Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:40, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту…………………………………………………………………………5
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению…….5
Основные положения ситуационной теории управления…………...8
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления…………………………12
Сущность теории «7 – S»……………………...……………………..12
Ситуационная модель руководства Фидлера……………………….13
2.3 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда……………15
2.4 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла……………….18
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…………...20
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач…………………………..21
3.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению………………………………………………………..………………..21
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте….22
3.3 Ограничения в применении ситуационной теории………………....24
Заключение……………………………………………………………………….…27
Список литературы…………...……………………………….……………………28
Приложения
Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу.
Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают.
Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамках данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.
Указывающий стиль (S1) является лучшим в случае низкой зрелости последователей.
Лидер вынужден проявлять
высокую директивность и
Убеждающий стиль (S2) является
лучшим для использования в условиях умеренно
низкой зрелости последователей, реализуя
в равной мере директивность и поддержку
тем, кто не способен, но желает работать.
Руководитель, использующий этот стиль,
помогает им путем объяснения и вселяет
в них уверенность в возможности выполнения
задания.
Участвующий стиль (S3) является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.
Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства высоко зрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе [7,8].
Отмечено, что менеджеры проявляют большой интерес к этой модели в связи с ее относительной простотой и гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей.
Вместе с тем, модель порождает ряд вопросов. В частности, она не объясняет, что делать, если зрелость последователей очень разная.
Не ясно также, достаточно ли иметь только один ситуационный фактор зрелости последователей, чтобы полностью определить «характер» ситуации, или же все лидеры могут своевременно менять стиль в зависимости от ситуации.
2.4 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного лидерства получила своё развитие в 70-е годы. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания.
Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название.
Существует прямая связь
между уровнем лидерской
Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации (Приложение 2).
Директивное лидерство –
высокий уровень
Поддерживающее лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство – совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении [1].
В отличие от концепции Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации. Для анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной среды.
Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры.
Вера в предопределенность происходящего от действий индивида.
Выделяются два типа поведения подчиненных:
Первые предпочитают участвующий стиль лидерства, а вторые более
удовлетворены директивным стилем.
Склонность к подчинению. Данный параметр связан с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный стиль. Другие стремятся активнее участвовать в управлении.
Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации.
При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
Данная модель исходит из того, что зависимость между поведением (стилем) лидера и структурой работы задания является более сложной, чем это представлено в модели «путь-цель».
Модель констатирует, что
хотя интерес к отношениям со стороны
лидера более важен в случае, когда
последователи выполняют
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
Все вышеописанные модели
ситуационного стиля
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1 Условия эффективного
применения ситуационного
Ситуационный подход противостоит не традиционной теории управления или теории человеческих отношений как таковым, а уверениям их сторонников в том, что эти теории можно использовать с одинаковым успехом в любых условиях. В действительности и теория, и построенная на ней модель управления могут эффективно применяться в одном контексте и не давать ожидаемых результатов в другом. Чтобы избежать этого, важно установить связи между типом ситуации и применимостью к ней теорий и принципов управления.
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга.
Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории управления
дают рекомендации относительно того,
как следует управлять в
Во-первых, управление должно
уметь осуществлять анализ ситуации
с точки зрения того, какие требования
к организации предъявляет
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.
В-третьих, управление должно
создавать потенциал в
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации [6,1].
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстраивать организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать
С точки зрения этих теорий,
управление – это в первую очередь
искусство менеджеров понять ситуацию,
вскрыть ее характеристики и выбрать
соответствующее управление, а уж
потом следовать научным
3.2 Алгоритм принятия
решений при ситуационном
Решение управленческих задач представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений перестало быть сферой ответственности только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.
В настоящее время имеется
За пределами математического
подхода оказывается ряд
Реальность же заключается в
том, что менеджеры принимают
решения на основе комбинации интуиции,
опыта и анализа. Указанный недостаток
устраняет ситуационная теория, которая
учитывает влияние
Таким образом, мир бизнеса, испытывающий
в настоящее время
Такие инструменты, приводящие в действие
все связи организационной
Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:
отношению к подсистеме — источнику проблемы;
контроль выполнения решений [5].
Ситуационный подход концентрируется
на том, что пригодность различных
методов управления определяется ситуацией,
поэтому в состав алгоритма принятия
решений включаются этапы сбора
и анализа информации о ситуации,
определения целей управления ситуацией
при решении проблемы, а также
прогнозирование последствий
Информация о работе Сущность и значение ситуационного подхода в менеджменте