Стратегическое управление персоналом в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 00:47, реферат

Краткое описание

Концептуальной основой курса является авторская концепция управления производством как процесса воздействия на три системы: систему средств производства, систему “человек-машина” и систему “человек-коллектив”. Именно совокупность подходов к воздействию на систему “человек-коллектив” и определяет управление персоналом компании (руководство персоналом является одной из подфункций).
Фактически происходит трансформация управления персоналом в управление человеческими ресурсами. Меняются задачи и цели кадровой работы, повысился статус работников кадровых служб: в большинстве корпораций руководители этих служб стали входить в состав правления и даже в состав совета директоров.

Содержание

Введение. Переход к новому технологическому способу производства и изменение подхода к управлению персоналом. Эволюция подхода: кадровая работа - управление персоналом - управление человеческими ресурсами - стратегическое управление персоналом.

Глава 1. Сущность стратегического управления персоналом ...... 11
Глава 2. Составляющие стратегии управления персоналом .......... 78
Глава 3. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации ......................................................................... 123
Глава 4. Практика стратегического управления персоналом.
4.1. Комбинация различных вариантов стратегии ......................................... 143
4.2. Развитие компетенции персонала в условиях стратегического управления ......................................................................................................................... 148
4.3. Формирование эффективной организационной культуры в рамках
стратегического управления персоналом
Глава 5. Перспективы развития стратегического управления персоналом.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

KNIGA1.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Я в большом долгу  перед студентами Института бизнеса  и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве  Российской Федерации, а также перед  практикующими менеджерам, которые  получают второе высшее образование  в Московском экономико-статистическом институте, а также в рамках программы второго высшего образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В течение нескольких лет они были первыми благожелательными критиками позиций, лежащих в основе данной работы.

Особую признательность  за существенную поддержку я выражаю  проректору МГУ им. М.В. Ломоносова доктору  экономических наук, профессору А.В. Сидоровичу, а также моим зарубежным коллегам, прежде всего профессору Мартину Хильбу (Швейцария), немецким профессорам Дж. Сцеллу (университет города Оснабрюка) и А.Томасу (университет города Регенсбурга, Бавария).

 

Москва, ноябрь 2002 г.

 

 

Глава 1. Сущность стратегического управления персоналом.

В нашей стране лишь в 90-е годы начал  утверждаться новый подход к управлению персоналом, как самостоятельной профессиональной деятельности в системе управления деловой организацией. В конце прошлого десятилетия происходит переход от кадровой работы к управлению персоналом и сразу же начинается его дальнейшая трансформация в управление человеческими ресурсами. При этом все большую роль играет стратегический подход к управлению персоналом.

Столь быстрая эволюция  практики кадровой работы связана, прежде всего,  с изменением роли и места  персонала в деловой организации. Вместо отношений: “начальники - подчиненные” постепенно формируются отношения единого коллектива организации, в которой управление основано не на приказе и контроле, а на доверии и поддержке. Речь идет о переходе к стилю управления 21-го века - партиципативно-кооперативному, или “соучаствующему”  стилю управления персоналом. Работники все шире вовлекаются в обсуждение и решение проблем организации. Руководители стремятся решать проблемы не вместо подчиненных, а вместе с ними.

В этих условиях меняются требования как к руководителям, так и к подчиненным. В частности, фирмы стремятся избавиться от работников, которые либо лишь строят заманчивые планы, не подкрепляя их делами; либо стремятся повысить эффективность любой ценой (не думая о затратах и возможных последствиях);  либо, наконец, работают только в рамках предписаний, не проявляя инициативы. Все выше ценятся сотрудники, у которых “холодная голова, горячее сердце и деятельные руки”, которые ведут себя так заинтересованно, как будто фирма принадлежит  лично им. Профессор М. Хильб (Швейцария) называет их “гуманистическими сотрудниками”3.  Четыре типа сотрудников представлены на схеме 1.

Схема 1.

Типы сотрудников


  Планы

Прожектеры

“Гуманистические сотрудники”

Безинициативные исполнители

Сторонники сиюминутного эффекта


           Действия


 

Фактически в настоящее  время меняется парадигма управления, что ведет к становлению стратегического управления человеческими ресурсами. В дальнейшем в тексте употребляются для краткости как синонимы понятия: “персонал” и “человеческие ресурсы”.

 

Необходимость изменения общей парадигмы управления.

Подход к управлению персоналом  меняется тогда, когда  существующие методы и принципы не обеспечивают эффективного использования  ресурсов фирмы, ее конкурентоспособности. Речь  идет как об отдельной фирме, так и о деловых организациях страны или группы стран. Вследствие изменений внешних и внутренних условий функционирования деловой организации возникает объективная потребность в теоретическом осмыслении произошедших (и происходящих)  изменений, что ведет к разработке новых подходов в управлении.

Потребность практиков  в новом подходе к управлению персоналом вызвала к жизни работы теоретиков области менеджмента. Одними из первых начали изучать проблемы стратегического управления персоналом П. Бамбергер и И. Мешоулам (P. Bamberger и I. Meshoulam) еще 1985 году. В конце 80-х годов небольшие группы исследователей начали изучать проблемы стратегического управления персоналом, доказывая, что в ближайшем будущем “Человеческие ресурсы должны играть более важную стратегическую роль в менеджменте”4.  Конечно, предпочтительнее  положение, когда управленцы-теоретики не реагируют на уже свершившиеся изменения, а предсказывают их, заранее предлагая управленцам-практикам новые методы работы. Данная работа преследует именно такую цель.

Зарубежный опыт теории и практики современного менеджмента  свидетельствует, что переход от поточного внутрифирменного планирования к долгосрочному, а затем и  стратегическому в странах с  рыночной экономикой вызван ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях. Выработка и реализация корпоративной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности большинства компаний.

В целом, необходимость  изменения сложившейся в России и странах Запада весьма различной  парадигмы управления персоналом обусловлена  рядом общих и некоторыми специфическими факторами. Прежде всего речь идет о недостатках практики управления персоналом, а также о несоответствии теории управления новым реалиям, сложившимся как в экономике, так и в области трудовых отношений.

 

Недостатки  практики управления персоналом.

Анализ эмпирических исследований, проведенных в России и странах Запада5, позволяет выделить следующие основные недостатки практики управления персоналом:

  • Недостаточная ориентация управления персоналом на формирование репутации (имиджа) работников предприятия, что относится ко всем группам сотрудников. Обезличивание ведет к демотивации, поскольку в последние десятилетия постоянно рос уровень притязаний большинства работников.
  • Недостаточная горизонтальная интеграция важнейших функций управления персоналом, таких как набор, оценка, вознаграждение и развитие сотрудников. Менеджеры выполняют эти функции вне единого комплексного подхода к персоналу (в России) или весьма слабо учитывая в своей практике их взаимосвязь (в странах Запада).
  • Недостаточное вовлечение линейных руководителей и сотрудников  в разработку и реализацию концепций управления персоналом, что характерно для большинства стран современного мира.
  • Низкая объективность при оценке успешности управления персоналом, что демотивирует всех специалистов, связанных с кадровой работой. В этих условиях службы управления персоналом заинтересованы в минимизации рисков, связанных с поиском новых подходов в своей работе, и в максимизации угодничества перед хозяином.
  • Игнорирование изменений в ценностных ориентациях работников как  на Западе, так и в России.

Управление персоналом недостаточно учитывает сложившиеся  в обществе цели деятельности различных групп и средства достижения целей. В любом обществе можно выделить три основных вида целей, которые определяют деятельность человека:

  1. Материальное благополучие, власть, слава;
  2. Творчество, знания:
  3. Духовный рост.

Средства достижения названных целей можно разбить также на три группы:

  1. Любые, в том числе криминальные средства;
  2. Законные средства (в рамках юридических норм);
  3. Средства, отвечающие религиозным нормам.

