Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа
Аттестация- это процедура систематической оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала, это комплексная проверка уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности.
Введение_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы______________________________________________6
1.1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы____6
1.2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности________________________________________________20
ГЛАВА 2. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда социальных работников__________________________________________30
2.1. Методы оценки персонала______________________________________30
2.2. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников__39
ГЛАВА 3. Практический опыт применения аттестации социальных работников______________________________________________________51
Заключение______________________________________________________62
Список использованной литературы_________________________________66
концепциях и методах социального планирования;
теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой;
теории и практике управления персоналом;
социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;
теории и концепции управления службами социальной защиты населения;
факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;
теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;
теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;
теории и методах адвокатской практики;
этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;
теории и методах преподавания и обучения;
тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;
законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг.[12]
«В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизнь следующие принципиальные установки.
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности.»[
Социальные работники заняты разными видами деятельности при
исполнении своих
тремя подходами при решении
проблемы:
• воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта,
эксперта. Социальный работник
дает советы, обучает умению, моделированию
и демонстрации правильного поведения,
устанавливает обратную связь,
применяет ролевые игры, как метод
обучения;
• фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или
посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных
направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
- адвокативный подход
применяется тогда, когда
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
• анализировать и выявить проблемы и концепции;
• применять на практике свои знания и понимание проблем;
• применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
• выявлять и учитывать
в работе различия личностного, национального,
социального и культурно-
• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
• общаться вербально, невербально и письменно;
• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
• вести переговоры, выступать
по радио, действовать в коллективе
с другими социальными
• ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
• действовать в алгоритме выработки решения;
• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.[15]
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• нести четкие и лаконичные записи;
• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
• готовить доклады и докладывать;
• организовывать, планировать и контролировать работу;
• добывать информацию с помощью доступной технологии;
исследовать и распознавать потребности в услугах;
• расширять сферы своих услуг;
• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций. [16]
Социальный работник
должен владеть немалым
ГЛАВА 2. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда социальных работников
2.1. Методы оценки персонала
В большинстве современных
организаций критерии оценки эффективности
деятельности персонала меняются в
соответствии с изменением характера
их труда. Если раньше от них требовался
лишь высокий уровень знаний, то
теперь все большее значение придается
их человеческим качествам, таким, как
коммуникабельность и умение работать
в составе команды
Оценка персонала
Грамотно проведенная оценка позволяет обоснованно
- отобрать кандидатов при приеме на работу;
- определить
соответствия работников
- оценить эффективность
труда работников для
- сформировать
список сотрудников для
- выявить лидерские и профессиональные качества при подборе людей на ключевые позиции в организации;
- подойти к
повышению квалификации
В результате оценки открывается широкое поле деятельности как для руководителя организации, так и для начальника отдела кадров.
Оценка персонала состоит из трех этапов:
1. разработка методики
и выбор метода оценки
2. организация и
проведение оценки в
3. использование результатов оценки в работе с персоналом.
Существует множество
методов оценки персонала, наиболее
распространенные приведены в таблице.[18]
Историковедческий (биографический) Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика Заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера
Интервьюирование (собеседование) Беседа с работником в режиме «вопрос- ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике Вопросник с ответами
Анкетирование (самооценка) Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа Анкета
Социологический опрос Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) Анкета социологической оценки
Наблюдение Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня Отчет о наблюдении
Тестирование Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей» Психологический портрет
Экспертная оценка Определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника Модель рабочего места
Критический инцидент Создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.) Отчет об инциденте и поведении человека
Существуют и методы оценки результативности труда:
• Метод заданного (вынужденного) выбора. Метод вынужденного выбора создан потому, что ряд других используемых методов приводит к завышенному количеству слишком высоких оценок. При использовании метода вынужденного выбора лицо, производящее оценку, должно выбирать из набора описаний работника. Типичный набор таких описаний представлен в Приложении I. Обычно специалисты по управлению персоналом (отдел кадров) подготавливают свои вопросы (пункты анкеты), а комиссия оценивает эти пункты с точки зрения их применимости (то есть определяют, какие описания соответствуют эффективной и неэффективной работе). Затем комиссия оценивает работника. Далее рассчитывается индекс эффективности.
• Описательный метод оценки.
При использовании
• Управление по целям (задачам).
В большинстве случаев лица, производящие
оценку, описывают прошлую
1) руководитель и подчиненный
проводят встречи для
основных задач подчиненного и установления определенного количества конечных задач/ целей;
2) участники устанавливают
задачи, реальные для выполнения,
стимулирующие, ясные и
3) руководитель, после обсуждения с подчиненными, указывает время выполнения задач;
4) устанавливаются даты
встреч и обсуждения
5) руководитель и подчиненный вносят необходимые изменения в изначальные задачи и цели;
6) руководитель проводит
оценку результатов и
7) подчиненный ставит задачи и цели на следующий цикл своей работы
после консультации с начальником, причем принимается во внимание
опыт предыдущего цикла и ожидания на будущее.
Практические трудности могут возникать в следующих направлениях:
- велики объемы «бумажной работы»;
- ставится слишком много
задач, что приводит к путанице
(установлено, что наиболее
- управление по задачам
пытаются ввести для рабочих
мест, где точно, количественно
выделить задачи
- иногда бывает трудно
связать результаты введения
управления по задачам и
- слишком большое значение
придается краткосрочным
- отказ
от изменения изначальных
- использование управления по задачам как жесткого метода контроля, направленного скорее на запугивание, чем на побуждение работать.[19]
Метод оценки по
решающей ситуации. При использовании
этого метода специалисты по
управлению персоналом готовят
список описаний «правильного»
и «неправильного» поведения
работников в отдельных
Информация о работе Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы