Территориальные основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: рассмотреть правовые и территориальные основы местного самоуправления.
В связи с этим в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить сущность местного самоуправления;
- дать характеристику правовой и территориальной основы местного самоуправления;
- анализ территориальных основ местного самоуправления города Свирск;
- выяснить, как представители органов власти муниципальных образований на территории Иркутской области отнеслись к нововведениям, предусмотренным Законом о местном самоуправлении, каким они видят будущий статус своих городов в новой системе (городской округ или городское поселение, не являющееся округом).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика территориальных основ
местного самоуправления 5
1.1. Положение местного самоуправления в государственном
устройстве страны и политической системе общества 5
1.2. Правовые основы местного самоуправления 8
1.3. Территориальные основы 11
Глава 2. Анализ территориальных основ местного самоуправления
города Свирск 20
2.1. Административно-территориальное устройство Иркутской области 20
2.2. Общая характеристика города Свирск 22
2.3. Территориальные основы местного самоуправления г. Свирска 25
Глава 3. Проблемы и перспективы территориальных основ
местного самоуправления города Свирска 36
3.1. Установление новых границ и статуса муниципального
образовании на примере города Свирска 36
3.2. Перспективы развития города Свирска 39
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

б) На данной территории должна присутствовать муниципальная собственность, которая может включать в себя движимое и недвижимое имущество. Это земля, здания, сооружения, дороги, муниципальный транспорт, различные коммуникации и т.д. Такое требование обусловлено тем, что муниципальная власть может быть реализована только в том случае, если она обладает материальной основой.

Территориальная основа, как видно, обусловлена наличием элементов экономической основы. Эти два понятия «территория» и «экономика» взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Следует заметить, что и в данной части Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеет противоречие. С одной стороны в п. 1 ст. 1 названого закона муниципальная собственность обозначена в качестве одного из определяющих признаков муниципального образования, с другой — п. 3 ст. 6 устанавливает, что отсутствие муниципальной собственности не служит основанием отказа в образовании, либо реорганизации муниципального образования.

в) Создание муниципального образования закон связывает с наличием местного бюджета. Наличие местного бюджета непосредственно связано с состоянием и развитием производственной сферы на территории, а также различных видов деятельности, которые являются источниками доходов.

Местный бюджет входит в состав муниципальной собственности. Такое положение закреплено в ст. 29 данного Федерального закона.

Следует обратить внимание на то, что данная норма связана с нормой п. 1 ст. 1, которая определила муниципальную собственность в качестве одного из критериев создания муниципального образования. Но как отмечалось эта статья в данной части входит в противоречие с п. 3 ст. 61. Получается, что муниципальное образование может быть созданию даже без местного бюджета.

Из этого следует, что и п. 3 ст. 61 названного закона входит в противоречие с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 29. Эти статьи также имеют взаимоисключающий характер. При наличии п. 3 ст. 61 п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 29  не действуют.

Для установления реального местного самоуправления, как уже было замечено, п. З ст. 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» целесообразно исключить.

Все вышеназванные факторы взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Увеличивается численность населения, растет потребность в увеличении мест приложения труда, в жилищном строительстве. Это требует развития производственной и социальной инфраструктуры. Новые производственные объекты и жилищное строительство вызывают необходимость расширения границ муниципального образования. Кроме того, производственные и иные предприятия являются источниками пополнения местного бюджета, средства которого направляются на решение задач социально-экономического характера. Без всего этого территориальная муниципальная власть не в состоянии функционировать самостоятельно[7].

В учебной и научной периодической литературе имеются и другие точки зрения относительно критериев присущих территориальной основе местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ территориальных основ местного самоуправления города Свирск

 

2.1. Административно-территориальное устройство Иркутской области

 

Административно-территориальное устройство Иркутской области имеет целью оптимальную организацию государственной власти на территории Иркутской области.

