Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:31, реферат
Стратегия. Искусство генерала. Концентрация ресурсов на направлении главного удара. Создание долговременных конкурентных преимуществ. Умение быть непохожим и привлекательным для клиентов. Стратегии формулируют, утверждают и … не выполняют или выполняют, но частично. Тогда зачем все это? Можете себе представить Курскую дугу или битву за Берлин, которые были бы выполнены наполовину или на 30%? Космический или оборонный ракетный проект, не доведенные до конца? Эта статья о том, как можно повысить эффективность реализации стратегий компаний, организаций и стран.
Система стратегического управления
«Блестящее воплощение
прекрасной стратегии –
лучший критерий качества управления
и
самый надежный рецепт успеха компании»
Артур А.Томпсон-мл. и А.Дж.Стрикленд III
Введение
Стратегия. Искусство генерала. Концентрация ресурсов на направлении главного удара. Создание долговременных конкурентных преимуществ. Умение быть непохожим и привлекательным для клиентов. Стратегии формулируют, утверждают и … не выполняют или выполняют, но частично. Тогда зачем все это? Можете себе представить Курскую дугу или битву за Берлин, которые были бы выполнены наполовину или на 30%? Космический или оборонный ракетный проект, не доведенные до конца? Эта статья о том, как можно повысить эффективность реализации стратегий компаний, организаций и стран.
Существует более 100 определений стратегий. Невозможно обсуждать систему стратегического управления не сказав, что понимает под стратегией автор.
Стратегия – это согласованная собственниками и руководителями организации система долгосрочных целей ее развития и путей их достижения (мероприятий, проектов и программ).
Следовательно, документ с наименованием «Стратегия», не содержащий качественных и количественных целей развития организации и конкретных путей достижения стратегических целей стратегией не является. Может поэтому большинство стратегий через год – два после написания списываются, и возобновляется процесс написания новой стратегии? Довольно удобно для тех, кто пишет стратегии, т.к., как правило, данная работа хорошо оплачивается.
Приходилось встречаться с ситуацией, когда Совет директоров утверждал стратегию и далее требовал разработки плана ее реализации. Из такого решения можно сделать два вывода:
1. В стратегии отсутствовали
конкретные пути достижения
2. Члены Совета директоров
формально подошли к
Представим себе, что в
стратегии содержаться
Реализация стратегий за рубежом и в России
Рассмотрим, как обстоят дела с реализацией стратегий:
· за рубежом;
· в коммерческих компаниях России;
· в некоммерческих организациях России и в России в целом.
Ниже приведены данные профессора фонда Бейкера в Гарвардской школе бизнеса, одного из создателей сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) Роберта Каплана о степени реализации стратегий за рубежом.
Роберт Каплан
о реализации стратегий
Исследования Harvard Business School среди компаний Global-1000 показывают что, реализация стратегии происходит в компаниях недостаточно эффективно:
· 93 % персонала не связывают результаты своей работы со стратегическими целями компании;
· основной бюджет 73 % компаний связан с обеспечением повседневной деятельности, а не целями компании;
· только 15 % используемых показателей эффективности связаны с необходимостью достижения стратегических целей;
· всего 24 % менеджеров мотивированы на достижение стратегических целей компании;
· только 18 % внутрикорпоративных программ развития направлены на выполнение стратегии развития компании;
· только 10 % компаний успешно реализуют стратегию и достигают поставленных целей.
Исследования Renaissance Worldwide и журнала CFO среди 200 крупнейших западных компаний показали высокую степень несогласованности действий руководителей и стратегии компаний:
· менее 40 % управляющих среднего звена и 5 % сотрудников низшего уровня четко понимают видение и действуют на основании стратегии;
· только 50 % высших руководителей, 20 % управляющих среднего звена и 10 % сотрудников низшего уровня осуществляют свои действия и используют системы поощрения, ориентированные на исполнение стратегии;
· 45 % управляющих не тратят ни минуты времени на обсуждение и принятие стратегических решений, 85 % команд управленцев тратят менее 1 часа в месяц;
· около 50 % компаний строят системы оценки исключительно на финансовых показателях.
Как видите, получается довольно неутешительная картина.
Рассмотрим, как обстоят дела с реализацией стратегии в коммерческих компаниях России. Аналогичной статистики по российским компаниям автору обнаружить не удалось. Изучение данного вопроса на частных примерах показало следующие возможные варианты способов реализации стратегий.
1. В процессе написания
стратегии всячески уходили от
формулирования реальных
2. Утвержденную стратегию передали на реализацию в плановый или финансовый отдел, которые осуществляют ежегодное планирование и формирует периодическую отчетность в организации. Но им не до стратегии. Успеть бы справиться с текущей работой. Во многих компаниях управленческий учет не на высоте, работа идет только с финансовыми показателями, которые являются результатом деятельности компании, так называемыми запаздывающими показателями. Про опережающие нефинансовые показатели никто не подумал или просто не знал об их существовании. Данные отделы при такой «реализации» стратегии будут просто констатировать и докладывать руководству полученные финансовые результаты раз в год. Одновременно при определенной ловкости можно легко отчитаться как о достигнутых, так и о недостигнутых результатах, найдя подходящие объяснения и обоснования.
3. Решили разработать
традиционный план реализации
стратегии с пунктами
4. Начали новую жизнь
и стали ежеквартально
5. После утверждения стратегии
акционеры или руководитель
6. Решили применить современную
методологию реализации
7. Подошли к реализации
стратегии серьезно. Привлекли в
разработке ССП консалтинговую
компанию, которая разработала
8. До разработки стратегии
внедрили КПЭ для всех
9. Разработали и внедрили
систему стратегического
В государственном секторе России стратегическим планированием и управлением занимается Министерство экономического развития. При этом с реализацией многочисленных написанных стратегией дела обстоят неважно. По мнению заместителя министра экономического развития А.Клепача: «Мы много принимаем стратегических документов, Минфин их как-то посчитал - у нас порядка 300 стратегий, но вот если говорить о степени реализованности и вообще руководства этими стратегиями в практической жизни, то здесь конечно небо и земля1».
В то же время А.Клепач утверждает, что «с 2004 года правительство начало строить систему стратегического управления в экономике. Вначале это была волна разработки стратегий развития тех или иных секторов экономики, переформатирование федеральных целевых программ и превращение их в действительно мощный инструмент развития экономики. Стартовали национальные проекты. Два года назад развернута работа по правительственным проектам (более 50) в различных секторах экономики. С 2011 года начинается разработка государственных программ. Так или иначе, но действующие программы и стратегии охватывают около половины экономики, и их вклад в экономический рост, по нашей оценке, уже сопоставим с эффектом от внешнеэкономической конъюнктуры. Россия выстрадала стратегический программный подход к развитию экономики…»2. Осталось получить сведения о результатах данных проектов и программ и достигнутых при этом ранее поставленных целях.