Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:40, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту…………………………………………………………………………5
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению…….5
Основные положения ситуационной теории управления…………...8
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления…………………………12
Сущность теории «7 – S»……………………...……………………..12
Ситуационная модель руководства Фидлера……………………….13
2.3 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда……………15
2.4 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла……………….18
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…………...20
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач…………………………..21
3.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению………………………………………………………..………………..21
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте….22
3.3 Ограничения в применении ситуационной теории………………....24
Заключение……………………………………………………………………….…27
Список литературы…………...……………………………….……………………28
Приложения
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления».
Используя этот подход, руководители
могут лучше понять, какие приемы
будут в большей степени
Системный подход, с которым
ситуационный тесно связан, пытается
интегрировать различные
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние.
Если это не будет сделано
правильно, нельзя будет полностью
оценить сравнительные
Если можно проанализировать
ситуацию, тогда не возникает необходимости
прибегать к догадкам или методу
«проб и ошибок» для
И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены.
Установление этих основных переменных, особенно в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление [9].
Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Самым эффективным методом
в конкретной ситуации является метод,
который более всего
Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
Конкретные ситуации могут изменятся по следующим признакам:
Под ситуацией в теории и практике менеджмента понимается вся совокупность обстоятельств и условий, побуждающих или вынуждающих менеджера принимать решения и предпринимать управленческие действия.
Реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний и умений ориентироваться в меняющейся обстановке, только так можно достичь наилучших результатов в области менеджмента.
Итак, ситуационный подход ориентирует одни и те же функции управления реализовывать по-разному в различных ситуациях.
Задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей (принцип «пожарной команды»).
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления
2.1 Сущность теории «7 – S»
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстраивать организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать
Во- первых, управление должно
уметь осуществлять анализ ситуации
с точки зрения того, какие требования
к организации предъявляет
Во-вторых, должен быть
выбран соответствующий подход
к осуществлению управления, который
бы в наибольшей степени и
наилучшим образом
В-третьих, управление должно
создавать потенциал в
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория «7-S», разработанная исследователями консультативной фирмы «МакКинзи».
Это Томас Питерс и Роберт Уотерман – авторы известной книги «В поисках эффективного управления», и Ричард Паскаль и Энтони Атос – авторы известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».
Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести.
Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S» [12].
Ключевыми составляющими являются следующие:
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.
2.2 Ситуационная модель руководства Фидлера
Рассмотрим ситуационные модели, которые помогут менеджеру разобраться в сложностях процесса руководства.
Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя.
Этими факторами являются:
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным (Приложение 1).
После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера.
Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы - имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР.
Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.
Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или низкой.
В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуемые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.
2.3 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Данная модель равно как и другие концепции ситуационного лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность лидерской эффективности.
Одним из ключевых факторов
ситуационности модель называет зрелость
последователей, которая определяется
степенью наличия у людей способностей
и желания выполнять
Зрелость включает две составляющие: первая, профессиональная – это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях.
Вторая составляющая – психологическая зрелость – соответствует желанию выполнять работу или мотивированности работника.
Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы.
Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей:
В зависимости от степени зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы.
Таким образом, модель строится
на определении лидером
Информация о работе Сущность и значение ситуационного подхода в менеджменте