Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 21:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо и разработка путей совершенствования структуры управления райпо
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучена сущность и значение управления в развитии экономики,
проанализированы структура и функции аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо.
Введение
1. Сущность и значение управления в развитии экономики
1.1 Сущность управленческой деятельности
1.2 Субъекты и объекты управления
1.3 Зарубежный опыт управления кооперативными организациями
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелёвского райпо
2.2 Система управления Буда-Кошелёвского райпо, его органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо, их анализ
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо в условиях перехода к рыночным отношениям
3.1 Оценка эффективности управления предприятием
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций Буда-Кошелёвского райпо
Заключение
Список литературы
1.3 Зарубежный опыт управления кооперативными организациями
Органы управления фирмой, их характер и компетенция определяются законодательством каждой страны. Наибольшее распространение получили трех- и двухзвенная структура управления. Трехзвенная структура управления предполагает наличие Правления, Наблюдательного Совета (Совета директоров) и Общего собрания акционеров (США, Германия, Швейцария). Двухзвенная структура управления предусматривает наличие Правления и Общего
собрания акционеров.
Каждый орган действует в пределах закрепленной за ним компетенции. Обычно национальное законодательство содержит положения относительно Наблюдательного Совета и Правления, на основе которых в Уставе фирмы указывается: минимальный состав Правления, кто может быть членом Правления, порядок выборов членов Правления, срок их полномочий, функции Правления, представительство Правления при заключении сделок с третьими сторонами. Примерно так же определяются состав и функции Наблюдательного Совета, осуществляющего контроль за деятельностью Правления. Важным органом управления является Общее собрание акционеров, через которое реализуются их права контроля за деятельностью фирмы. Порядок проведения собраний акционеров устанавливается в Уставе фирмы на основе национального законодательства о компаниях и с учетом правового положения фирмы [8, с.68].
В связи с тем, что в Законе Республики Казахстан "0 сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан" сельская потребительская кооперация рассматривается как система, формирование структуры ее организации в целом должно обеспечить реализацию стратегии потребительской кооперации Казахстана, взаимодействие ее с внешней средой и в конечном счете, эффективное решение стоящих перед ней задач [13, с.11].
В системе потребительской кооперации следует придерживаться рациональной бюрократической модели; иерархичности уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
Деятельность кооперативов сосредоточена в ограниченных географических районах и направлена на заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей конкретной области, на удовлетворение потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах проживающих на территории области
В соответствии с этим положением для систем; потребительской кооперации Казахстана рекомендуется организационная структура, состоящая уровней:
1 уровень Казпотребсоюз
2 уровень Областные потребсоюзы
3 уровень Сельские потребительские кооперативы
Казпотребсоюз - союз потребительской кооперации Республики Казахстан является Центральным органом системы потребительской кооперации страны в соответствии со ст. 7 вышеуказанного закона. Его назначение координация всей деятельности системы, обеспечение соблюдения законов, изданных в отношении кооперации, обеспечение конкурентоспособности и прибыльности системы, зашита интересов членов потребительской кооперации.
Областные потребсоюзы создаются сельскими потребительскими кооперативами по территориальному признаку и число облпотребсоюзов должно ее соответствовать числу областей. Взаимоотношения между союзом и ее членами определяются уставом, учредительным договором и соглашениями.
Назначение областных потребсоюзов: разработка стратегии ни 2-5 лет, обеспечение рентабельности бизнеса его членов, обеспечение выполнения запланированных целей, зашита интересов кооперативов.
Концентрация в потребительской кооперации позволяет уменьшить дублирование, сконцентрировать капитальные вложения, обеспечить массовый выбор товаров и услуг пайщикам, действенность структуры управления. [13, с.12].
Что касается ТОО, входящих а настоящее время в состав кооперативов, to следует сократить их количество, приняв их на баланс кооперативов. Такая реформа организационной структуры потребительских кооперативов будет содействовать ведению единой управленческой политики и укрупнению кооперативов. Это создаст условия для устойчивости кооперативных обществ в бизнесе, чтобы обеспечить социальные и иные блага сельскому населению, пайщикам.
Руководителям ТОО, торговых, заготовительных, производственных и других хозяйственных единиц кооперативов делегируется право принимать решения в области непосредственно связанной с продукцией и услугами, за которые они отвечают.
Высшие, исполнительные и контрольные органы в каждом уровне потребительской кооперации организуются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О сельской потребительской кооперации и Республике Казахстан и Уставами кооперативных организаций.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что управление представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации.
А управленческий труд выражает вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Управление возможно лишь в рамках определённых систем. При этом выделяют специфические особенности управленческого труда.
Взаимоотношение людей – это отношения между управляемой и управляющей подсистемами.
Под объектом управления, как правило, понимают отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие.
Субъект управления – орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.
Система управления организацией, её характер и компетенция органов управления определяются законодательством каждой страны.
Наибольшее распространение получили трех- и двухзвенная структура управления. Трехзвенная структура управления предполагает наличие Правления, Наблюдательного Совета (Совета директоров) и Общего собрания акционеров. Такая система управления используется в США, Германии и Швейцарии. Двухзвенная структура управления предусматривает наличие Правления и Общего собрания акционеров. При этом каждый орган действует в пределах закрепленной за ним компетенции.
В ближайшие годы совершенствование организационной структуры потребительской кооперации Республики Казахстан должно предусматривать:
Теоретических данных недостаточно для полного изучения данной темы, поэтому следует изучить структуру и функции аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо.
2. Анализ структуры и функций аппарата управления Буда-Кошелёвского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелёвского райпо
Буда-Кошелёвский район расположен в междуречье Днепра и Сожа на северо-востоке Гомельской области. Буда-Кошелёвский район образован 17.07.1924 года. Его площадь составляет 1,6 тыс. км^2. На территории района проживает 41,6 тыс. человек. Из этого количества пайщиками районного потребительского общества являются 9965 человек.
Всего в районе работает 5 промышленных предприятий, 2 строительных и 1 транспортная организация, 2 предприятия связи и 1 бытового обслуживания, 107 предприятий торговли и общественного питания. Основными видами продукции промышленных предприятий являются: упаковочные изделия и тара из пластмассы, древесина и полиматериалы, льноволокно, молочные продукты, продовольственные товары.
Сеть учебных заведений района представлена 71 учреждением образования, в которых обучаются, воспитываются и получают развитие 7120 детей и подростков. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 1040 педагогов. В городе работает социальный приют для детей, оставшихся по различным причинам без опеки родителей.
Сеть учреждений культуры района представлена 358 домами культуры и клубами, 37 библиотеками, 2 детскими музыкальными школами. Работает кинотеатр "Криница" и 17 киноустановок. В районе действует 226 клубных формирований, в том числе более 100 детских.
В составе агропромышленного комплекса района 10 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 10 коммунальных и 3 республиканских сельскохозяйственных унитарных предприятия. Наиболее крупное из них – республиканское агропромышленное унитарное предприятие "Особино", которое обеспечивает производство до 40% валовой сельхозпродукции. В районе работает 22 фермерских хозяйства.
Потребительская кооперация – самая крупная торгующая организация в районе. Удельный вес потребкооперации в товарообороте района составляет 65,7%. Буда-Кошелёвское районное потребительское общество создано 17 сентября 1999 года в соответствии с решением общего собрания учредителей по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Основными задачами Общества являются:
В состав Буда-Кошелевского райпо входят: правление райпо (на балансе райпо нехозрасчетный строительный участок и нехозрасчетная транспортная автоколонна); обособленное структурное подразделение "Горкоопторг"; обособленное структурное подразделение "Коопунивермаг"; обособленное структурное подразделение "Комбинат общественного питания"; частное производственное унитарное предприятие "Комбинат кооперативной промышленности"; частное торговое унитарное предприятие "Буда-Кошелевский продторг". Всего работает 900 человек.
Аппарат управления Буда-Кошелёвского райпо строится по линейно-функциональному типу. Возглавляет райпо председатель правления и его заместители. В организационную структуру райпо входят следующие отделы: бухгалтерия, торговый отдел, планово-экономический, и другие.
Рис 2.1. Схема организационной структуры Буда-Кошелёвского райпо.
Анализ внутренней среды Буда-Кошелёвского райпо требует анализа персонала по различным признакам. Так, можно провести анализ персонала по уровню образования.
Таблица 2.1. Структура персонала Буда-Кошелёвское райпо по уровню образования за 2001 – 2003 гг. (человек)
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
Отклонение (+,-) | ||||||
численность |
удельный вес |
численность |
удельный вес |
численность |
удельный вес |
2002 к 2001 |
2003 к 2002 | |||
по численности |
по удельному весу |
по численности |
по удельному весу | |||||||
Всего работников |
1190 |
100 |
1058 |
100 |
983 |
100 |
-132 |
-75 |
||
в том числе имеют образование: |
||||||||||
высшее |
70 |
5,88 |
75 |
7,09 |
77 |
7,83 |
5 |
1,21 |
2 |
0,74 |
средне-специальное |
292 |
24,54 |
264 |
24,95 |
245 |
24,92 |
-28 |
0,41 |
-19 |
-0,03 |
профессиональная подготовка |
548 |
46,05 |
493 |
46,60 |
447 |
45,47 |
-55 |
0,55 |
-46 |
-1,12 |
обучаются на вечерних и заочных курсах: |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 | |||||
ВУЗа |
27 |
2,27 |
20 |
1,89 |
13 |
1,32 |
-7 |
-0,38 |
-7 |
-0,57 |
ССУЗа |
20 |
1,68 |
14 |
1,32 |
16 |
1,63 |
-6 |
-0,36 |
2 |
0,30 |
Информация о работе Структура и функции аппарата управления организацией