Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Аттестация- это процедура систематической оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала, это комплексная проверка уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности.

Содержание

Введение_______________________________________________________3

ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы______________________________________________6

1.1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы____6

1.2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности________________________________________________20

ГЛАВА 2. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда социальных работников__________________________________________30

2.1. Методы оценки персонала______________________________________30

2.2. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников__39

ГЛАВА 3. Практический опыт применения аттестации социальных работников______________________________________________________51

Заключение______________________________________________________62

Список использованной литературы_________________________________66

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 86.35 Кб (Скачать файл)

 

59% работников оценивают  работу своего коллектива удовлетворительно, 41% -хорошо. Характерно, что неудовлетворенных  работой нет.

 

В то же время были опрошены руководители социальных служб. Итоговые результаты опроса показали, что удовлетворены  своей деятельностью 53,6%, скорее удовлетворены - 28,0%, неудовлетворенны - 4,8%, находятся  в состоянии неопределенности -10,9%. Около 70% опрошенных отметили, что постоянно  сталкиваются с трудностями. По мнению руководителей, на эффективность работы оказывают влияние такие факторы, как профессионализм, социально-психологический  климат в коллективе, финансовое состояние  учреждения.

 

Выборочное исследование показало, что уровень профессионализма работников социальных служб определяет уровень самокритичности и компетентности в суждениях об эффективности  проводимой ими социальной работы.

 

В исследовании и клиенты  дали оценку деятельности работников центров социального обслуживания и отделений социальной помощи на дому. В целом около 70% респондентов (клиентов) удовлетворены качеством  социального обслуживания. Однако дифференцированный подход к оценке отдельных качеств  сотрудников социальных служб, и  прежде всего контактных социальных работников, показывает, что только 24% опрошенных отмечают умение выслушать  клиента; доброжелательность, отзывчивость –24,2%; умение организовать помощь, добиться решения проблем клиентов-22,9%; компетентность, знания, кругозор - 22,6%; умение принимать  практическое решение – 22,4%; умение работать в команде с другими  специалистами – 19,3%; умение активизировать клиента на самопомощь-19,2%; умение логично  мыслить -17,9%.

 

Невысоко оцениваются  такие качества работников социальных служб, как «умение уважать точку  зрения клиента», «личностное обаяние», «бескорыстие, честность», «высокая общая  культура» (20 – 23%).[7]

 

Клиенты социальных служб, желая  получить материальную помощь, социально  – медицинские услуги или консультации, обращают внимание на такие личностные качества социальных работников, как  доброта, справедливость, отзывчивость, профессионализм. К числу отрицательных  качеств социальных работников клиенты  относят безразличие, лживость, грубость, низкий профессионализм.   Разумеется, дефицит позитивных качеств имеет  отношение к значительно меньшей  части социальных работников.

 

Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня при  оценке деятельности различных учреждений социального  обслуживания населения мы не можем  ограничиваться такими показателями, как «количество обслуживаемых  клиентов», «число обслуженных семей», «число обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов», «количество  предоставленных услуг», «количество  поставленных на учет клиентов» и  т.д.

 

Формирование системы  критериев и показателей эффективности  работы                          социальных служб как составной  части эффективности всей социальной работы, только начинается. Думается, что  есть основание полагать о целесообразности разработки на первом этапе четырех  групп критериев и показателей. Первая группа – критерии и показатели эффективности федеральных и  региональных целевых программ, направленных на развитие социальной защиты и социального  обслуживания различных категорий  населения. Вторая – критерии и показатели эффективности деятельности социальных служб. Третья – критерии и показатели эффективности деятельности специалистов социальных служб. Четвертая – критерии и показатели эффективности социального образования, и в частности подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях специалистов по социальной работе.

 

Необходимо подчеркнуть, что применение критериев и показателей  эффективности деятельности учреждений и социальных работников будет являться важнейшим этапом в достижении максимальной эффективности социальной работы как  особого вида профессиональной деятельности.

 

1.2. Профессиональный портрет  социального работника в трудовой  деятельности 

 

Прежде чем рассматривать  специфику социальной работы как  формы практической деятельности и  профессиональный портрет социального  работника, следует определить, что  понимается под деятельностью.

