Содержание
1.
Сущность и классификация управленческих
решений
3
2. Роль коммуникаций
в системе управления
7
3. Принятие управленческого
решения
13
4. Методы и модели
принятия решений
17
5. 2
часть. Метод анализа безубыточности
22
6. Список
использованной литературы
26
1
часть
Сущность
и классификация
управленческих решений
Ни один человек, взрослея, не может не
познать на практике процесса принятия
решения. Способность принимать решения
это умение, развиваемое с опытом. Каждый
из нас в течение дня принимает сотни,
а на протяжении жизни – тысячи и тысячи
решений.
Решение
это выбор альтернативы.
К решениям относится как малозначащий
выбор одежды для работы или меню второго
завтрака, так и выбор места работы или
спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив
множество – в меню может быть 50 наименований,
в университете свыше 100 основных специальностей
– почти все каждодневные решения мы принимаем
без систематического продумывания. Что
касается других решений, например отом,
куда направиться жить после окончания
колледжа или какой стиль жизни удовлетворил
бы нас, то мы принимаем их после размышлений,
длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу
неосознаваемых психологических факторов
мы уделяем непропорционально много внимания
определенным решениям. Например, некоторые
люди терзаются неделям по поводу покупки,
пары туфель и действуют импульсивно,
приобретая автомобиль стоимостью 15 тыс.
долларов.
Однако в управлении принятие решения
более систематизированный процесс, чем
в частной жизни. Ставки зачастую много
выше. Частный выбор индивида сказывается
прежде всего на жизни его собственной
и немногих связанных с ним людей. Менеджер
выбирает направление действий не только
для себя, но и для организации идругих
работников. Люди, находящиеся на верхних
этажах крупной организации, порой принимают
решения, связанные с миллионами долларов.
Чтоеще важнее – управленческие решения
могут сильно влиять на жизнь многих людей,
по меньшей мере, каждого из тех, кто работает
с принявшим решением руководителем, и,
возможно, каждого в организации. Например,
менеджер может принять решение штрафовать
каждого работника, чей перерыв на чашку
кофе продлится более 10 минут или тех,
кто занимается на работе общественной
деятельностью. Другой руководитель может
решить, что излишняя строгость в этих
вопросах грозит стать причиной моральных
проблем, результатом которых будет рост
числа прогулов, текучести кадров и, возможно,
ухудшение обслуживания потребителей,
снижение производительности и качества
продукции.Отказываясь от административных
наказаний, руководитель решает, что будет
больше проку от прямого, но твердого разговора
с работником. Однако со временем повторяющиеся
случаи опоздания на работу и снижение
активности по причине бурной общественной
деятельности могут заставить руководителя
все же принять решение об увольнении
работника. Если организация велика и
влиятельна, решения ее высших руководителей
могут определяющим образом изменять
местное окружение. Некогда процветавшие
города Новой Англии, к примеру, почти
опустели после того, как текстильные
и обувные предприятия, поддерживавшие
благосостояние, переместилисьна юг или
в другие страны. Некоторые управленческие
буквально изменяют ход истории. Важные
государственные решения, например, о
применении атомной бомбы президентом
Трумэном, попадают в эту категорию.
Ответственность за принятие важных организационных
решений – тяжелое моральное бремя, что
особенно ярко проявляется на высших уровнях
управления. Однако руководители любого
ранга имеют дело с собственность, принадлежащей
другим людям, и через нее влияют на их
жизнь. Если руководитель решает уволить
подчиненного, последний может сильно
пострадать. Если плохого работника не
остановить, может пострадать организация,
что отрицательно скажется на ее владельцах
и всех сотрудниках. Поэтому руководитель,
как правило, не может принимать непродуманные
решения.
Прежде чем понять, как руководитель может
действовать более рационально и систематизированно,
подробнее познакомимся со всеобщностью
принятия решений, его органической взаимосвязью
с процессом управления и некоторыми
характеристиками организационных решений.
Принятие решений отражается на всех аспектах
управления. Принятие решений – часть
каждодневной работы управляющего. Как
говорит профессор Фрэнк Харрисон: «Принятие
решений – это интегральная часть управления
организацией любого рода Более чем что-либо
другое, компетентность в данной области
отличает менеджера от не менеджера и,
что еще важнее. – эффективно работающего
коллеги[1]». В области принятия решений
проф. Минцберг выделил четыре роли руководителя
– предприниматель, специалист по исправлению
нарушений в работе, распределитель ресурсов
и специалист по достижению соглашений.
Поскольку характер работы менеджера
зависит от уровня управления, на котором
он находится, существуют различия и в
характере решений, принимаемого на разных
уровнях. Тем не менее, все эти роли в той
или иной мере периодически исполняет
каждый менеджер.
Как
определено выше, решение – это
выбор альтернативы. Это, по сути дела,
ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем
сложном, быстро меняющемся мире организаций
многие альтернативы находятся в
распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать
цель перед группой людей и
добиться ее достижения, необходимо дать
ответы на многочисленные вопросы. Каждая
управленческая функция связана с несколькими
общими, жизненно важными решениями, требующими
претворения в жизнь.
Управленческое решение - это взвешенный
шаг, результатом которого являются осуществление
действия для достижения цели организации
или воздержание от него. Оно является
неотъемлемой частью деятельности менеджера.
Данное понятие рассматривается как: фиксированный
управленческий акт, постановление, приказ
и т. д.; процесс разработки и реализации
решения по разрешению проблемы; выбор
альтернативы при решении проблемы.
