анализ внутренней и внешней среды. SWOT-анализ………...….............29
2.4. Портфельный анализ. Матрица БКГ…………………………….…………34
3. Практические рекомендации по совершенствованию элементов процесса стратегического планирования…………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………………..………......41
Глоссарий………………………………………………………………………...42
Приложение……………………………………………………………................43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стратегический.docx

— 125.43 Кб (Скачать файл)

Роснефть становится лидером по рентабельности. Результаты первого квартала оказались для Роснефти значительно лучшими, чем для остальных нефтяных компаний. Прежде всего, за это нужно благодарить производственную структуру компании, ориентированную на внутренний рынок. По итогам квартала Роснефти удалось выйти на первое место по рентабельности, где исторически последние годы главенствовала Газпром Нефть. А что касается издержек , то Роснефть оказалась единственной среди крупных нефтяных компаний, записавших себе прибыль от курсовых разниц, вызванную обесценением рубля. [29,с.5]

На основе вышеизложенных данных мы можем составить SWOT-анализ НК Роснефть (Таблица 2.1).

Мы сопоставили характеристики НК Роснефть с характеристиками основных конкурентов, то есть оценили внутреннюю среду компании, а также рассмотрели внешние условия, предоставляющие определенные возможности, но и несущие отрицательные факторы.

 

Таблица 2.1. SWOT-анализ.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Лидер по объемам добычи нефти в России и по запасам среди публичных компаний мира.
  2. Высокая степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса.
  3. Сравнительно малая степень выработанности месторождений.
  4. Приоритет при распределении стратегических нефтяных месторождений государством.
  5. Низкая стоимость долга.
  1. Высокая долговая нагрузка.
  2. Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Газпрома и Транснефти.
  3. Слабая экспансия в профильные активы за рубежом.
  4. Низкая степень вертикальной интеграции газового и сбытового бизнеса.
  5. Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений.
  6. Подверженность политическому риску.

Возможности

Угрозы

  1. Разработка крупных месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам.
  2. Кредит от Китая на $15 млрд. по невысокой процентной ставке должен помочь безболезненно пережить кризис.
  3. Разработка месторождений в Алжире, как первый шаг в крупных зарубежных проектах.
  4. Реконструкция Туапсинского НПЗ и удвоение его мощностей.
  5. Увеличение доли в крупном Верхнечонском месторождении.
  6. Наращивание добычи в Восточной Сибири.
  7. Финансовая помощь со стороны государства в случае необходимости.
  8. В результате ввода банка качества нефти в России будет происходить возмещение Роснефти за потерю в качестве нефти в трубе Транснефти.
  1. Ограничение доступа к газотранспортной системе Газпрома в будущем.
  2. Повышение влияния со стороны государства в будущем.
  3. Замена текущего президента компании на человека, более зависимого от государства.
  4. Закрытие доступа к нефтепроводу Одесса, как следствие, броды из-за политического давления со стороны Украины.
  5. Борьба с Газпромом за сахалинские шельфовые проекты по добыче углеводородов.
  6. Разводнение акционерного капитала при продаже или использовании в сделках 9,44% казначейских акций

 

 

 

 

2.4. Портфельный анализ. Матрица БКГ

 

Портфельный анализ строится на предпосылке, что распределение ресурсов должно осуществляться в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности (с точки зрения максимального потенциального дохода предприятия в целом). К преимуществам портфельного анализа можно отнести наглядность, акцент на качественные выгоды, простоту обработки информации. В данной главе мы рассмотрим производство основных нефтепродуктов НК Роснефть. Все данные приведены в таблице:

 

Таблица 3.1 – Данные, характеризующие емкость рынка основных нефтепродуктов, продажи НК Роснефть и ее основных конкурентов

Вид продукции

Год

Емкость рынка, тыс. тонн

Продажи НК Роснефть, тыс. тонн

Продажи НК Роснефть, %

Продажи ведущего конкурента, тыс. тонн

Производство авто бензинов

2011

2012

23 408,2

23 455,0

6 640,2

6 554,5

28,4

28,0

2 663,9

2 605,3

Производство дизельного топлива

2011

2012

44 248,8

45 576,3

14 430,4

14 719,0

32,6

32,3

8 189,0

7 881,8

Производство сжиженных углеводородных газов

2011

2012

6154,8

6 653,3

450,6

370,4

7,3

5,6

1 328,7

1 368,6

Производство топочного мазута

2011

2012

40 618,4

42 040,0

14 250,4

14 706,4

35,0

34,9

7 386,9

7 032,4


 

На основе приведенных данных, мы составили матрицу БКГ, которая приведена ниже. Размер окружностей, обозначающих продукцию, зависит от доли на ранке.

Из матрицы видно, что сжиженные углеводородные газы являются наименее выгодной продукцией, так как занимают нижний правый квадрант матрицы. В этом квадранте находятся так называемые «Собаки». Они имеют слабые перспективы роста, отстающие позиции на рынке и нахождение позади лидеров на кривой опыта ограничивает размер их прибыли. За исключением особых случаев к слабеющим собакам БКГ рекомендует применять стратегию сбора урожая, сокращения или ликвидации, в зависимости от того, какой вариант может принести наибольшие выгоды.


 

Рисунок 3.2 - Матрица БКГ для продукции НК Роснефть:1 – топочный мазут, 2 – дизельное топливо, 3 – авто бензины, 4 – сжиженные углеводородные газы

 

Дизельное топливо и авто бензины занимают одно из лучших положений в матрице. Они находятся в квадранте «Дойные коровы». Хотя дойные коровы и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся звезды и в трудных детей, из которых могут вырасти будущие звезды. Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание дойных коров в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов. Должна быть поставлена цель укрепления и защиты рыночных позиций дойных коров в течение всего периода, когда они способны зарабатывать средства, которые будут направляться на развитие других подразделений.

Топочный мазут, имея более высокий темп роста спроса, чем авто бензины и дизельное топливо, сдвинулся выше и находится как в квадранте «Дойные коровы», так и в «Звезды». Этому виду продукции следует уделить большее внимание, так как возможно его перемещение в любой из правых квадрантов. Если топочный мазут перейдет в категорию «Звезды», он сможет обещать большие прибыли и перспективы роста. От таких продукций зависит общее состояние хозяйственного портфеля корпорации. Заняв доминирующие позиции на быстрорастущем рынке, «Звезды» обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала. Но они также сами генерируют значительный приток наличности ввиду низкого уровня издержек за счет экономии на масштабах производства и накопленного производственного опыта.

 

 

 

3. Практические  рекомендации по совершенствованию  элементов процесса стратегического  планирования

 

Обобщая, можно сказать, что наиболее оптимальной для НК Роснефть будет являться стратегия устойчивого роста и развития вертикальной интеграции.

Устойчивое развитие — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Рост и развитие компании обычно включает три главных этапа необходимых к выполнению:

  • концентрация на одиночном бизнесе на одном национальном рынке;
  • вертикальная интеграция и/или глобальная экспансия для получения сильнейшей позиции в ключевом бизнесе;
  • диверсификация путем инвестиций свободных ресурсов в другие виды бизнеса.

Вертикальная интеграция - метод, которым компания создает (интегрирует) свои собственные входные этапы технологической цепочки (задняя интеграция) или выходные ее этапы (передняя интеграция)

Компания, использующая вертикальную интеграцию, обычно мотивирует ее желанием усилить конкурентную позицию своего ключевого исходного бизнеса. Этому должны способствовать:

  • экономия в издержках;
  • отход от рыночной стоимости в интегрируемых производствах;
  • улучшение контроля качества;
  • защита собственной технологии.

Однако вертикальная интеграция имеет и отрицательные стороны. Наиболее важными из них являются:

  • излишние издержки;
  • потери при быстрой смене технологий;
  • потери при непредсказуемости спроса.

При резком изменении технологии возникает риск привязки компании к устарелой технологии. При постоянном спросе более высокая степень интеграции позволяет надежно защитить и координировать производство продукции. Когда спрос нестабилен и непредсказуем, такая координация при вертикальной интеграции затруднена. Это может привести к росту стоимости управления.

Следует отметить, что интеграция позволяет снизить затраты. Это при определенных условиях позволяет компании расширить вертикальную интеграцию.

В общем, хотя узкая интеграция может снизить затраты на управление, она не может их устранить полностью, и это представляет собой реальное ограничение расширения пределов вертикальной интеграции исходя из рентабельности компании.

 

Заключение

 

Стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». В этом определении заложена сущность стратегического процесса планирования и управления.

В современном мире стратегия, стратегический план нужны для определения направления развитии компании, для принятия обоснованных решений. Без стратегии у предприятия нет продуманного плана действий, позволяющего быстро и легко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, а без этого трудно добиться желаемых целей и задач.

Известно, что планирование стратегического поведения может происходить по-разному. Разработано множество способов оценки той или иной сферы деятельности предприятия, и для обеспечения наиболее полной картины его состояния желательно использовать несколько разных подходов. Именно благодаря этому может быть разработана стратегия, позволяющая уверенно достигать поставленных целей, и в то же время, гибко реагировать на изменения внешней среды.

В настоящее время многие организации начинают осознавать значение стратегического планирования и пытаются использовать его методы в своей деятельности. Однако в России стратегическое планирование не нашло еще достаточно полного применения. Одна из причин этого заключается в том, что методы стратегического планирования, используемые в зарубежной практике, не адаптированы к отечественной экономике, и, как следствие, результаты их применения оказываются не всегда удовлетворительными.

В данной работе был использован наиболее популярный метод анализа внешней и внутренней среды – SWOT-анализ, который помог выявить возможные варианты дальнейшего развития ОАО «НК «Роснефть». Также был проведен портфельный анализ с помощью матрицы Бостонской Консультативной Группы, с помощью которого было выявлено состояние портфеля продукции Роснефти в области нефтепереработки.

Оба метода имеют свои недостатки и преимущества и позволяют понять основные принципы практического применения стратегического планирования.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. – М.: Юридит. Лит., 1997. – 63 с.
  2. О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 1 апреля 1995 г. № 327 – Режим доступа: www.consultant.ru
  3. О преобразовании государственного предприятия «Роснефть» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1995 г. № 97 – Режим доступа: www.consultant.ru
  4. Устав открытого акционерного общества «НК «Роснефть» (новая редакция (с изменениями № 1)) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rosneft.ru
  5. Стратегический менеджмент / под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2010 – 496 с.
  6. Гапоненко, А.Л., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2009 – 472 с.
  7. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 400 с.
  8. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Петрова. 2-е изд. – СПб.: Знание, ГУЭФ, 2008. – 200 с.
  9. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации / Голубков Е.П. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 3. – С. 103-123
  10. Роснефть – стабильность прежде всего [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.finam.ru

Информация о работе Стратегическое планирование на примере ОАО «НК «Роснефть»