Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:56, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации, анализ и совершенствование управления корпоративной культурой в фирме.
Задачи курсовой работы:
1. раскрыть понятие, сущность и принципы корпоративной культуры;
2. выявить роль корпоративной культуры в туристской организации;
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии
1.1. Общие понятия и сущность корпоративной культуры
1.2. Роль корпоративной культуры в туристской организации
2. Анализ существующей корпоративной культуры на примере туристской фирмы
2.1. Общая характеристика деятельности туристической фирмы
2.2. Анализ формирования корпоративной культуры туристической фирмы
3. Проект мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в туристической фирме
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры на предприятиях в индустрии туризма
3.2. Расчет социально-экономического эффекта от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом [9].
Нетрудно заметить тесную
связь между культурой
Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.
Обычно корпоративная культура возникает спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов. Наибольший вклад вносят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения начинают, пусть неосознанно, копировать другие сотрудники.
Естественно, если во главе
организации стоит сильный
Однако без четкого
«научного» управления этим процессом,
без создания «якорей» корпоративного
кодекса, без осознанного использования
элементов корпоративной
Некоторые руководители рассматривают
свою корпоративную культуру как
мощный стратегический инструмент, позволяющий
ориентировать все
Специфические культурные ценности организации могут касаться следующих вопросов:
- предназначение организации и ее «лицо» (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства);
- старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти);
- значение различных
- обращение с людьми (забота
о людях и их нуждах, уважение
к индивидуальным правам, обучение
и возможности повышения
- роль женщин в управлении и на других должностях;
- критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;
- организация работы и дисциплина;
- стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или стиль сотрудничества, использование комитетов и целевых групп);
- процессы принятия решений (кто принимает решения, с кем проводятся консультации);
- распространение и обмен
информацией (сотрудники
- характер контактов (
- характер социализации (кто общается с кем во время, и после работы, особые условия, такие как отдельная столовая и др.);
- пути решения конфликтов
(желание избежать конфликта
- оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты);
- отождествление с организацией
(лояльность и целостность,
Различают следующие типы корпоративных культур:
1.«Культура власти». В
данной культуре компании
2. «Ролевая культура».
Характеризуется строгим
3. «Культура задачи». Данный
вид культуры сориентирован в
первую очередь, на решение
задач, на реализацию проектов.
Эффективность деятельности
4. «Культура личности».
Компания с данным типом
В условиях трансформирующейся
отечественной экономики
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:
1) поверхностный (символический)
уровень – это все, что
2) подповерхностный уровень
– объединяет ценности и нормы,
3) базовый (глубинный)
уровень – базовые
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной корпоративной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:
Осознание себя и своего
места в организации (в одних
культурах ценится сдержанность
и сокрытие работником своих внутренних
настроений и проблем, в других —
поощряется открытость, эмоциональная
поддержка и внешнее проявление
своих переживаний; в одних случаях
творчество проявляется через
Коммуникационная система
и язык общения (использование устной,
письменной, невербальной коммуникации,
«телефонного права» и открытости коммуникации
варьируется от организации к
организации; профессиональный жаргон,
аббревиатуры, язык жестов специфичен
для организаций различной
Внешний вид, одежда и представление
себя на работе (разнообразие униформ,
деловых стилей, нормы использования
косметики, духов, дезодорантов и т.
п.), свидетельствующие о
Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи: как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т. п.;
Осознание времени, отношение к нему и его использование: восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности;
Взаимоотношения между людьми:
влияние на межличностные отношения
таких характеристик как
Ценности и нормы первые представляют собой совокупности представлений о том, что хорошо, а что — плохо; вторые — набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения;
Мировоззрение: вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т. п.;
Развитие и самореализация работника: бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту;