Сущность и роль управления комуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – получить представление о роли коммуникационных процессов в организации.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и роль коммуникаций в деятельности и управлении предприятием;
- рассмотреть виды коммуникационных сетей, проанализировать их сильные и слабые стороны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ…………….……..6
1.1 Структура коммуникаций………………………………………...………9
1.2 Коммуникационные сети………………………………………………..11
1.3 Модель сетевого анализа коммуникационных сетей…………...……..12
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………..…………..17
2.1 Круг……………………………………………………………………….17
2.2 Колесо…………………………………………………………………….18
2.3 Цепь……………………………………………………………..………..20
2.4 Игрек……………………………………………………………..……….21
2.5 Тент………………………………………………………………...……..23
2.6 Палатка…………………………………………………………….……..24
2.7 Дом………………………………………………………………………..25
2.8 Паутина……………………………………………………………..…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……29
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….…..31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вложенные файлы: 1 файл

Виды коммуникационных сетей и их характеристика_1.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Колесо

 

«Колесо» - сильно централизованная сеть, т.е. информационный лидер группы находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки. Данная сеть не предусматривает общения членов группы между собой. Эта сеть идеально подходит для выполнения группой достаточно простых задач с высокой скоростью, когда каждый член группы получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не получая никакой дополнительной информации со стороны. Как правило, при такой конфигурации возникает большое количество ошибок вследствие слабости обратных связей и невозможности взаимных коррекций ошибок между членами группы. При усложнении заданий или увеличении численности членов группы, постоянно связанных с лидером, у последнего наступает информационная перегрузка, что приводит к еще большему количеству ошибок и некачественному выполнению заданий. Барьеры в коммуникациях возникают под влиянием следующих причин: «информационной перегрузки сотрудников; многообразия носителей информации, резко увеличивающих ее объем; давления времени, препятствующее обмену информацией»8. Коммуникационная сеть «колесо» эффективна при жесткой централизации власти в руках руководителя или лидера и слабой включенности рядовых членов группы в процесс принятия управленческих решений.

В сетях типа «колесо» представлена иерархия власти, при которой подчиненные общаются друг с другом только через своего начальника. Одно лицо занимает центральное место в коллективе и члены этой группы при определении своей позиции сориентированы на центр. Это связано с лидерскими функциями лица, находящего в центре, его возможностями оказывать больше влияния на других членов группы. Оно также связано с ответственностью за передачу информации и принятие решений.

Вся информация стекается  к сотруднику, занимающему центральное  положение. Силовые линии исходят  из центра. «Колесо» позволяет начать действовать быстрее. Информация из центра одновременно посылается во все точки. Здесь ясно, кто несет ответственность, достигается больше порядка.

__________________________________

8 Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство «Питер». 1999. С. 284–285.




 


 

 

 

 

Рис. 2 Сеть «Колесо»

 

Это устойчивый тип сети, в ней трудно образовать неформальный канал. Однако «колесо» сильно зависит от личностных характеристик лидера (центра). Возможна фильтрация информации центром.

Сеть в виде колеса имеет определённого лидера, хорошо и устойчиво организована, упорядочена.

 

2.3 Цепь

 

«Цепь» - сеть со слабой централизацией. Такая сеть используется в условиях многозвенных технологий (при большом количестве последовательно выполняемых операций). Здесь лидер фиксирует лишь конечный результат и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. Поскольку «цепь» содержит большое количество звеньев, происходит сильное искажение информации (обратная связь осуществляется последовательно через все звенья цепи к лидеру), когда, например, исполнитель (последнее звено цепи) вносит какое-либо предложение и оно проходит «по инстанциям» к высшему руководству, причем каждый следующий член сети может внести коррективы в это предложение. Такая сеть, в которой лидер фактически не может осуществлять эффективный контроль на всех участках, применима только в случае, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших «соседей».

Сети типа «цепь» используются в японской системе организации производства «точно вовремя». Здесь каждый исполнитель получает строго определенное количество деталей мелкими партиями; так, если сборщик должен собрать двадцать узлов, то он получает строго двадцать болтов. Если в этой партии попадется один некачественный болт, то сборщик не сможет собрать один узел. Поскольку санкции осуществляются по конечному результату, то за некачественный болт ответственность должен нести сборщик. Поэтому он стремится сам контролировать деятельность другого рабочего.

 

 



 

Рис. 3 Сеть «Цепь»

 

 

«Цепь» - линейная связь. Поток информации идет по прямой от А к Б, В, Г, Д и наоборот. «Цепь» эффективна при выполнении повторяющихся, стандартных, рутинных операций, но плохо подходит для работы в постоянно изменяющихся условиях.

В данной сети члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним. Она отражает последовательно сеть горизонтальных связей.

В приложении 2 представлены характеристики коммуникационных сетей  «круг», «колесо» и «цепь».

 

 

 

2.4 Игрек

 

«Игрек» («шпора»), или «цепь со сторожем» - сеть, имеющая разветвления. Здесь «сторож», перерабатывающий информацию для лидеров, ставится на разветвлении сети. Присутствие «сторожа» исключительно важно для лидера, так как позволяет ему получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. Конфигурация «игрек» характерна, в частности, для линейных иерархических и функциональных структур организации; в этом случае к руководителю поступает обобщенная информация о деятельности нескольких отделов от заместителя, помощника или диспетчера. При многих достоинствах разветвленных коммуникационных сетей они имеют ряд недостатков: наличие искажений в сетях и, самое главное, концентрация больших ресурсов информационной власти у «сторожей», которые могут обобщать, перерабатывать и передавать информацию в нужном для них виде, что снижает значимость и возможности управления у руководителя или лидера. Например, руководитель поручает своему секретарю, выполняющему роль «сторожа», контролировать потоки информации, которые стекаются к нему от многих подразделений. Секретарь, располагая слабой степенью контроля, может дозировать и распределять информацию, так как имеет дополнительные властные ресурсы.

Сеть «Игрек» аналогична «колесу», но включают три уровня, пункт А старше всех. Он несет ответственность за всю организацию, его контрольные функции (подлинная власть) в большей степени зависит от действий Б в его промежуточной позиции. Б — центр реальной власти. Этой властью можно пользоваться как в интересах А, так и в собственных интересах Б, возможно, и в интересах В, Г, Д. «Игрек» используется для снижения информационной перегрузки центра, отмеченной в «колесе», при этом следует тщательно продумать работу В. Централизованные сети типа «игрек» эффективны при решении простых проблем.

 






 


 

 

Рис. 4 Сеть «Игрек»

 

2.5 Тент

 

«Тент» - конфигурация сети, которая часто используется в продуктовых или многопрофильных структурах управления. Здесь предусматривается прохождение информации по отдельным ветвям структуры с разделением по отдельным регионам или продуктам.

Здесь две разные силовые линии идут от руководителя А, который организует и обрабатывает информацию. Это очень сильная и устойчивая сеть при условии четко определенной власти и ответственности. Здесь возникает минимум неофициальных взаимодействий.





 


 

 

Рис. 5 Сеть «Тент»

2.6 Палатка

 

«Палатка» - сеть, в которой наряду с вертикальными официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, но не все, а только между верхними эшелонами управленческой структуры; горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Таким образом, «палатка» не предусматривает участие низших слоев организации в управлении процессами в организации, но она позволяет образовывать коалиции между представителями высшего уровня руководства.

«Палатка» образуется, когда руководитель в позиции А решает, что его старшим подчиненным Б и В выгоднее вместе заняться общими делами, прежде чем передавать их наверх. Верхние позиции А, Б, В образуют замкнутую сеть — небольшой круг, с каналом между Б и В.

«Палатка» может быть очень эффективной и действенной при условии четкого определения прав и обязанностей Б и В. В противном случае возникает широкая область неопределенности или потенциальных разногласий, требуется постоянное вмешательство; пункта А производительность сети снижается.





 

 

 

 

 

 

Рис. 6 сеть «Палатка»

 

 

2.7 Дом

 

«Дом» - сеть, в которой существует постоянный обмен информацией между руководителями всех структурных уровней управления. Здесь информация может исходить от высшего органа управления и контролируется им по каналу обратной связи. Однако обратная связь, в которой задействованы представители разных подразделений одного уровня управления, может оказывать отрицательное воздействие на качество управленческих решений, так как в большинстве случаев представители разных структурных подразделений имеют разные интересы в организации и могут находиться даже в состоянии конфликта по причине распределения и перераспределения ресурсов между данными подразделениями.

«Дом» получается, когда возникает новый официальный канал Г-Д. Это полностью замкнутая система. Возможна связь каждого пункта с другими точками по нескольким каналам.

Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети и два малых — А, Б, В и  Б, В, Г и Д.

С организационной точки  зрения «дом» — самая уязвимая из всех информационных сетей из-за множества официальных каналов, по которым от одного пункта к другому передается информация.



 


 

 


 

Рис. 7 Сеть «Дом»

 

2.8 Паутина

 

«Паутина» - всеканальная сеть, характеризуемая большим количеством беспорядочных коммуникационных связей, хаотичным контролем и сложностями при передаче строго дозированной и надежной информации. Представление о «паутине» дает группа, в которой каждый говорит с каждым и со всеми, улавливая в этом огромном потоке информации только ту, которая необходима ему в настоящий момент, а контролирующая и управляющая роль лидера сведена к минимуму. Такая сеть однозначно признается исследователями неэффективной для организации, но это не значит, что она будет неэффективной в условиях неформальной коалиции или в дружеской компании.

«Всеканальные» сети — полностью децентрализованные сети. В них формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет.

Этот тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Здесь каждый при желании имеет возможность высказать свое мнение. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. Она быстрее поддается совершенствованию. В ней воспитываются лидеры, обеспечивается равноправный доступ ко всей информации. Достоверность и надежность информации высока, ее контроль более тщательный может осуществляться из нескольких точек, доступна проверка информации.

К основным недостаткам  всеканальной сети можно отнести опасность группового единомыслия, неадекватность оценки трудностей (в группе — и «море по колено»), возникает угроза нарушения стабильности и порядка, появляется опасность необъективного подхода к выбору лидера.

 

 

 



 

 


 

 

 

 

Рис. 8 Сеть «Паутина»

 

В сетях типа «тент», «палатка», «дом» позиции Б и В, Г и Д находятся на одних организационных уровнях. Стрелки показывают направление силовых линий, информация идет в обоих направлениях.

Рассматривая групповые  процессы и их эффективность, важно определить, какой вклад вносит каждый из членов группы в выполнение стоящих перед ней задач. Об этом дает представление анализ коммуникаций в группе. В приложении 1 представлено содержание групповых коммуникаций.

Из приложения видно, какое многообразие видов коммуникации присутствует в организации и на что конкретно направлен тот или иной ее вид.

Таким образом, значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей организаций по следующим причинам:

1. Коммуникации необходимы для эффективности управления;

2. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;

3. Хорошо налаженные коммуникационные сети содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.

4. Коммуникации имеют  сложную и гибкую структуру.  Только знание закономерностей  построения коммуникаций может  принести успех.

Задача выбора вида коммуникационных сетей состоит в том, чтобы используемый вариант их построения отвечал конкретным условиям организации и характеру решаемых ею проблем. О'Шонесси ссылается на лабораторные исследования, проведенные психологами З. Бэйвлэсом и Г. Ливиттом, показавшими, что «колесо» надежней, если проблема, которую надо решить, проста. «Всеканальная сеть стимулирует создание хорошего морального климата и приспособляемости. Р. Дайкерт, предложивший такую форму организации, как пересекающиеся рабочие группы, рекомендует всеканальную сеть, поскольку она стимулирует обмен мнениями в рабочей группе»9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________

9 О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. – М.: МТ ПРЕСС. 1999. С.204–205.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Курсовая работа посвящена изучению процесса коммуникаций и видов коммуникационных сетей. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Для принятия эффективных  управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики  предприятию требуется целесообразная система коммуникационных каналов, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию и условия работы организации. Эффективные коммуникации - это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

Коммуникации – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Они могут рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу.

В современных условиях важной областью стало эффективное  внедрение и использование коммуникационных каналов, которое состоит в сборе  и переработке информации, необходимой  для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.

Информация о работе Сущность и роль управления комуникации