Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:44, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение стратегического управления персоналом, а также выявление наиболее перспективных для России подходов к управлению персоналом.
Исходя из данной цели исследования, задачами работы являются:
рассмотреть понятие и сущность стратегического управления персоналом организации;
рассмотреть влияние философии менеджмента на стратегию управления персоналом организации;
провести анализ современных тенденций развития стратегий управления персоналом;
провести анализ практики применения стратегического управления персоналом организации в Российской федерации;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………….4
1.1.Понятие и сущность стратегического управления персоналом организации……………………………………………………………………..4
1.2. Влияние философии менеджмента на стратегию управления персоналом организации……………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………16
1.2. Анализ современных тенденций развития стратегий управления персоналом……………………………………………………………………...16
2.1. Анализ практики применения стратегического управления персоналом в Российской Федерации…………………………………………………………20
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………24
3.1. Перспективы развития стратегического управления персоналом организации в Российской Федерации……………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………33
Крупным
просчетом практики является слабое
распространение управления персоналом,
ориентированного на перспективу и интеграцию.
Можно в этой связи говорить о четырех
различных уровнях развития практики
управления персоналом, что и представлено
в виде схемы с учетом эффективности работы
сотрудников и степени их активности.25
Уровень
2
Работа с персоналом как задача функциональных отделов. Фаза институционализации управления |
Уровень 4
Управление персоналом, ориентированное на перспективу и интеграцию. Фаза целого (системного) предпринимательства |
Уровень
1
Работа с персоналом, как административная задача. Фаза бюрократического управления |
Уровень 3
Работа
с персоналом, как «задача ремонта
выполняемая линейными Фаза импровизации в управлении персоналом. |
Реактивная
Уровень 1. Ограничивается решением оперативных задач.
Уровень 2. Показывает, что ответственные за управление персоналом в соответствии с распоряжением администрации предприятия, но без привлечения линейных руководителей пытаются применить отдельные изолированные методы воздействия, рассчитанные на долгосрочную перспективу.
Уровень 3. Иллюстрирует, что линейные руководители в порядке профилактики берут кадровые вопросы в свои руки и самостоятельно, импровизируя, решают их как “ремонтные задачи на линии”.
Уровень
4. Объясняет, что ответственные за управление
персоналом в качестве стратегических
партнеров и членов руководящей команды
предприятия совместно с линейными руководителями
и при участии сотрудников предприятия
развивают, реализуют и контролируют концепцию,
ориентированную на достижение долгосрочных
целей. Это содействует выполнению планов
предприятия и интеграции важнейших функций
управления персоналом.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Перспективы развития стратегического управления персоналом организации в Российской Федерации.
С
учетом современных тенденций
Пессимистичный
сценарий. Согласно этому прогнозу
часть HR-функций, а именно обучение
персонала и повышение
Второй сценарий предполагает баланс между оптимизмом и пессимизмом в отношении будущего. По этому сценарию, как и по первому, часть функций HR-менеджеров будет передаваться внешним компаниям, однако решением оперативных вопросов управления персоналом будет заниматься сама компания. К тому же деятельность HR-менеджеров будет углубляться, поскольку помимо выполнения своих традиционных функций от них потребуется оказание своевременной консультативной помощи в различных ситуациях, поощрение творческого вместо исполнительского подхода работников к своим обязанностям, что является обязательной предпосылкой эффективности труда в XXI веке (согласно исследованиям Мичиганского университета и американских ученых У. Ротвелла и Д. Ульриха).27
Оптимистичный сценарий. Этот сценарий также предполагает вовлечение внешних компаний в процесс управления персоналом компании, однако помимо консультационной работы HR-менеджеры будут выполнять также основную работу по руководству персоналом и будут нести ответственность за последствия своей руководящей деятельности. В основе управления персоналом лежат обучение и воспитание, так как именно человеческие ресурсы и знания руководства компании становятся ключевым фактором ее конкурентоспособности. Опираясь на профессиональные знания о природе человеческого поведения, HR-менеджеры смогут адекватно реагировать на очередные действия конкурентов. Главная идея такого подхода заключается в том, что менеджер XXI века должен быть лидером, чтобы эффективно управлять персоналом.
Исследование Общества планирования человеческих ресурсов позволило выявить, какие качества HR-менеджеров будут самыми важными в будущем. Ниже приведены отличия семь качественных характеристик менеджеров конца XX в. и менеджеров XXI в.:28
Качества
руководителя
в конце 90-х гг. XX в |
Качества руководителя
в будущем |
Деловая хватка и проницательность | Умение масштабно
и квалифицированно управлять |
Способность
к самостоятельным
активным действиям в области организационных изменений с использованием личных навыков воздействия на персонал |
Деловая и финансовая
предприимчивость |
Глубокое
применение на практике
знания основ технологий управления персоналом |
Стратегическое
и критическое
мышление, дальновидность, навыки решения проблемных ситуаций |
Глобальное
стратегическое
мышление и умение планировать |
Использование
информационных
технологий |
Разнообразие технологий управления | Глубокое понимание
технологий
управления персоналом |
Аналитическое,
концептуальное,
критическое мышление, навыки решения проблемных ситуаций |
Разнообразие
управленческих
навыков |
Анализ
финансов и умение
оценивать затраты |
Организаторские способности |
В свою очередь, заслуженный деятель науки Российской Федерации Ю.М. Осипов предлагает позитивный и негативный сценарии развития российской экономики в условиях дальнейшей глобализации, обусловленной также развитием электронной экономики, что непременно отразится на управлении человеческим капиталом.29
Согласно негативному сценарию в результате формирования тоталитарной электронной экономики в деловом мире будут господствовать предприниматели типа "акулы", связанные с коррумпированными чиновниками всех уровней. В таком случае кадровая стратегия будет носить жесткий характер, работники будут восприниматься руководством как бесправные работополучатели.
Оптимистичный сценарий основан на идее антиглобализма, которая может привести к формированию такого типа экономики, которая будет базироваться на принципах устойчивого развития и индустриальной демократии. В России могут формироваться образованные предприниматели, умеющие разрабатывать эффективную стратегию развития предприятий. Они выработают кодекс предпринимательской этики, постепенно развивая новое для России нравственное предпринимательство, основанное на таких постулатах, как признание ценности человеческой жизни; неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм; незыблемость демократических прав работников компании в обсуждении как повседневных, так и стратегических задач развития организации.
Нравственное
предпринимательство
Успех такого оптимистичного прогноза для России вполне возможен согласно опросу, проведенному PricewaterhouseCoopers в рамках 10-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (10th Annual Global CEO Survey). В результате опроса выяснилось, что, по мнению лишь 45% российских топ-менеджеров, глобализация полезна как для развитых, так и для развивающихся стран. В целом по миру этот показатель составил 73%, а в США - 89%. Эти показатели свидетельствуют о том, что в отличие от своих западных коллег российские предприниматели отрицательно относятся к глобализации, и оптимистичный сценарий развития наиболее актуален для России.30
Для России, как в настоящее время, так и в ближайшем будущем, характерно более пристальное внимание компаний к следующим областям управления персоналом:
Говоря о перспективах развития стратегического управления персоналом в России, следует отметить влияние на данный процесс объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся преобразования на макроуровне.
В
настоящее время
При формировании предпосылок развития управления персоналом в России в будущем в правильном направлении важную роль сыграют субъективные факторы. К таким факторам относятся готовность менеджеров и сотрудников работать по-новому в условиях непрерывных инновационных процессов, интенсивность развития которых зависит от государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики. России необходимо создать благоприятные условия для научных исследований и НТП. Это может привести к формированию новых установок для менеджеров и сотрудников, необходимых для стратегического управления персоналом.
Прогнозы специалистов о перспективах развития управления персоналом в России основываются на особенностях управления персоналом, которые имеют место в стране, а также тенденциях развития управления персоналом в мире в ближайшем будущем:
Образование
также создает важные предпосылки
для развития в России стратегического
подхода к управлению персоналом
в условиях эффективной корпоративной
культуры. В этом случае деятельность
менеджера представляет комбинацию трех
элементов: ремесленной работы (то, чему
можно научиться), пассионарности менеджера
(способность жертвовать собой ради достижения
целей организации - этому нельзя научиться)
и культурной традиции.
В
целом, однако, общим направлением развития
стратегического управления персоналом
в России уже в начале XXI века является
переход к более плоским структурам, в
которых управление по горизонтали становится
важнее традиционного управления сверху
вниз, характерного для громоздкой иерархии.
Со многими искажениями, оговорками и
условностями преобразования все-таки
происходят, что приводит к глубоким изменениям
во всех аспектах жизни корпораций. Зарождаются
элементы нового, стратегического управления
персоналом в условиях меняющейся организационной
культуры предприятий. В частности, в децентрализованной
горизонтальной структуре менеджеры и
работники предприятий не пытаются найти
ответ у высшего руководства, а сами принимают
решения и разрабатывают планы действий.
Это стимулирует новые идеи, творческую
мысль и большую заинтересованность в
делах со стороны подчиненных менеджеров
и сотрудников предприятий.31
Информация о работе Стратегическое управление персоналом организации