Стратегическое управление персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение стратегического управления персоналом, а также выявление наиболее перспективных для России подходов к управлению персоналом.
Исходя из данной цели исследования, задачами работы являются:
 рассмотреть понятие и сущность стратегического управления персоналом организации;
 рассмотреть влияние философии менеджмента на стратегию управления персоналом организации;
 провести анализ современных тенденций развития стратегий управления персоналом;
 провести анализ практики применения стратегического управления персоналом организации в Российской федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………….4
1.1.Понятие и сущность стратегического управления персоналом организации……………………………………………………………………..4
1.2. Влияние философии менеджмента на стратегию управления персоналом организации……………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………16
1.2. Анализ современных тенденций развития стратегий управления персоналом……………………………………………………………………...16
2.1. Анализ практики применения стратегического управления персоналом в Российской Федерации…………………………………………………………20
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………24
3.1. Перспективы развития стратегического управления персоналом организации в Российской Федерации……………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

   Наиболее  последовательно интегрированная  стратегия управления персоналом применяется  на японских предприятиях. Основными  ее чертами являются:16

  • система “пожизненного найма”, что гарантирует основным работникам стабильность рабочего места;
  • широкое вовлечение работников в процессы планирования и принятия решений;
  • непрерывность обучения и систематическая ротация персонала;
  • высокая степень самоуправления, личной ответственности и самоконтроля работников при различных формах групповой работы;
  • большое значение фактора старшинства для продвижения по службе и повышения заработной платы, причем величина зарплаты варьируется посредством системы бонусов в зависимости от прибыльности фирмы.

   Американская  модель существенно отличается от японской, что видно из следующего сопоставления:17

  • краткосрочный найм;
  • быстрая оценка и продвижение;
  • специализированная деятельность;
  • формальные, количественные механизмы контроля;
  • единоличное принятие решений руководителем;
  • использованию “человеческого фактора” в управлении придается второстепенное значение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ  ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Анализ современных тенденций развития стратегий управления персоналом.

   В 80-х годах перед фирмами всех стран Запада все чаще вставали новые  и неожиданные задачи. Темпы перемен  были таковы, что можно было с  уверенностью предсказать дальнейшее нарастание неустойчивости “по крайней мере на 10 - 15 лет вперед”.18

   В этих условиях начинает меняться философия  управления, что обусловило поиск  новых стратегий управления персоналом. И. Ансофф формулирует принципы управления, которые базируются на двух основных подходах к решению проблем:

  • “управление на основе предвидения изменений” : неожиданные события могут стать ожидаемыми, поскольку темп изменений хотя и ускоряется, но все еще можно заранее предупредить будущие тенденции и определить реакцию на них;
  • “управление на основе гибких экстренных решений”  - в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

   Развивая  в 80-х годах концепции управления, И. Ансофф разработал подход, который  назвал “стратегическим управлением”. В его основе - управление посредством выбора стратегической позиции; путем ранжирования стратегических задач, причем, осуществляется это по слабым сигналам и в условиях стратегических неожиданностей. Эти идеи и сегодня оцениваются специалистами в области управления как самые современные. Они привлекли внимание не только теоретиков, но и практиков управления - руководителей фирм и в Японии,  и в США. В Западной Европе и России, хотя именно здесь неопределенностей и неожиданностей в развитии экономики очень много, менеджеры еще не востребовали концепцию И. Ансоффа. Что касается Восточной Европы, России и других стран СНГ, то, по мнению К. Штайльманна (крупного предпринимателя и ученого Германии), эти виды управленческого подхода вряд ли будут востребованы в ближайшее время. Как замечает автор, “российское предпринимательство “по своему” реагирует на “неожиданные события” и “ускоренные темпы изменений”19.

   В начале 80-х годов на Западе получило развитие еще одно направление в  теории управление - эволюционный подход20. Рассматривая мир как процесс, в котором Вселенная и все сложные системы жизни понимаются как результат развития, эволюционный подход меняет взгляд на фирму. Согласно данной концепции, именно сложившиеся на каждой фирме традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на изменение внешней и внутренней среды определяют лицо фирмы, отличие одной фирмы от другой в конкурентной борьбе. По мнению “эволюционистов”, именно сложившиеся правила, а не слепое стремление к максимизации прибыли во всех ситуациях определяют характер принимаемых решений. Эти правила не являются раз и навсегда установленными, они эволюционируют в соответствии с изменением деловой среды предприятия и несут на себе отпечаток как личностей руководителей фирмы, так и характера взаимоотношений с партнерами из других фирм. Согласно Х. Крингсу, эволюционная модель фирмы признает, что у фирмы нет единого критерия оптимальности принимаемых решений. Этот критерий носит строго индивидуальный характер, отражая не только личные предпочтения руководителя, но и исторический опыт деятельности фирмы, ее успехов и неудач. Идеи И. Ансоффа, Х. Крингса и других современных авторов, формируя новую философию управления, оказывают влияние на существующие стратегии управления персоналом.

   Во-первых, приходит понимание того, что отдельный сотрудник является лучшим экспертом по конкретным, порученным ему вопросам. Он разбирается в них лучше, чем вышестоящие руководители, поэтому в интересах дела переход полномочий к подчиненным. В передовых фирмах работники участвуют в принятии решений и часто сами их принимают. Такие подчиненные, - пишет В. Йеманс, - чаще спорят с начальством и показывают больше изобретательности. Они скорее проявят собственную инициативу, чем будут ожидать распоряжений”.  В целом, командный стиль руководства отходит в прошлое. Подчиненным передается (делегируется) все больше полномочий.

   Во-вторых, взаимоотношения приобретают все  более коллегиальный характер, они  не столь структурированы, как было ранее. В этих условиях руководителям  необходимо развить в себе новые качества, чтобы адаптироваться к сложившейся ситуации. Для решения все большего количества задач схема “начальник - подчиненный” не подходит. Проблемы все чаще  решаются командой, что предполагает изменение установок не только руководителей, но и подчиненных. Тогда команда становится нормой организации труда.

   В-третьих,  становится ненужной старая организационная  модель, поскольку благодаря новым  технологиям возможен свободный  доступ к информации внутри компании. Компании заменяют руководящие звенья командами. Высказывается мнение, что скоро люди будут работать в горизонтальной структуре, основу которой составляют команды, объединенные одной целью, такой, например, как разработка новой продукции, а не общими функциями, как, например,  маркетинг.

   В целом, все названные изменения  в философии управления ведут  к формированию новой стратегии  управления персоналом. На практике это  можно наблюдать в деятельности лучших предприятий США. Опыт самых  преуспевающих и быстрорастущих компаний Америки позволяет извлечь тринадцать уроков21.

  • Все лица, так или иначе участвующие в создании процветающего, быстрорастущего предприятия, отчетливо представляют себе, где бы они хотели очутиться в отдаленной перспективе.
  • Преуспевающие предприниматели неизменно преисполнены неиссякаемого оптимизма.
  • Руководство самых преуспевающих фирм делает все возможное, чтобы воссоздать даже в крупной организации ощущение небольшого коллектива, даже одной семьи.
  • Все быстрорастущие компании придерживаются стратегии увеличения своей доли рынка, они постоянно нацелены на завоевание новых позиций на рынке сбыта своей продукции.
  • Каждая из преуспевающих компаний убеждена, что качество ее продукции или услуг является наивысшим.
  • Все преуспевающие и быстрорастущие компании самое пристальное внимание уделяют обслуживанию  потребителей.
  • Быстрорастущие компании, как никто, умеют сосредоточиваться на ключевых аспектах своей деятельности.
  • Многие из быстрорастующих компаний держат под замком, в большом секрете свои патенты, программное обеспечение или научно-технические достижения. Не спешат расстаться со своими открытиями, лицензировать их.
  • Быстрорастущие компании обладают способностью привлекать и удерживать у себя талантливых людей.
  • Большинство быстрорастущих компаний  демонстрируют все возрастающую гибкость в управлении и организации производства.
  • Большинство быстрорастущих компаний США демонстрируют сильное желание разделить со своими работниками все выгоды, прежде всего прирост прибыли.
  • Быстрорастущие компании предлагают своим работникам привлекательные условия для труда.
  • Быстрорастущие компании учились, как услышать то, что происходит внутри и вовне фирмы.