Административно-территориальное устройство Иркутской области основывается на принципах:

1) самостоятельности Иркутской области в определении своего административно-территориального устройства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

2) учета сложившейся системы расселения населения Иркутской области и тенденций развития этой системы, а также географического положения, размера территории и численности населения Иркутской области;

3) целостности и социально-экономического единства территории Иркутской области;

4) эффективности управления территорией Иркутской области;

5) ресурсной достаточности для самостоятельного социально-экономического развития территории Иркутской области;

6) соблюдения гарантий местного самоуправления;

7) учета национальных, этнических, языковых, религиозных и иных исторически сложившихся особенностей и местных традиций в случаях, предусмотренных законодательством;

8) защиты интересов коренных малочисленных народов в местах их компактного проживания;

9) гласности при решении вопросов административно-территори-ального устройства Иркутской области.

Административно-территориальное устройство Иркутской области регулируется законами Иркутской области и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Иркутской области.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Иркутской области, решения по вопросам административно-территориаль-ного устройства Иркутской области принимаются с согласия населения, с учетом мнения населения или представительных органов муниципальных образований Иркутской области.

Правительство Иркутской области обеспечивает учет административно-территориальных образований (административно-территориальных единиц) Иркутской области и изменений административно-территориаль-ного устройства Иркутской области в порядке, предусмотренном законами Иркутской области.

Административно-территориальными образованиями Иркутской области являются:

1) районы Иркутской области;

2) города и иные городские населенные пункты;

3) сельские населенные пункты;

4) районы в городах;

5) Усть-Ордынский Бурятский округ.

Районами Иркутской области являются: Аларский, Ангарский, Балаганский, Баяндаевский, Бодайбинский, Боханский, Братский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Иркутский, Казачинско-Ленский, Катангский, Качугский, Киренский, Куйтунский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Слюдянский, Тайшетский, Тулунский, Усольский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Черемховский, Чунский, Шелеховский, Эхирит-Булагатский. Онии входят в состав Иркутской области непосредственно.

Городами Иркутской области являются: Алзамай, Ангарск, Байкальск, Бирюсинск, Бодайбо, Братск, Вихоревка, Железногорск-Илимский, Зима, Иркутск, Киренск, Нижнеудинск, Саянск, Свирск, Слюдянка, Тайшет, Тулун, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово, Шелехов.
Перечень иных городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов, районов в городах определяется законами Иркутской области.

Порядок образования, упразднения, изменения границ, преобразования административно-территориальных образований определяются законами Иркутской области.

 

2.2. Общая характеристика города Свирск

 

Муниципальное образование «город Свирск» - это город Свирск и микрорайон Березовый.

Административным центром муниципального образования является город Свирск.

На сегодня Свирск -  один из самых живописных небольших городов Иркутской области. Он находится в 150 км от Иркутска, на левом берегу реки Ангара.

В первой половине XIX века на берегу Ангары находилось небольшое поселение с названием Свирская. Постепенно поселение росло и преображалось. После гражданской войны, вслед за коллективизацией, разрушившей традиционный жизненный уклад сибирской деревенской общины, пришла индустриализация. Был введен в действие Ангарский металлургический завод (мышьяковый), началось строительство железнодорожной ветки г.Черемхово – г.Свирск, сыгравшей важную роль в становлении города, начинается ввод объектов и строительство собственной ТЭЦ. Строятся школы и детские сады. 20 сентября 1940 года вступил в строй действующих предприятий страны завод химических источников тока № 389. Каждый третий житель Свирска становится работником завода.

В августе 1941 года на Свирский завод источников тока № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод. Через три месяца его первая продукция отправилась на фронт. В последствие на его базе был создан градообразующий завод «Востсибэлемент».

Новый этап развития Свирск получил после Великой Отечественной войны. К этому времени Свирск перерос рамки рабочего поселка и 16 ноября 1949 года ему присваивается статус города. Сочетание водной глади  Ангары, крутых, поросших лесом берегов правого берега и прибрежной террасы придает живописность окружающему рельефу и в целом облику Свирска. Визитной карточкой города стали рощи корабельных сосен на берегу и краны Свирского речного порта. Послевоенные годы характеризовались динамичным развитием ведущих заводов. Появляются новые предприятия («Автоспецоборудование», «Ремонтно- механический», «Бархатовская лесоперевалочная база»), развивается социально - культурная сфера, спорт, здравоохранение, вводится в строй жилье.

В тяжелые годы перестройки город Свирск выстоял и выжил. Город стал возрождаться, ресурсы Свирска начинают вовлекаться в эффективный хозяйственный оборот, начинают вновь работать на жителей города.

Социально-демографические процессы характеризуются сокращением численности населения за счет естественной убыли. На 01.01.2009 года в целом по муниципальному образованию численность составила 14,712 тыс. чел. и уменьшилась на 305 человек к аналогичному показателю 2008 года. (см. Приложение 2)

На территории города Свирск работают 16 промышленных предприятий, 2 предприятия транспорта, 3 предприятия связи, 5 предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Перечень наиболее крупных промышленных предприятий, расположенных на территории Свирска:

- ООО «ТМ Байкал»;

- ЗАО «Востстибаккумулятор»;

- ЗАО «Актех-Байкал»;

- ОАО «Автоспецресурс»;

- ООО «Свирский аккумуляторный завод-5»;

- ООО «Свирский ремонтно-механический завод»;

- ООО «Аккумуляторные технологии»;

- ООО «Машиностроитель».

По удельному весу, участвующих в производстве отраслей, объем произведенной продукции распределился следующим образом:

- деревообрабатывающая промышленность 75%;

- аккумуляторное производство – 17,4%;

- машиностроение и металлообработка – 4,3%;

- теплоэнергетика – 3,3%.

Среднесписочная численность работающих в отраслях экономики г.Свирска составила 4309 человек, что на 8% ниже аналогичного показателя за 2008 год.

В связи с высвобождением работников уровень зарегистрированной безработицы на 01.01.2009 составил 7,08% (515 человек), что на 18% и 54% выше аналогичного показателя на 01.01.08 и 01.01.07 соответственно.

Средняя заработная плата по всем отраслям экономки возросла на 31% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года и составила 4353 рубля.

За 2008 год поступило налоговых и других платежей в местный бюджет на 23% больше аналогичного показателя 2007 года.

Удельный вес отраслей экономики в общих поступлениях выглядит следующим образом:

- деревообрабатывающая промышленность – 62%;

- аккумуляторное производство – 23%;

- прочие – 15%.

По состоянию на 01.01.2009 г.Свирск имеет в своем активе 370,9 тыс.кв.м жилья (включая частный сектор). Обеспеченность населения жильем составляет 20,7 кв.м. общей площади на 1 человека.

Жилищный фонд г.Свирска, находящийся в муниципальной собственности, составляет 217 домов общей площадью (без лестничных клеток) 216020,5 кв.м.

Сеть учреждений социальной сферы г.Свирска полностью обеспечивает потребность населения и представлена следующими учреждениями:

- общеобразовательных школ – 7;

- дошкольных учреждений – 5;

- учреждений дополнительного образования – 3;

- средне-специальных учебных заведений – 2;

- учреждений культуры – 7;

- библиотек – 2;

- стадионов – 1;

- медицинских лечебных учреждений – 1.

По состоянию на 01.01.2009 года в г.Свирск сеть торговли и общественного питания представлена следующими предприятиями: магазинов -58, павильонов – 9, киосков – 6, отделов – 67, рынок (на 42 торговых места) – 1, предприятий общественного питания (204 посадочных места) – 5.

 

2.3. Территориальные основы местного самоуправления г. Свирска

 

Согласно главе 2 Устава муниципального образования «город Свирск» г. Свирск, основанный в 1949 году, является единым экономическим, историческим, социальным, административным и территориальным образованием и составной частью Иркутской области.

Статус муниципального образования – городской округ. Муниципальное образование «город Свирск» наделено статусом городского округа законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 104-оз «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области».

Понятия «городской округ», «город Свирск», «муниципальное образование», «город» далее по тексту Устава используются в равной мере для обозначения муниципального образования «город Свирск».

Картографическое описание границ территории муниципального образования «город Свирск» утверждено законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 104-оз «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области».

Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления