Структура и функции аппарата управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо и разработка путей совершенствования структуры управления райпо
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 изучена сущность и значение управления в развитии экономики,
 проанализированы структура и функции аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение управления в развитии экономики
1.1 Сущность управленческой деятельности
1.2 Субъекты и объекты управления
1.3 Зарубежный опыт управления кооперативными организациями
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелёвского райпо
2.2 Система управления Буда-Кошелёвского райпо, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо в условиях перехода к рыночным отношениям
3.1 Оценка эффективности управления предприятием
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций Буда-Кошелёвского райпо
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Структура и функции аппарата управления хозрасчетного объединения.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Сущность и значение управления в развитии экономики

1.1 Сущность управленческой деятельности

1.2 Субъекты и объекты управления

1.3 Зарубежный опыт управления  кооперативными организациями

  1. Анализ структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо

2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелёвского райпо

2.2 Система управления Буда-Кошелёвского  райпо, его органы управления  и функциональный аппарат, их  задачи

2.3 Основные документы, регламентирующие  деятельность аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо, их анализ

  1. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо в условиях перехода к рыночным отношениям

3.1 Оценка эффективности управления  предприятием

3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций Буда-Кошелёвского райпо

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

С развитием рыночных отношений управление становится деятельностью, в сферу которой входит как сфера материального производства, так и сфера духовной жизни. Благодаря эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способность быстро реагировать на изменяющиеся многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. Поэтому вопросы управления становятся весьма актуальными в настоящее время.

В условиях рыночной экономики радикально меняется социальная природа и цели развития экономики, что приводит к возникновению качественно нового механизма управления.

Так, можно сказать, что данная тема курсовой работы весьма актуальна в настоящее время.

Целью курсовой работы является изучение структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо и разработка путей совершенствования структуры управления райпо

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучена сущность и значение управления в развитии экономики,
  • проанализированы структура и функции аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо.
  • предложены основные пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо в условиях перехода к рыночным отношениям.

Предметом курсовой работы является структура и функции аппарата управления, а объектом – Буда-Кошелёвское райпо.

В структуру курсовой работы входит введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения. Объём курсовой работы составляет 44 страницы.

В первой главе рассмотрена сущность управленческой деятельности, субъекты и объекты управления, а также изучен зарубежный опыт управления кооперативными организациями.

Во второй главе приведена организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелёвского райпо, изучена и проанализирована система управления Буда-Кошелёвского райпо: его органы управления и функциональный аппарат, их задачи, а также рассмотрены основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо и проведён их анализ.

В третьей главе дана оценка эффективности управления Буда-Кошелёвским райпо и приведены основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций райпо.

В заключении сделаны выводы по всем главам.

Для написания курсовой работы использовались следующие методы: синтез и анализ, метод описания, сравнения, хронологический, статистический и аналитический методы.

Методологической основой курсовой работы являются нормативные акты, источники периодической печати, труды известных отечественных и зарубежных авторов, а также аналитический материал, связанный с практической деятельностью Буда-Кошелёвского райпо, бухгалтерская и статистическая отчётность райпо за 2002-2003 года. В связи с тем, что изучаемая тема курсовой работы является весьма актуальной в настоящее время, то её изучением занимаются как теоретики, так и практики.

 

 

1. Сущность и  значение управления в развитии экономики

 

    1. Сущность управленческой деятельности

 

Управление — функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Существует три класса управления:

  • в неживой природе (технических системах);
  • в организмах (биологических системах);
  • в обществе (социальных системах) [3, с.9].

Управление в технических системах - это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.

Управление в социальных системах — это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.

Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции. Однако в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Это промышленные организации, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании, целью деятельности которых является получение прибыли. Управление в этих организациях носит название менеджмент.

Управление общественными процессами осуществляется через отношения людей. Отношения управления выражают собой связи людей по организации совместной деятельности и выступают как составная часть одной из форм производственных отношении.

Управление является функцией непосредственно общественного труда, но содержание его зависит от модели рыночной экономики. Управление в условиях социально ориентированной модели рыночной экономики в большей степени предполагает участие государства в согласовании кооперированного труда в рамках общества.

В широком понимании управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации [6, с.31].

Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. Здесь речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей.

В последнее время управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Управленческий труд — это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Выделяют специфические особенности управленческого труда:

1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:

организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих - решений);

информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции);

  1. участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);
  2. предмет труда — информация;
  3. средства труда — организационная и вычислительная техника;
  4. результат труда — управленческие решения.

Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных задании до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается.

Помимо рассмотрения сущности управленческой деятельности, следует изучить объекты и субъекты управления.

 

1.2 Субъекты и объекты управления

 

Управление возможно лишь в рамках определённых систем. Организации и их объединения, например потребительские общества и их союзы, представляют собой организационно-экономические системы. Каждая такая систем представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами представляют собой взаимоотношение людей.

Объект управления – это прежде всего коллектив работников организации, на которых направлено управляющее действие. К объекту управления в кооперативных организациях относятся также материальные, денежные и трудовые ресурсы.

Субъект управления представлен органом управления – аппаратом управленческих работников и руководителей. В кооперативах и потребсоюзах к субъекту относятся и органы общественного самоуправления – комиссии, собрания, советы, съезды. [5, с.10].

При этом одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления, кроме Верховного совета Республики Беларусь.

Субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует государство классифицируется по нескольким признакам:

  1. по уровню решаемых задач – экономика Республики Беларусь в целом, отрасли, регионы, фирмы,
  2. по видам регулируемой деятельности – доходы, капиталовложения, цены, рынки и др.,
  3. по адресату воздействия – различные фонды, учебные заведения, частные компании и так далее.

Управление в социальных системах отличается от управления в технических и биологических системах тем, что любой вид хозяйственной деятельности субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) осуществляется сознательно.

Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и различным признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.

Субъект и объект управления функционируют на основе обмена информацией, на основе чего протекает процесс управления. Обмен информацией осуществляется по каналам прямой и обратной связи.

Субъект управления на основе получения и анализа информации о ходе хозяйственной деятельности принимает решения, обеспечивающие воздействие на объект управления

Различают следующие виды отношений:

  • между управляющей и управляемой подсистемами;
  • внутри управляющей подсистемы:
  • между руководителями и подчиненными в каждом звене управления;
  • между руководителями;
  • между подчиненными.

При изучении сущности управленческой деятельности, объектов и субъектов управления следует уделить внимание построению организационных структур и их функционированию за рубежом.

Информация о работе Структура и функции аппарата управления организацией