   В отношении предприятий переходного  периода России, как и других стран  СНГ,  более  справедлива так  называемая “теория выживания”22. Согласно этой теории, в известном смысле являющейся “антиэволюционной”, предприятие в переходный период не в силах приспособиться к постоянным изменениям внешней среды, прежде  всего, - к колебаниям в номенклатуре и объемах производства, а также к резким переменам в финансовом состоянии поставщиков и потребителей.  В этих условиях основной задачей предприятий является выживание. Поэтому плавная и согласованная с внешней средой эволюция невозможна, а правила принятия решений на предприятии, едва сформировавшись, рушатся под напором стрессовых ситуаций, в которых слишком часто оказывается коллектив предприятия и его руководство. В этих условиях руководители предприятия  принимают решения, основываясь только на краткосрочной личной  выгоде и стремлении к укреплению своего бесконтрольного положения.

   По  мнению ряда отечественных авторов23, данная фаза в жизни предприятия носит кратковременный характер. Социально-экономическая и нормативно-правовая нестабильность, накопление “криминальной составляющей” деятельности руководителей предприятий и смыкание их  со структурами организованной преступности делают положение руководителей, “ориентированных на выживание”, неустойчивым. Чувствуя себя временщиками, такие руководители не заинтересованы в стратегическом управлении персоналом.

2.2. Анализ практики применения стратегического управления персоналом в Российской Федерации.

   В России лишь в 90-е годы получает признание  подход к управлению персоналом как  самостоятельной профессиональной деятельности, и в конце этого десятилетия начинается его дальнейшая трансформация в управление человеческими ресурсами.

   Столь быстрая эволюция кадровой работы связана  прежде всего с изменением роли и  места персонала в деловой  организации. Вместо отношений “начальники  – подчиненные” постепенно формируются отношения единого коллектива, основанные не на приказе и контроле, а на доверии и поддержке. Вводится стиль управления ХХI в. – партиципативно-кооперативный, или “соучаствующий”. Работники все шире вовлекаются в обсуждение и решение проблем организации, руководители стремятся распутывать вопросы не вместо подчиненных, а вместе с ними. При этом фирмы предпочитают избавляться от людей, которые либо строят заманчивые планы, не подкрепляя их делами, либо пытаются повысить эффективность любой ценой, не думая о затратах и возможных последствиях, либо трудятся в рамках предписаний, не проявляя инициативы. Выше ценятся сотрудники, у которых холодная голова, горячее сердце и деятельные руки. Швейцарский профессор М. Хильб называет их “гуманистическими сотрудниками”.

   В настоящее время меняется парадигма  управления, о чем свидетельствует  становление стратегического управления человеческими ресурсами. В дальнейшем тексте понятия “персонал” и “человеческие  ресурсы” употребляются как синонимы.

   Зарубежный опыт теории и практики менеджмента показывает, что переход от поточного внутрифирменного планирования к долгосрочному, а затем и стратегическому вызван ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях. Выработка и реализация корпоративной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности большинства компаний.

   В целом необходимость изменения сложившейся в России и странах Запада парадигмы управления обусловлена общими и некоторыми специфическими факторами. Прежде всего, речь идет о недостатках практики, а также несоответствии теории новым реалиям.

   Анализ  эмпирических исследований, проведенных в России и странах Запада, позволяет выделить следующие главные просчеты в управлении персоналом:24

  • слабая ориентация на формирование имиджа работников предприятия. Обезличивание ведет к демотивации, поскольку в последние десятилетия постоянно растет уровень притязаний большинства работников;
  • неадекватная горизонтальная интеграция важнейших функций управления, таких как набор, оценка, вознаграждение и развитие сотрудников. Менеджеры выполняют эти функции вне единого комплексного подхода к персоналу (в России) или плохо учитывают их взаимосвязь (в странах Запада);
  • недостаточное вовлечение линейных руководителей и сотрудников в разработку и реализацию концепций управления;
  • неадекватная оценка успехов, что гасит инициативу специалистов по кадровым вопросам. Службы управления персоналом заинтересованы в минимизации рисков при поиске новых подходов в работе, максимизации покорности воле начальника (работодателя);
  • игнорирование изменений в ценностных ориентациях людей, безучастное отношение к целям деятельности различных групп и средствам их достижения. В любом обществе можно выделить три основные цели, которые определяют деятельность человека – материальное благополучие, власть, слава; творчество, знания; духовный рост. Средства достижения названных целей можно разбить также на три группы: любые, в том числе криминальные; законные (в рамках юридических норм); отвечающие религиозным нормам.

Информация о работе Стратегическое управление персоналом организации