Стратегия развития, поощрения и стимулирования как элемент корпоративной культуры турфирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации, анализ и совершенствование управления корпоративной культурой в фирме.
Задачи курсовой работы:
1. раскрыть понятие, сущность и принципы корпоративной культуры;
2. выявить роль корпоративной культуры в туристской организации;

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии
1.1. Общие понятия и сущность корпоративной культуры
1.2. Роль корпоративной культуры в туристской организации
2. Анализ существующей корпоративной культуры на примере туристской фирмы
2.1. Общая характеристика деятельности туристической фирмы
2.2. Анализ формирования корпоративной культуры туристической фирмы
3. Проект мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в туристической фирме
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры на предприятиях в индустрии туризма
3.2. Расчет социально-экономического эффекта от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 70.73 Кб (Скачать файл)

Корпоративная культура ориентирована  на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом  в организационном поведении  сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом [9].

Нетрудно заметить тесную связь между культурой организации  и корпоративной культурой. Первое невозможно без второго. Корпоративная  культура предприятия призвана обеспечить адаптивное поведение организации  во внешней среде. Она помогает предприятию  выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно  развиваться. Но при этом ее основой  является внутренняя консолидация, взаимодействие и взаимокоординация, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласовании интересов. Корпоративную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение. Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.

Носителями корпоративной  культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся культурой она  как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.

Обычно корпоративная  культура возникает спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера  и устных наставлений старожилов. Наибольший вклад вносят наиболее харизматические  личности. Именно их привычки и правила  поведения начинают, пусть неосознанно, копировать другие сотрудники.

Естественно, если во главе  организации стоит сильный харизматический  лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры окажет именно он. И корпоративная культура начнет работать на своего создателя.

Однако без четкого  «научного» управления этим процессом, без создания «якорей» корпоративного кодекса, без осознанного использования  элементов корпоративной культуры в рекламных и PR-материалах, основной цели не достигнуть, а именно — самоподдержания и саморазвития организации.

Некоторые руководители рассматривают  свою корпоративную культуру как  мощный стратегический инструмент, позволяющий  ориентировать все подразделения  и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать  общение.

Специфические культурные ценности организации могут касаться следующих  вопросов:

- предназначение организации и ее «лицо» (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства);

- старшинство и власть (полномочия, присущие должности  или лицу, уважение старшинства  и власти);

- значение различных руководящих  должностей и функций (полномочия  отдела кадров, важность постов  различных вице-президентов, роли  разных отделов);

- обращение с людьми (забота  о людях и их нуждах, уважение  к индивидуальным правам, обучение  и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация  людей);

- роль женщин в управлении  и на других должностях;

- критерии выбора на  руководящие и контролирующие  должности;

- организация работы и  дисциплина;

- стиль руководства и  управления (авторитарный, консультативный  или стиль сотрудничества, использование  комитетов и целевых групп);

- процессы принятия решений  (кто принимает решения, с кем  проводятся консультации);

- распространение и обмен  информацией (сотрудники информированы  хорошо или плохо);

- характер контактов (предпочтение  личным или письменным контактам,  возможность контактов с высшим  руководством);

- характер социализации (кто общается с кем во время,  и после работы, особые условия,  такие как отдельная столовая  и др.);

- пути решения конфликтов (желание избежать конфликта или  идти на компромисс, участие высшего  руководства);

- оценка эффективности  работы (тайная или открытая, кем  осуществляется, как используются  результаты);

- отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух  единства, удовольствие от работы  в организации) [10].

Различают следующие типы корпоративных культур:

1.«Культура власти». В  данной культуре компании особую  роль играет лидер, его личные  качества и способности. В качестве  источника власти заметное место  принадлежит ресурсам, находящимся  в распоряжении того или иного  руководителя. Компании с такого  рода культурой, как правило,  имеют жесткую иерархическую  структуру. Набор персонала и  продвижения по ступеням иерархической  лестницы осуществляются достаточно  часто по критериям личной  преданности. Данный тип культуры  позволяет компании быстро реагировать  на изменение ситуации, быстро  принимать решения и организовывать  их исполнение.

2. «Ролевая культура».  Характеризуется строгим функциональным  распределением ролей и специализацией  участников. Этот тип компаний  функционирует на основе системы  правил, процедур и стандартов  деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным  источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая компания способна успешно работать в стабильной окружающей среде.

3. «Культура задачи». Данный  вид культуры сориентирован в  первую очередь, на решение  задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности компаний  с такой культурой во многом  определяется высоким профессионализмом  сотрудников и кооперативным  групповым эффектом. Большими властными  полномочиями в таких компаниях  обладает те, кто в данный момент  является экспертом в ведущей  области деятельности и кто  обладает максимальным количеством  информации. Эта культура эффективна  в тех случаях, когда ситуативные  требования рынка являются определяющими  в деятельности компании.

4. «Культура личности».  Компания с данным типом культуры  объединяет людей не для решения  каких-то задач, а для того  чтобы они могли добиваться  собственных целей. Власть основывается  на близости к ресурсам, профессионализме  и способности договариваться. Власть  и контроль носят координирующий  характер.

В условиях трансформирующейся отечественной экономики целесообразно  применять в компаниях основные положения таких типов организационной  культуры, как «культура власти»  и «культура задачи». «Культура  власти» в качестве источника  власти предполагает эффективное использование  и перераспределение руководителем  имеющихся ресурсов, базируется на принципах иерархической структуры, продвижение по ступеням которой  осуществляется по критериям преданности  общей миссии. Этот тип организационной  культуры позволяет оперативно реагировать  на изменения среды, принимать и  реализовывать решения. «Культура  задачи» ориентирована на решение  поставленных задач и реализацию разработанных проектов.

В настоящее время стало  уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:

1) поверхностный (символический)  уровень – это все, что человек  может увидеть и потрогать:  корпоративная символика, логотип,  фирменные календари, флаг фирмы,  гимн фирмы, особая архитектура  здания и т. п. Также к  символическому уровню относят  мифы, легенды и истории, связанные  с основанием фирмы, деятельностью  ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры.

2) подповерхностный уровень  – объединяет ценности и нормы,  сознательно зафиксированные в  документах организации и призванные  быть руководящими в повседневной  деятельности членов организации.  Типичным примером такой ценности  может служить установка «клиент  всегда прав» в отличие от  установки о первенстве производителя  в советский период. В частности,  продолжающееся существование старой  ценности о первенстве производителя  до сих пор противодействует  эффективной работе многих организаций  и секторов экономики. На этом  уровне изучению подвергаются  ценности и верования, разделяемые  членами организации, в соответствии  с тем, насколько эти ценности  отражаются в символах и языке.  Восприятие ценностей и верований  носит сознательный характер  и зависит от желания людей.  Исследователи часто ограничиваются  этим уровнем, так как на  следующем уровне возникают почти  непреодолимые сложности.

3) базовый (глубинный)  уровень – базовые предположения,  возникающие у членов организации  на основании личных паттернов,  подкрепляемых или изменяющихся  успешным опытом совместных действий  и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной  культуры, который без запаха  и вкуса, которым все дышат,  но в обычном состоянии не  замечают. Эти базовые предположения  трудно осознать даже самим  членам организации без специального  сосредоточения на этом вопросе.  Эти скрытые и принимаемые  на веру предположения направляют  поведение людей, помогая им  воспринять атрибуты, характеризующие  корпоративную культуру [11].

Существует много подходов к анализу содержательной стороны  той или иной корпоративной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:

Осознание себя и своего места в организации (в одних  культурах ценится сдержанность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других —  поощряется открытость, эмоциональная  поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях  творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм);

Коммуникационная система  и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации варьируется от организации к  организации; профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной  принадлежности организаций);

Внешний вид, одежда и представление  себя на работе (разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования  косметики, духов, дезодорантов и т. п.), свидетельствующие о существовании  множества микрокультур;

Привычки и традиции, связанные  с приемом и ассортиментом  пищи: как организовано питание работников в организации, включая наличие  или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность  и продолжительность питания; совместно  или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т. п.;

Осознание времени, отношение  к нему и его использование: восприятие времени как важнейшего ресурса  или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных  параметров организационной деятельности;

Взаимоотношения между людьми: влияние на межличностные отношения  таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем  власти, образованность, опыт, знания. Соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов;

Ценности и нормы первые представляют собой совокупности представлений  о том, что хорошо, а что —  плохо; вторые — набор предположений  и ожиданий в отношении определенного  типа поведения;

Мировоззрение: вера или  отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение  к взаимопомощи, к этичному или  недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве  добра и т. п.;

Развитие и самореализация работника: бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект  или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту;

Информация о работе Стратегия развития, поощрения и стимулирования как элемент корпоративной культуры турфирмы