Сущность, задачи, функции и роль мотивации персонала в деятельности современного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать проект мероприятий направленных на совершенствовании системы мотивации и стимулирование труда персонала на примере филиала ОАО «РЭУ» «Архангельский».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы проектирования системы мотивации персонала в современных условиях;
провести оценку системы мотивации труда на исследуемом предприятии;
разработать проект мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулировании труда персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 7
1.1. Сущность, задачи, функции и роль мотивации персонала в деятельности современного предприятия 7
1.2. Факторы и инструменты мотивации 18
1.3. Особенности проектирования оптимальной системы мотивации персонала 26
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА » 32
2.1. Характеристика предприятия 32
2.2. Оценка эффективности системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии 49
2.3. Анализ проблем мотивации и стимулирования персонала на предприятии 62
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 64
3.1. Планирование показателей стимулирования труда 64
3.2. Рекомендации по улучшению материального стимулирования и повышению его эффективности 71
3.3. Экономическая эффективность мероприятий 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Окончательная версия диплома Осинина С.Л..docx

— 561.38 Кб (Скачать файл)

 

 

Продолжение таблицы 3

 

1

 

2

3

Отдел качества

  • Отчет о внутреннем аудите.
  • Заявки на проведение платежей в пределах компетенции отдела качества.
  • Цели в области качества и мероприятия по их достижению планово-экономического и финансового отделов.
  • Отчеты о функционировании СМК в планово-экономическом и финансовом отделах.
  • Корректирующие и предупреждающие действия – по необходимости.

Транспортный отдел

  • Заявки на проведение платежей в планируемом периоде.

-

Административно-хозяйственный отдел

  • Заявки на проведение платежей в планируемом периоде.

-


 

Тип организационной  структуры управления – линейно-функциональный.

Рассмотрим движение персонала  на предприятии, таблица 4.

Таблица 4

Расчет коэффициентов  движения персонала за 2010-2012 г.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Изменение показателя 2012/2010

ед.

± %

1

2

3

4

5

6

Численность персонала  на конец года, в том числе:

1910

1850

1800

-110

94,24%

Приняты на работу, (чел.)

10

12

10

0

100,00%

Выбыли, (чел.)

70

62

40

-30

57,14%

В том числе:

     

0

 

по собственному желанию, (чел.)

62

60

32

-30

51,61%

уволены за нарушения  трудовой дисциплины, (чел.)

8

2

8

0

100,00%


 

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

Коэффициент оборота  по приему работников

0,005

0,006

0,006

0,000

106,11%

Коэффициент оборота  по выбытию работников

0,032

0,032

0,018

-0,015

54,77%

Коэффициент текучести  кадров

0,037

0,034

0,022

-0,014

60,63%

Коэффициент замещения

0,031

0,027

0,017

0,015

53,06%


 

На основе проведенного анализа  можно сделать вывод о том, что текучесть кадров сильная, за три года было уволено 110 человек  в основном  по собственному желанию.

Проведем  анализ кадрового потенциала на предприятии, таблица 5.

Таблица 5

Структура персонала по категориям

Категории персонала

Периоды

Отклонение

2011г.

2012г.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Административно-управленческий персонал

380

20,54%

365

20,28%

-15

-0,26%

Рабочие

1470

79,46%

1435

79,72%

-35

0,26%

Всего

1850

100

1800

100

-50

0,00%


 

 Для полного анализа персонала  рассмотрим подробнее структуры  персонала по категориям, по возрасту, по квалификации, по стажу работы. В структуре персонала можно  выделить следующие категории  персонала: руководители, специалисты (рис. 3 и рис. 4).

Рис. 3 Структура персонала  по категориям в 2011 году, %

Рис. 4 Структура  персонала  по категориям в 2012 году, %

 

  Анализ структуры персонала по категориям позволяет сделать вывод о том, что основной удельный вес занимают рабочие – 79,72 % к 2012 году. Численность персонала к концу 2012 года сократилась на 50 человек.

Квалификационная  структура персонала предприятия  характеризует соотношение работников предприятия различного уровня образования  и позволяет судить об общем уровне подготовки работников предприятия. Соотношение работников по уровню образования рассмотрено в таблице 6, квалификационные структуры за различные периоды изображены на рисунке 5-6.

 Таблица  6

Квалификационная  структура персонала

Образование

Периоды

Отклонение

2011г.

2012г.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высшее профессиональное

170

9,19%

150

8,33%

-20

-0,86%

Среднее специальное

480

25,95%

425

23,61%

-55

-2,33%

Среднее профессиональное

1200

64,86%

1225

68,06%

25

3,19%

Всего

1850

100

1800

100

-50

0,00%


 

 

 

Рис. 5 Динамика квалификационной структуры персонала за 2011год, %

 

Рис. 6 Динамика квалификационной структуры персонала за 2012 год, %

 

Таким образом, на предприятии 68,06 % персонала со средним профессиональным образованием, 23,61 % персонала со средне-специальным образованием, 8,33 % с высшим персоналом, это, как правило, административно-управленческий персонал.

Большое значение имеет соотношение  работников различных возрастов. Данное соотношение рассмотрено в таблице 7.

Таблица 7

Возрастная структура персонала

Возраст

Периоды

Отклонение

2011г.

2012г.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

До 25 лет

200

10,81

190

10,56

-10

-0,26

26 – 35 лет

562

30,38

558

31,00

-4

0,62

36 – 45 лет

750

40,54

735

40,83

-15

0,29

46 – 55 лет

256

13,84

240

13,33

-16

-0,50

более 55

82

4,43

77

4,28

-5

-0,15

Итого

1850

100

1800

100

-50

0,00


 

 

 

Рис. 7 Динамика возрастной структуры персонала в 2011 г., %

Рис. 8. Динамика возрастной структуры персонала в 2012 г., %

 

Анализ возрастной структуры персонала  предприятия показывает, что в 2012 году на предприятии преобладает  численность работников в возрасте 36-45 лет, их общая доля в структуре  персонала в 2012 г. составила 40,83 %, в  возрасте 26-35 лет –31,00 %.

Для более подробного анализа персонала  необходимо также рассмотреть структуры  персонала, по общему стажу работы, таблица 8.

 

Таблица 8

Структура персонала по общему стажу  работы

 

Стаж

Периоды

Отклонение

2011г.

2012г.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

До 5 лет

50

2,70

45

2,50

-5

-0,20

6-10 лет

450

24,32

430

23,89

-20

-0,44

11-15 лет

780

42,16

765

42,50

-15

0,34

16-20 лет

400

21,62

395

21,94

-5

0,32

Свыше 20 лет

170

9,19

165

9,17

-5

-0,02

Итого

1850

100

1800

100

-50

0,00


 

Рис. 9 Динамика структуры персонала по общему стажу работы в 2011 г., %

Рис. 10 Динамика структуры персонала по общему стажу работы в 2012 г., %

 

Таким образом, видим, что в структуре персонала  предприятия по общему стажу работы в 2012 году  наибольшую долю занимали работники с общим стажем работы 11-15 лет – 42,50 %, от 6-10 лет – 23,89 %.

Оплата  труда на предприятии осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда.

Между квалификацией  работника и эффективностью его  труда существует прямая зависимость: чем выше его профессиональный уровень, тем выше производительность его  труда.

На выполнение одной и той же работы у квалифицированных  работников уходит значительно меньше времени, чем у менее квалифицированных. Более квалифицированные работники  быстрее и эффективнее осваивают  новую технику, технологию, методы организации  труда. Благодаря своей высшей образовательной  и профессиональной подготовке, такие  работники получают возможность  технологически «видеть» значительно  больше своих непосредственных обязанности  в процессе производства. Именно это  во многом предопределяет более высокую  степень удовлетворения своим трудом.

Все применяемые в филиале ОАО «РЭУ» «Архангельский»  методы обучения можно разделить на два вида: внутреннее и внешнее обучение.

Рассмотрим, какие виды внутреннего  обучения применяются для обучения персонала.

Начальное обучение. В рамках процесса обучения персонала происходит «ориентация» персонала, когда происходит практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны филиала ОАО «РЭУ» «Архангельский».

Введение  в должность нового сотрудника происходит под наблюдением  опытного наставника.

На этом этапе новый сотрудник проходит начальное обучение, которое заключается  в системе инструктажей наставника и указаний руководителя. Ежедневно  руководитель дает задания новичку  и ему же новый сотрудник отчитывается о проделанной работе.

Начальное обучение сотрудник проходит на основе выполнения конкретных заданий руководителя. Наставник в процессе выполнения задания корректирует работу новичка  и тем самым обучает его  верно  и качественно выполнять  непосредственные обязанности. Таким  образом, начальное обучение нового сотрудника затягивается до тех пор, пока сотрудник не сможет самостоятельно выполнять весь круг своих непосредственных обязанностей без подсказок и  подробных разъяснений  руководителя. Если новый сотрудник хорошо усвоил принципы  работы и понял, что  от него требуется, он начинает испытывать чувство повышенной ответственности.

Информация о работе Сущность, задачи, функции и роль мотивации персонала в деятельности современного предприятия