Объектом управленческого решения, как
правило, являются проблемы, связанные
с разрешением теоретических и практических
вопросов.
Требования, предъявляемые
к управленческим решениям:
- всесторонняя
обоснованность решений (наличие потребности
и возможностей ее удовлетворения);
- правомерность
(соответствие принимаемого решения законодательству);
- непротиворечивость
(вновь принимаемые решения не должны
противоречить уже существующим и дублировать
их);
- своевременность
(принятие решения в тот момент, когда
оно может и должно быть реализовано);
- обеспеченность
ресурсами;
- ясность
и лаконичность (недопустимость двойственного
толкования решений и излишнего красноречия).
Классификация управленческих
решений.
1.
По степени влияния на будущее
организации:
- стратегические
- определяют общие направления развития
организации и его долгосрочные цели;
- тактические
(конкретные методы достижения первых).
2. По масштабам:
- глобальные
- охватывают всю организацию в целом;
- локальные
- затрагивают некоторые стороны деятельности
предприятия.
3. По продолжительности периода
реализации:
- долгосрочные
(более пяти лет);
- среднесрочные
(от одного года до пяти лет);
- краткосрочные
(менее одного года).
4. По направленности воздействия:
внешние, внутренние.
5. По обязательности выполнения:
- директивные
- принимаются высшим руководством и являются
обязательными для исполнения;
- рекомендательные
- принимаются совещательными органами
и не являются обязательными для исполнения;
- ориентирующие
- определяют единое направление деятельности
подсистем организации.
6. По функциональному назначению:
- регулирующие
- определяют метод выполнения действий;
- координирующие
- концентрируют усилия вокруг проблемы;
- контролирующие
- направлены на оценку результатов.
7. По широте охвата:
- общие
- распространяются на всю компанию в целом;
- специальные
- рассматривают отдельные вопросы.
8. По степени запрограммированности:
- запрограммированные
- принимаются в стандартных ситуациях,
не требуют особого творческого напряжения;
- незапрограммированные
- принимаются в новых необычных условиях.
9. По сфере реализации: научные
и маркетинговые исследования, производство,
реализация товаров (услуг), работа
по кадрам и т. д.
10.
По способам принятия:
- интуитивные
- принимаются руководителем на основе
его способности предвидеть результаты;
- адаптивные
- принимаются руководителем в соответствии
с его профессиональными и личными знаниям,
жизненным опытом;
- рациональные
- опираются на научный анализ проблемы.
Роль коммуникаций в системе управления
Коммуникативная подсистема — относительно
самостоятельный элемент системы государственного
управления, представляющая собой:
= совокупность
информации, информационных потоков как
средство обеспечения согласованности
в управлении;
= совокупность
связей, многообразных взаимодействий
и управленческих отношений в системе
государственного и муниципального управления;
= пространство,
в котором формируются и функционируют
органы власти и управления.
Термин
«коммуникация» (от лат. communicare — делаю
общим, сообщение, передача) в смысловом
аспекте социального взаимодействия —
это обмен мыслями, сведениями, идеями,
передача того или иного содержания от
одного сознания (коллективного или индивидуального)
к другому посредством знаков, зафиксированных
на материальных носителях. Коммуникация
представляет собой социальный процесс,
отражающий общественную структуру и
выполняющий в ней связующую функцию.
Массовая коммуникация — систематическое
распространение сообщений (через печать,
радио, телевидение, кино, звукозапись,
видеозапись) среди больших, рассредоточенных
аудиторий с целью утверждения духовных
ценностей и оказания идеологического,
политического, экономического или организационного
воздействия на оценки, мнения и поведение
людей. В системе массовой коммуникации
особую значимость имеет коммуникация
в управлении.
Управленческие коммуникации —
это совокупность информационных связей
между субъектами управленческой деятельности
по вертикали, горизонтали (внутренняя
среда) и с внешней общественной средой.
Понятие
«коммуникация» имеет двойной
смысл:
во-первых,
оно фиксирует статику взаимодействия,
например акт, письменный документ, несущий
информацию, выполняющий функции: информативную,
эмотивную (побуждает эмоции, мотивацию
взаимодействия), в том числе правовой
акт, выполняющий управленческую функцию
(побуждает правоотношения) и через это
устанавливающий и поддерживающий фактические
контакты.
во-вторых,
фиксирует динамику, процесс взаимодействия,
контакты, отношения.
Взаимодействие
имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона — это связи,
независимые от характеристики отдельных
личностей, опосредующие и контролирующие
содержание и характер взаимодействия;
это система официальных, служебных отношений,
определяемых статусом должностного лица,
предписаниями, инструкциями, правилами,
нормативными актами, картами функциональных
обязанностей, штатным расписанием.
Субъективная
сторона — это сознательное отношение
людей друг к другу, основанное на индивидуальности.
Известно, что люди ведут себя по-разному
в одной и той же статусной позиции, т.е.
придерживаются разных моделей поведения,
разных социальных ролей.
Социальная
роль — это модель поведения, направленная
на выполнение прав и обязанностей, предписанных
данному конкретному статусу. Таким образом,
статус дает статическую, а роль — динамическую
картину социального взаимодействия.
Коммуникация
в системе управления - официально,
юридически регламентируемое целенаправленное
движение индивидуальных субъектов управления
к социальной общности при сохранении
за ними определенной самостоятельности
и индивидуальности.