 

В научной литературе термин "деятельность" имеет весьма широкое  распространение: "деятельность рек", "высшая нервная деятельность". Гегель, как известно, употреблял термин "деятельность" по отношению к  движению. В философии термин "деятельность" обозначает понятие инструмента  изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического  процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность - это информационно направленная активность живых .систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.

 

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как  вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской  и психологической трактовки  деятельности, с другой, учитывать  специфические особенности и  факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего  процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и  задачами. Среди основных признаков  деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий  и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.[8]

 

В исследовании М.С. Кагана дан  морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностноориентационная, коммуникативная деятельность).

 

Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который  направляет свою активность на объекты  или другие субъекты; объект, на который  направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного  взаимодействия с другими.

 

По Б.Г. Ананьеву, деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостной деятельности, как исторически  сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, отдельного акта - действия, включающего  в себя цель, мотивы ее выдвижения и  способы достижения; в-третьих, макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, макродвижений, из которых  строятся макродвижения.

 

В этом случае первые два  уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида.

 

Разнообразие подходов к  рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований  для классификаций различных  форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто  кладется объект деятельности. Исходя из этого основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

 

Если это основание  мы включим в систему социального  пространства, где существуют различные  формы деятельности, целью которых  является оказание помощи индивидам  или социальным группам по решению  их самых разных  проблем, то в  этом случае выделится социальная деятельность, целью которой является оптимизация  осуществления субъектной роли людей  во всех сферах жизни общества и  процесс совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой деятельностью и является социальная работа.[9]

 

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в  виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного  социального специалиста.

 

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

 

1) увеличение степени  самостоятельности клиентов, их  способности контролировать свою  жизнь и более эффективно разрешать  возникающие проблемы;

 

2) создание условий, в  которых клиенты могут в максимальной  мере проявить свои возможности  и получить все, что им положено  по закону;

 

3) адаптация или реадаптация  людей в обществе;

 

4) создание условий, при  которых человек, несмотря на  физическое увечье, душевный срыв  или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного  достоинства и уважение к себе  со стороны окружающих;

 

5) и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи  социального работника у клиента  отпадает.

 

Социальная работа как  практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые  в единстве характеризуют жизненные  силы человека.

 

Реализатором целей социальной работы является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных  функций, начиная от "линейной" работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных  ведомствах.

 

 Социальная работа - это  сложный процесс, требующий прочных  знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения  и т.д. Ее эффективность во  многом зависит от самого социального  работника, его умений, опыта,  личностных особенностей и качеств.

 

Профессиональные качества социального работника рассматриваются  как проявление психологических  особенностей личности, необходимых  для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для  достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

 

Для описания социального  работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям  социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

 

Сформулирован оптимальный  набор личностных качеств, необходимых  социальному работнику, таких как  ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность  к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая  направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

 

Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.[10]

 

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система  ценностей кандидата, которая в  конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность  практической деятельности. Представление  об абсолютной ценности каждого человеческого  существа переходит здесь из разряда  философского понятия в категорию  базисного психологического убеждения  как основы всей ценностной ориентации индивида.

 

Социальная работа была и  остается одной из самых трудных  профессий. Она не всегда адекватно  воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним  из самых одухотворенных и благородных  видов деятельности человека.

 

Стиль поведения социального  работника, обусловленный совокупностью  его личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает  решающее воздействие на систему  отношений, которую он формирует  не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

 

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова  разделяет их на три группы:

 

первая - психологические  характеристики, являющиеся составной

 

частью способности к  данному виду деятельности;

 

вторая- психолого- педагогические качества, ориентированные на совершенствование  социального работника, как личности;

 

третья — психолого -педагогические качества, направленные на создание эффекта  личного обаяния.[11]

 

В работе с людьми, как  правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких  волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

 

Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается  очень много. В соответствии со «Стандартами классификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметь  представление о:

 

теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;

 

ресурсах и услугах, предоставляемых  обществом (общиной);

 

программах и целях  социальных служб как в штате, так и на федеральном уровне;

 

организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения  и социального обеспечения;

 

основах социально-экономической  и политической теории;

 

расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных  укладах и вытекающих отсюда проблемах);

 

результатах профессиональных н научных исследований, которые  можно использовать в практической работе;

Информация о работе Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы