Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:06, реферат
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.
Расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа.
Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на:
расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы
чрезвычайные расходы.
а) сбор данных о затратах на качество;
б) разработка документации по учету затрат на качество;
в) создание и обеспечение баз сравнения для оценки затрат на обеспечение качества;
г) анализ затрат на качество и выпуск рабочих отчетов;
д) планирование и реализация политики по снижению затрат на качество.
Затраты на правовое обеспечение в области качества обусловлены деятельностью в рамках юридической ответственности предприятия за качество, устанавливаемой действующими нормами законодательства.
Отнесение этих затрат непосредственно к затратам на качество правомерно в силу того, что все они, за исключением затрат на сертификацию и патентование, направлены на предупреждение риска ответственности предприятия.
Если в штате предприятия состоит лишь один юрист, который занимается не только правовым обеспечением деятельности предприятия в области качества, но и правовыми аспектами других видов деятельности, решение о целесообразности учета этого вида затрат принимается исходя из специфики конкретного предприятия. В том же случае, когда на предприятии нет штатного юриста или по каким-либо другим обстоятельствам юридические консультации предоставляются сторонними организациями, это учитывается отдельной статьей расходов в смете затрат на качество.
Затраты на информационное обеспечение — одна из важнейших категорий затрат. Тем не менее следует признать, что целесообразность их учета на предприятиях, особенно малых, имеющих единую информационную базу, довольно-таки спорна. Как и в предыдущем случае, вопрос о том, учитывать или нет эти затраты, должен решаться исходя из специфических особенностей предприятия.
Затраты на обеспечение качества исходных материалов являются неотъемлемой составляющей затрат на качество, поскольку невозможно создать качественное изделие из некачественных материалов. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что только четкая и отлаженная система входного контроля поступающих на предприятие исходных материалов обеспечивает уверенность в их качестве. Однако отнюдь не меньшее значение имеют грамотное составление документов на закупку и правильный выбор субподрядчика, такого, например, который может документально подтвердить качество своей продукции и гарантировать его стабильность. Это позволяет значительно снизить затраты на входной контроль, а в идеальном случае — вообще обойтись без входного контроля.
Затраты на послепродажную деятельность, охватывающую комплекс мероприятий по обслуживанию потребителей после продажи продукции в целях удовлетворения потребностей, возникающих при эксплуатации, для предприятий, работающих на основе конструкторской и технологической документации, зависят от специфики выпускаемых изделий. Включение этой категории в состав затрат на качество обусловлено тем, что даже качественное изделие может не удовлетворять потребителя из-за сложности монтажа (отсутствия специалистов по монтажу) или отсутствия подробной, понятной и высокоинформативной инструкции по эксплуатации (потреблению) и т. д.
Затраты на обучение и подготовку кадров являются едва ли не самыми важными, поскольку качество начинается и заканчивается подготовкой кадров. С одной стороны, только квалифицированные работники способны качественно выполнять свои функции, с другой — каждый работник должен четко представлять цели своего предприятия (в том числе и в области качества), поскольку без осознания целей невозможно получение необходимого конечного результата.
Затраты на поддержание связи с потребителями учитывать не всегда целесообразно. Решение этого вопроса зависит от специфики конкретного предприятия.
Затраты на улучшение качества. Эта группа включает затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых потребностей потребителей, т. е. потребностей, которые еще полностью не сформировались, но с некоторой степенью вероятности могут возникнуть.
Улучшение качества продукции требует затрат на следующие цели:
1) маркетинговая деятельность по улучшению качества:
а) установление предполагаемых требований потребителя к качеству продукции;
б) прогнозирование спроса и перспективного ассортимента продукции улучшенного качества;
в) обработка информации и документальное оформление требований к качеству продукции;
2) научно-исследовательские работы:
а) планирование НИР;
б) информационное обеспечение НИР;
в) проведение НИР;
3) проектирование продукции улучшенного качества;
4) технологическая подготовка
изготовления продукции
5) метрологическое обеспечение производства;
6) подготовка и организация
технологического процесса
7) подготовка и обучение кадров;
8) оценка затрат на улучшение качества продукции.
Затраты на управление качеством. Эту группу составляют затраты на содержание персонала, обеспечивающего функционирование системы качества на предприятиях.
Система управления качеством разрабатывается предприятием на основе государственного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001- 2001 «Система менеджмента качества. Требования».
Успешность функционирования предприятия зависит от повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их пожеланий и требований, Предприятие должно определить и осуществить эффективный менеджмент многочисленных видов деятельности.
Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов и выходов используемых ресурсов, рассматривается как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственный вход следующего. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления при комбинации и взаимодействии отдельных процессов в рамках их системы.
17.Затраты и качество продукции - баланс интересов
В рыночной экономике важнейшим условием существования и развития предприятия является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции достигается сочетанием качества и цены.
Оптимальный баланс между качеством и затратами при разработке, производстве, реализации, эксплуатации и утилизации продукции достигается грамотным управлением на основе исследований и экономических расчетов.
Прежде всего, предприятие должно выяснить, какие характеристики качества продукции в первую очередь привлекают покупателя и способствуют росту объема продаж,
К основным характеристикам качества продукции относятся:
Современное развитие науки и техники позволяет добиться качества, во много раз превосходящего то, которым обладает продукция, предлагаемая ныне покупателю. Главными препятствиями на пути к достижению такого качества выступают затраты, находящие отражение в цене, реальная достаточность для потребителя существующих характеристик продукции и ее моральное старение.
Следующим шагом предприятия является выяснение объема возможных продаж продукции с новыми или улучшенными характеристиками качества. Для увеличения объема сбыта предприятие средствами рекламы убеждает потребителя в преимуществах такой продукции. Этап выяснения возможному объема продаж является принципиальным в разрешении противоречия между затратами и качеством продукции.
На рассматриваемом этапе управления затратами необходимо обосновать рациональность затрат экономическими расчетами, выполняемыми в такой последовательности:
1) определение суммарных затрат предприятия на обеспечение новых или улучшенных характеристик качества продукции, в том числе затрат на следующие работы:
НИР прикладного характера;
Для разрешения противоречия между затратами и качеством нередко используют и другую принципиальную схему. Предприятие-изготовитель стремится снизить затраты на производство и реализацию продукции, декларируя неизменность ее качества. Это дает ему возможность снизить цену или повысить рентабельность продукции. Данный подход не оправдывает себя, когда снижение затрат приводит к изменениям конструкции и технологии производства продукции. Эти изменения, как правило, незаметные потребителю (например, замена материалов, снижающая надежность эксплуатации, уменьшение толщины слоя декоративного покрытия и т. д.), часто влекут за собой ухудшение характеристик продукции. В итоге эффект такой «экономии» будет отрицательным. Потребитель потеряет доверие не только к приобретенным изделиям но и в целом к фирме-производителю. Восстановить авторитет фирмы на рынке очень трудно.
Определить оптимальный баланс между затратами и качеством можно только путем инженерно-экономических расчетов, используя при управлении затратами функционально-стоимостной анализ (ФСА).
18. Использование
функционально-стоимостного
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) является эффективным средством выявления излишних затрат на продукцию и приведения их к рациональному уровню при обеспечении определенных характеристик качества или диктует необходимость повышения отпускных цен, что угрожает конкурентоспособности продукции, ФСА «является действенным средством выявления возможности снижения затрат на производство и реализацию продукции, сбыт которой снижается и экономическая конкурентоспособность падает.
Определенную отдачу ФСА приносит при изучении и совершенствовании системы организации и управления производством: упорядочении информационных потоков выполнении отдельных работ и этапов, распределении прав и обязанностей работников, исключении дублирования.
В отличие от других методов снижения затрат ФСА строится на изучении функций объекта исследования с последующим ответом на вопрос, каким образом данная функция может исполняться с наименьшими затратами.
Применительно к затратам на продукцию ФСА основывается на принципах системного и функционального подхода соответствия значимости функций изделия и качества их исполнения затратам на их обеспечение.
Системный подход требует изучения механизма формирования затрат на продукцию как целостной системы состоящей ш подсистем и элементов. Система формирования затрат на продукцию включает подсистемы формирования затрат на стадиях НИОКР, производства, реализации, эксплуатации и утилизации, совокупные затраты по всем стадиям жизненного цикла продукции влияют на суммарные затраты у потребителя, часть которых он компенсирует производителю через цену продажи продукции (затраты НИОКР, производства и реализации), а другую часть несет сам (затраты на эксплуатацию и утилизацию). В каждой подсистеме затраты разбиваются на элементы, дифференциация которых зависит от точности измерения затрат.
Функциональный подход позволяет представить общие затраты на изделие как комплекс затрат на обеспечение выполняемых им функций. Исследованию подвергаются функции, выполняемые изделием в целом, так и Функции, выполняемые его отдельными узлами и деталями. При изучении функций специалисты анализируют только оптимальные способы их выполнения. Это дает свободу в рассмотрении вариантов исполнения изделия, узлов и деталей, помогает найти принципиально новые конструктивные решения, предельно упростить конструкцию изделия без сокращения количества выполняемых функций или снижения качества их выполнения.
В ходе ФСА технически сложного изделия специалисты час- то приходят к разработке «функционально идеальной» модели изделия и выявлению «сверхэффекта» за счет устранения негативных элементов конструкции и недостатков технологии. Это дает возможность получить новые функциональные достоинства изделия, что приводит к повышению его качества. В результате ФСА создается новое технически сложное изделие с высоким уровнем функциональных характеристик, не требующее значительных затрат.
Принцип соответствия значимости функций и качества затратам заключается в сопоставлении значимости функций с затратами на их реализацию с учетом качества выполнения функций изделия, отдельных узлов и деталей, которые определяют характеристики изделия. Предпочтение отдают наиболее экономичному способу выполнения функций изделия, достигаемому за счет рационального выбора материалов, экономичной технологии изготовления изделия, узлов и деталей, эффективной системы организации и управления производства. ФСА затрат на продукцию обеспечивает рациональное сочетание затрат и качества на основе объективных инженерно-экономических расчетов и решений.