Структура и функции аппарата управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо и разработка путей совершенствования структуры управления райпо
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
 изучена сущность и значение управления в развитии экономики,
 проанализированы структура и функции аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение управления в развитии экономики
1.1 Сущность управленческой деятельности
1.2 Субъекты и объекты управления
1.3 Зарубежный опыт управления кооперативными организациями
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелёвского райпо
2.2 Система управления Буда-Кошелёвского райпо, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо в условиях перехода к рыночным отношениям
3.1 Оценка эффективности управления предприятием
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций Буда-Кошелёвского райпо
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Структура и функции аппарата управления хозрасчетного объединения.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

 

Данных таблицы 2.1. позволяют сделать вывод о том, что резкое сокращение численности работников в Буда-Кошелёвском райпо в 2003 году по сравнению с 2001 годом в значительной степени связано с сокращением численности работников по всем его подразделениям. Так, численность работников в целом за три последних года сократилась на 207 человек. При этом в наибольшей степени сокращается численность работников, имеющих профессиональную подготовку. Так, удельный вес этой категории работников сократился в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 1,12% или на 46 человек, а в 2002 году по сравнению с 2001 годом – на 55 человек. Также уменьшается число работников со средне-специальным образованием на 19 человек в 2003 году и на 28 – в 2002 году. Также сокращается число обучающихся работников в ВУЗах и Сузах. Положительным моментом работы отдела кадров является увеличение работников, имеющих высшее образование. Так, за последние три года их численность возросла на 7 человек, а удельный вес в общей численности работников увеличился на 1,95%.

Далее можно провести анализ персонала Буда-Кошелёвского райпо по возрастному признаку. (таблица 2.2.)

 

Таблица 2.2. Структура персонала Буда-Кошелёвского райпо по возрастному признаку за 2001-2003 гг. (человек)

Показатели

2001

2002

2003

Отклонение (+,-)

численность

удельный вес

численность

удельный вес

численность

удельный вес

2002 к 2001

2003 к 2002

по численности

 по удельному весу

по численности

 по удельному весу

Всего работников

1190

100

1058

100

983

100

-132

 

-75

 

из них:

                   

в возрасте до 25 лет

202

16,97

177

16,73

175

17,80

-25

-0,25

-2

1,07

лица пенсионного возраста

40

3,361

29

2,74

33

3,36

-11

-0,62

4

0,62


 

На основании данных таблицы 2.2. можно сделать вывод о том, что сокращение работников Буда-Кошелёвского райпо в 2003 году по сравнению с 2001 годом произошло по всем возрастным группам. При этом в наибольшей степени произошло сокращение работников в возрасте до 25 лет. Так, в 2002 году по сравнению с 2001 годом их численность уменьшилась на 25 человек, в 2003 по сравнению с 2002 – на 2 человека. А их удельный вес в целом сократился на 0,83%.

Сокращение лиц пенсионного возраста наблюдается в 2002 году на 11 человек или на 0,62% в общей численности работников. В 2003 году по сравнению с 2002 произошло незначительное увеличение данной группы работников, что характеризует работу отдела кадров с отрицательной стороны.

С целью более детального изучения работы Буда-Кошелёвское райпо следует проанализировать основные показатели деятельности райпо. (таблица 2.3.)

 

Таблица 2.3. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Буда-Кошелёвское райпо за 2002-2003 гг. (тыс. р.)

Показатели

Годы

Отклонение(+;-)

Темп роста(%)

2001

2002

2003

2002 к 2001

2003 к 2002

2002 к 2001

2003 к 2002

1.Розничный товарооборот:

             

 в действующих ценах

7799397

9474961

10928175

1675564

1453214

121,48

115,34

 в сопоставимых ценах

7799397

6861439

8714653

-937958

1853214

87,97

127,01

2.Валовые доходы:

             

 сумма

1869616

2429811

2714417

560195

284606

129,96

111,71

 в % к обороту

23,97

25,64

24,84

1,7

-0,8

   

4.Издержки обращения:

             

 сумма

2277850

2640619

2916871

362769

276252

115,93

110,46

 в % к обороту

29,21

27,87

26,69

-1,3

-1,2

   

5.Прибыль (убыток) от реализации:

             

 сумма

-259690

-250698

-203770

8992

46928

96,54

81,28

 в % к обороту

-3,33

-2,65

-1,86

0,7

0,8

   

8.Индекс цен

 

1,3809

1,254

       

 

Для более наглядного понимания тенденций в изменении основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Буда-Кошелёвское райпо за 2002-2003 гг. можно построить и изучить диаграмму по данным вышеприведённой таблицы.

 

 

Рис. 2.1. Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Буда-Кошелёвское райпо за 2002-2003 гг.

 

Проанализировав основные показатели деятельности Буда-Кошелёвского райпо, можно сделать вывод о том, что значительно возрос розничный товарооборот. Так, в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличился как в действующих ценах (на 15,3% или на 1453214 тыс. р.), так и в сопоставимых (на 27,01% или на 1853214 тыс. р.). В 2002 году по сравнению с 2001 годом наблюдается увеличение розничный товарооборот в действующих ценах на 1675564 тыс. р. или на 21,4%, а в сопоставимых ценах произошло его сокращение на 937958 тыс. р. Положительным моментом также является увеличение валовых доходов, сокращение уровня издержек обращения в % к товарообороту.

Следует отметить, что в работе Буда-Кошелёвского райпо замечены и негативные тенденции. Так, оценка полученных результатов свидетельствует о низкой управляемости издержек обращения, которые в 2003 году по сравнению с 2002 годом возросли на 10,46% или на 276252 тыс. р., а в 20020по сравнению с 2001 годом – на 15,9% или на 362769 тыс. р.

Буда-Кошелёвское райпо в целом же за последние три года начало работать более эффективно. Подтверждением этому является сокращение убытка от реализации. Однако в 2003 году всё ещё наблюдается убыток от реализации в размере 203770 тыс. р.

Поэтому целесообразным является изучение структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо.

 

2.2 Система управления Буда-Кошелёвского райпо, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи

 

Органами управления райпо являются: собрание уполномоченных потребительского общества и правление Буда-Кошелёвского райпо. Органом контроля выступает Ревизионная комиссия.

Высшим органом управления райпо является собрание уполномоченных, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности.

К исключительной компетенции собрания уполномоченных Буда-Кошелёвского райпо относится решение следующих вопросов:

  • принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;
  • определение основных направлений деятельности райпо;
  • установление размеров вступительного и паевого взносов;
  • определение численного состава правления общества;
  • избрание по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами председателя и членов правления общества сроком на 5 лет;
  • определение численного состава ревизионной комиссии;
  • избрание председателя и членов ревизионной комиссии, определение средств на ее содержание;
  • прекращение полномочий выборных работников;
  • принятие решений о вхождении в союзы потребительских обществ и выхода из них;
  • утверждение положения о ревизионной комиссии;
  • утверждение годовых отчетов и балансов, заключения по ним ревизионной комиссии;
  • распределение прибыли райпо;
  • принятие решений о кооперативных выплатах;
  • определение порядка покрытия убытков общества;
  • решение вопросов по отчуждению имущества общества;
  • привлечение к ответственности выборных лиц за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей и нарушение уставов, вплоть до лишения полномочий отдельных членов, либо всего состава правления и ревизионной комиссии: освобождения председателя правления и председателя ревизионной комиссии от должности;
  • принятие наказов пайщиков и заслушивание отчетов об их исполнении;
  • рассмотрение жалоб на действия правления и ревизионной комиссии и разрешение разногласий между ними;
  • реорганизация и ликвидация.

Проведённый анализ по изучению деятельности собрание уполномоченных Буда-Кошелёвского райпо за несколько последних лет позволил выявить некоторые недостатки его работы. Так, на собрании уполномоченных, которое проводилось 5 февраля 2004 года, присутствовало менее 2/3 всех уполномоченных. На этом собрании был утвержден устав Буда-Кошелёвского районного общества, определены основных направлений деятельности райпо на ближайшую перспективу, утверждены годовые отчеты и балансы, определен порядок покрытия убытков райпо. От пайщиков было принято несколько жалоб на неправомерные действия председателя правления и его первого заместителя по поводу необоснованных дисциплинарных взысканий с нескольких работников. Однако эти жалобы в ходе проведения собрания 5 февраля 2004 года даже не были рассмотрены, что соответственно привело к значительным недовольствам пайщиков и к снижению заинтересованности этих работников к результатам их деятельности.

Хотя управление деятельностью Буда-Кошелёвского районного потребительского общества и должно осуществляется на основе кооперативной демократии при участии в нем пайщиков, на практике наблюдается некоторое искажение данного принципа.

Правление райпо является коллегиальным исполнительно-распорядительным органом управления и состоит из председателя, его заместителей и иных членов правления.

Правление общества избирается собранием из числа пайщиков сроком на 5 лет в составе семи человек, в том числе и председатель правления.

К компетенции правления Буда-Кошелёвского райпо относится:

  • назначение заместителей председателя правления, распределение обязанностей между председателем и его заместителями, освобождение их от занимаемых должностей;
  • организация хозяйственно-финансовой деятельности райпо;
  • утверждение структуры аппарата управления и сметы расходов на его содержание;
  • принятие решения о создании унитарных предприятий, учреждений, обособленных структурных подразделений и о прекращении их деятельности;
  • утверждение уставов созданных юридических лиц и внесение в них изменения и дополнения;
  • организация выполнение планов экономического и социального развития;
  • утверждение положения о комиссиях кооперативного контроля;
  • подготовка и проведение собрания райпо;
  • представление собранию отчетов о работе общества в период между собраниями;
  • рассмотрение результатов ревизий хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, учреждений,
  • решение вопросов учета, отчетности, внутреннего контроля в райпо в соответствии с действующим законодательством.

Однако в работе правления Буда-Кошелёвского райпо замечен ряд недостатков, которые значительно влияют как на эффективность работы всего райпо в целом, так и на финансовую устойчивость и конкурентоспособность райпо на рынке в современных условиях. Например, при проведении собрания не обеспечивается соблюдение принципов кооперативной демократии, уставных прав пайщиков, что проявляется в неправильном проведении голосования при решении многих вопросов. При этом решения принимаются, как правило, председателем правления и его заместителями, а мнения большинства других работников практически не учитываются и не имеют никого значения, что соответственно вызывает недовольство у работников.

При определении форм оплаты труда правление не предусматривает меры социальной защиты работников, также практически не поощряются наиболее активно работающие пайщики.

Также правление Буда-Кошелёвского райпо часто неверно проводит работу по подбору, расстановке кадров, их подготовке и повышению квалификации. В частности уровень образования некоторых работников не соответствует занимаемой должности: многие руководящие должности занимают работники, не имеющие высшего образования, а молодым специалистам, получившим высшее образование, в Буда-Кошелёвском райпо не предоставляют работу в соответствии со специальностью. Следует отметить ещё и тот факт, что неверно принимается решение о том, какие специалисты должны пройти повышение квалификации и переподготовку. Так, работников в возрасте свыше 35-40 лет заметно реже отправляют на повышение квалификации по сравнению с молодыми специалистами.

Правление Буда-Кошелёвского райпо не обеспечивает эффективность и рациональность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Значительным негативным моментом в работе правления Буда-Кошелёвского райпо является игнорирование многих заявлений и жалоб работников и обслуживаемого населения, по которым не только не принимаются необходимые меры реагирования, но и не обращают особого внимания на них.

Заседания правления общества проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Правление общества не реже одного раза в год отчитывается перед собранием общества.

Председатель правления руководит работой правления общества и осуществляет руководство текущей деятельностью райпо.

Председатель правления Буда-Кошелёвского райпо:

    • формирует повестку дня собрания;
    • без доверенности представляет интересы общества в отношениях с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами;
    • утверждает штаты исполнительного аппарата общества;
    • издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками;
    • выдает доверенности от имени общества;
    • решает другие вопросы деятельности Общества в соответствии с уставом.

Информация о работе Структура и функции аппарата управления организацией