Соотношения между названными  целями и средствами можно представить  в виде матрицы, в которой приводится удельный вес населения (в%%)  или  персонала предприятия, имеющего определенные цели и средства их достижения (таблица 1).

Таблица 1.

Матрица целей - средств (Россия 90-х годов)6

 

   

С р е д с т  в а

 

   ЦЕЛИ

Любые средства

Законные средства

В рамках религиозных  норм

Материальное благополучие, власть, слава

 

       25 %

 

45 %

 

5 %

Творчество, знания

5 %

5 %

5 %

Духовный рост

0 %

5 %

5 %


 

В первой колонке использованы данные официальной статистики, в  соответствие с которыми “криминальный  слой” составляет в России, примерно, 15 % населения. Поскольку реальная преступность, примерно, вдвое выше официально зарегистрированной, получается, что число лиц, использующих все (в том числе криминальные)  средства для достижения своих целей, составляет, примерно, 30 %.

  • Следующим недостатком практики управления персоналом является слабое распространение управления персоналом, ориентированного на перспективу и интеграцию. Можно в этой связи говорить о четырех различных уровнях развития практики управления персоналом7. Очень редко (как в России, так и на Западе) практика превосходит третий уровень, когда работа с персоналом является “задачей линейных руководителей по исправлению недостатков”, - говоря словами М. Хильба. Существующие на практике уровни развития управления персоналом с учетом эффективности работы сотрудников и степени их активности можно представить в виде схемы (схема 1).

Схема 1.

 

Уровни  развития управления персоналом.

Временные рамки  эффекта

Уровень 2

Работа с персоналом как задача функциональных отделов

Фаза институционализации  управления

Уровень 4.

Управление персоналом, ориентированное на перспективу и интеграцию.

Фаза целого (системного) предпринимательства

Уровень 1

Работа с персоналом как административная задача

Фаза бюрократического управления

Уровень 3

Работа с персоналом как  “задача ремонта, выполняемая  линейными руководителями”.

Фаза импровизации в управлении персоналом.


 

Реакция на проблему                           Профилактика            Уровень

                проблем                   активности

 

Уровень 1 означает, что работа с персоналом ограничивается решением оперативных задач.

Уровень 2 означает, что ответственные за управление персоналом, реагируя на проблемы, в соответствие с распоряжением руководства предприятия, но без привлечения линейных руководителей пытаются применить отдельные изолированные методы воздействия на персонал, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Реакцией на это бывает переход к следующему уровню.

Уровень 3, когда линейные руководители в порядке профилактики берут решение кадровых проблем в свои руки и самостоятельно их решают в виде “ремонтной задачи на линии” на основе импровизации.

Уровень 4 означает, что ответственные за управление персоналом, в качестве стратегических партнеров и членов руководящей команды предприятия, несут ответственность за то, что совместно с линейными руководителями и при участии сотрудников предприятия развивают, реализуют и контролируют концепцию управления персоналом, ориентированную на достижение долгосрочных целей. Это содействует реализации планов предприятия и интеграции важнейших функций управления персоналом8. Именно четвертый, высший уровень развития практики управления персоналом позволяет преодолеть отмеченные выше недостатки. Но подход к персоналу с точки зрения целостного, системного управления встречается крайне редко.

В целом уровень развития практики управления персоналом отличается большим разнообразием, причем, эти различия обусловлены прежде всего характером культуры, господствующей в обществе, отрасли, на предприятии.

Большие различия в подходах к управлению персоналом наблюдается  даже внутри ЕС, т.е. между странами объединенной Европы. Если взять два критерия: уровень стратегической ориентации и степень децентрализации принятия управленческих решений, то можно выделить четыре группы стран по господствующему в них подходу к управлению персоналом (схема 2).

Схема 2.

Уровень стратегической ориентации

 

Подход с  позиций  централизованной кадровой политики (Франция, Испания, Норвегия)

Интегрированный подход (Швеция, Швейцария)

Механистически-легализованный подход (Италия, Англия, ФРГ)

Децентрализованный нескоординированный подход (Голландия, Дания)

Информация о работе Стратегическое управление персоналом в XXI веке