Сущность и значение ситуационного подхода в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту…………………………………………………………………………5
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению…….5
Основные положения ситуационной теории управления…………...8
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления…………………………12
Сущность теории «7 – S»……………………...……………………..12
Ситуационная модель руководства Фидлера……………………….13
2.3 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда……………15
2.4 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла……………….18
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…………...20
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач…………………………..21
3.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению………………………………………………………..………………..21
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте….22
3.3 Ограничения в применении ситуационной теории………………....24
Заключение……………………………………………………………………….…27
Список литературы…………...……………………………….……………………28
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

3.3. Ограничения  в применении ситуационной теории

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать  об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций.

Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в  постановке задачи.

Технологические ограничения  определяются типом и гибкостью  организационных средств производства товаров или услуг. Различные  типы организации требуют различных  видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень  дорого. Из-за столь огромных капитальных  расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы  приступить к удовлетворению новых  потребностей.

Технология во многом определяет и степень взаимозависимости  среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации  и, следовательно, больше управленческого  искусства.

 

Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера  работ, выполняемыми рабочими. Некоторые  работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией  в своих действиях.

 Как в случаях сборочного  конвейера. Другие могут быть  вовлечены в более комплексные  и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки  телеаппаратуры, где рабочие должны  устранять самые различные дефекты  в изделиях.

Человеческие ограничения  отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных  факторов здесь состоит в определении  мотивации групп рабочих.

Системный подход придает  особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту  проблему.

В результате ситуационный подход сегодня является передовым  подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критике.

Некоторые считают, что у  него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной  прогностической способности и  инициативности.

С другой стороны, его защитники  утверждают, что одним из наиболее полезных ответов на вопросы «Как мы будем делать это?» и «Что мы будем делать дальше?» является: «Это все зависит от…». В ситуационном подходе, прежде чем принять какое-либо управленческое решение современные  менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все  разнообразные школы управленческой мысли, определить какая комбинация управленческих методов оказывается  наиболее подходящей [10,12].

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях.

При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

 

  • руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений;
  • каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и концепции;
  • руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.

Необходимо правильно  определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может  повлечь за собой изменение одной  или нескольких переменных;

  • руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств [8].

Ситуационные теории, давая  описание того, как подстроить организацию  к конкретным требованиям, как производить  изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как  создавать и развивать адаптационный  потенциал, отрицают наличие универсальных  подходов к управлению.

С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь  искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать  соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям  в области управления, носящих  универсальный и обобщающий характер.

 

 

Заключение

Современные представления  об управлении организациями вобрали  в себя опыт западной практики. В настоящее время самым продуктивным считается так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все положительное из достигнутого менеджментом. Суть его проста – все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль работы.

Ситуационный подход не отвергает ничего, что было сделано  ранее, в частности, идеи пирамидального построения организаций, приказные  методы управления, жесткое закрепление  функций и др.

Не существует плохих или хороших методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации.

На основании вышеизложенного  сформулируем следующие выводы:

  • центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время;
  • cитуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации;
  •    успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от

точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс  принятия управленческих решений.

Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить  какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых  организационных проблем.

 

 

Список литературы

  1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом, 2004.
  2. Веснин В.Р., Менеджмент, 2006.
  3. Деминг У.Э., Новая экономика, 2006.
  4. Гусева Е.П., Менеджмент, 2008.
  5. Каплан Р.С., Нортон Д.П., Сбалансированная система показателей. От

стратегии к действию, 2004.

  1. Ковалев А.П., Управление имуществом на предприятии, 2009.
  2. Назарова Е.В., Антикризисное управление кредитными организациями,

2007.

  1. Полукаров В.Л., Основы менеджмента, 2008.
  2. Румянцева З.П., Общее управление организацией. Теория и практика,

2007.

10)  Фатхутдинов Р.А.  Инновационный менеджмент, 2008.

     11) Фидельман Г.Н. и др. Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности, 2005.

     12) Шаш Н.Н.Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. – М.:ИЗД «РАВНОВЕСИЕ», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Недружественен

1

2

3

4

5

6

7

8

Дружественен

Приятный

8

7

6

5

4

3

2

1

Неприятный

Все отвергающий

1

2

3

4

5

6

7

8

Все принимающий

Напряженный

1

2

3

4

5

6

7

8

Расслабленный




Определение лидерского стиля

 

 

 

Приложение 2

Примеры применения модели ситуационного лидерства  «путь-цель»

 

Ситуация

Стиль лидера

Воздействие на подчиненного

Результат

1.

Амбициозное задание

Директивный стиль

Обеспечивает направленности и ясность в действиях

Прилагается больше усилий

2.

Недостаточное вознаграждение

Директивный стиль

Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение

Прилагается больше усилий

3.

Утомительная и неинтересная работа

Поддерживающий стиль

Увеличивает интерес к  работе

Прилагается больше усилий

4.

Неуверенность в силах

Поддерживающий стиль

Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения

Прилагается больше усилий

5.

Отсутствие возможности  отличиться

Стиль, ориентированный на достижения

Обеспечивает напряженные  и делающие вызов цели

Прилагается больше усилий

6.

Задача или цель не определены

Участвующий стиль работы

Выясняются цели и параметры

Прилагается больше усилий




 

 

 

 

 

Приложение 3

Модель Стинсона и Джонсона (выбор лидерского стиля  в зависимости от ситуации)

Структурированность работы

Низкая

Высокая

Возможности последователей – высокие

Низкий интерес к отношениям и низкий интерес к работе

Высокий интерес к отношениям и высокий интерес к работе

Возможности последователей – низкие

Высокий интерес к работе и низкий интерес к отношениям

Высокий интерес к отношениям и низкий интерес к работе


 

 


Информация о работе Сущность и значение ситуационного подхода в менеджменте