Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотреть правовые и территориальные основы местного самоуправления.
В связи с этим в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить сущность местного самоуправления;
- дать характеристику правовой и территориальной основы местного самоуправления;
- анализ территориальных основ местного самоуправления города Свирск;
- выяснить, как представители органов власти муниципальных образований на территории Иркутской области отнеслись к нововведениям, предусмотренным Законом о местном самоуправлении, каким они видят будущий статус своих городов в новой системе (городской округ или городское поселение, не являющееся округом).
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика территориальных основ
местного самоуправления 5
1.1. Положение местного самоуправления в государственном
устройстве страны и политической системе общества 5
1.2. Правовые основы местного самоуправления 8
1.3. Территориальные основы 11
Глава 2. Анализ территориальных основ местного самоуправления
города Свирск 20
2.1. Административно-территориальное устройство Иркутской области 20
2.2. Общая характеристика города Свирск 22
2.3. Территориальные основы местного самоуправления г. Свирска 25
Глава 3. Проблемы и перспективы территориальных основ
местного самоуправления города Свирска 36
3.1. Установление новых границ и статуса муниципального
образовании на примере города Свирска 36
3.2. Перспективы развития города Свирска 39
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
Свирск разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставами Иркутской области и города Свирска.
Принятый на федеральном уровне принцип поляризованного (или сфокусированного) развития, заменяющий политику выравнивания уровня регионального развития, предполагает сосредоточение финансовых, административно-
Сложившаяся за годы реформирования структура экономики не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива города – человеческих ресурсов.
Органы муниципальной власти обязаны создать в Свирске благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению, включая социально незащищенные слои.
Система местного самоуправления города определена в уставе муниципалитета в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Совершенствование системы управления продолжается с учетом сложившихся тенденций реформирования органов власти всех уровней, становления новых форм взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, повышения ответственности органов местного самоуправления за местную социально-экономическую политику.
В муниципальном образовании разработано значительное количество целевых программ и проектов, которые не только существуют в виде документов, а целенаправленно осуществляются. Крупные предприятия имеют стратегические замыслы развития.
В муниципалитете наработана практика планирования, учитывающая отечественный опыт.
В данный момент в муниципальном образовании созданы необходимые условия для построения эффективной системы стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования, а также системы управления выполнением планов и реализацией комплексных и целевых программ и проектов на базе межмуниципального сотрудничества.
Внедрение процедуры планирования в соответствии с принципами рыночной экономики и открытого общества не только расширяет арсенал возможностей муниципалитета для улучшения качества жизни населения, но и стимулирует приток инвестиций. Переход к перспективному планированию в городе означает координацию всей плановой работы в соответствии с выбранной концепцией, а именно:
- все виды текущего планирования (финансового, градостроительного и прочего) должны производиться в соответствии с заложенными в Концепцию стратегическими приоритетами социально-экономического развития;
- для оценки хода выполнения концепции, координации текущего планирования необходим постоянный мониторинг социально-экономической ситуации в городе по разработанной системе индикаторов;
- все проекты социально-экономического развития города должны проходить экспертизу на соответствие стратегическим приоритетам.
Особое место в процессе совершенствования системы управления должно уделяться повышению его эффективности, основанной на принципиально новых «конечных» показателях. Это предполагает внедрение бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением финансовых ресурсов и общественно значимыми ожидаемыми результатами.
Разработка и внедрение такой системы будет происходить в два этапа.
На первом этапе в муниципалитете предполагается внедрить инструменты мониторинга и оценки эффективности управления, под которой понимается увеличение объема бюджетных средств, достигнутое за счет повышения доходов и/или сокращения расходов местного бюджета в результате реализации комплекса мероприятий, представленных в целевых программах социально-экономического развития. Для каждого вида бюджетных услуг и программ целесообразно установить ключевые показатели, характеризующие их качество, результаты и ожидаемый эффект. В соответствии с ними отраслевые подразделения администрации муниципалитета должны будут проводить мониторинг результативности затрат, для достижения поставленных целей и задач.
Задача мониторинга могут быть решены при условии качественного улучшения информационной базы социально-экономического развития муниципалитета. Расширение существующей информационной базы должно позволять оценивать:
- масштабы, профиль, локализация бедности;
- уровень безработицы (по методики МОТ);
- качество трудовых ресурсов и кадрового потенциала;
- баланс денежных доходов и расходов;
- маятниковую миграцию;
- удовлетворенность населения различными аспектами проживания на территории города.
На втором этапе предполагается разработать более комплексные и сложные инструменты оценки социально-экономического эффекта от реализуемых местной администрацией мероприятий.
Чтобы инвестиции пошли в местную экономику и обернулись ощутимыми выгодами для города, все субъекты местного сообщества должны занимать активную позицию, ориентированную на поиск и привлечение инвесторов, на максимально выгодную «подачу» своего поселения и района как потенциально привлекательного объекта капиталовложений.
Важнейшим фактором инвестиционной привлекательности муниципалитета становится его умение грамотно «подать себя» потенциальным инвесторам, заявить о себе в информационном поле.
Для достижения успехов в направлении улучшения качества жизни представителей местного сообщества, муниципалитет должен быть на виду, а его имя – на слуху. Для того, чтобы реализовать потенциал развития, городу необходим бренд, или идеология того, чем он хочет стать. У муниципалитета должна быть идея, способная объединять самые разные группы населения, проживающие в муниципальном образовании.
Брендинг позволяет муниципальному образованию позиционировать себя на региональном и национальном уровне. Бренд - это основополагающая идея уникальности муниципального образования, на основе которой строится работа всех субъектов общественных отношений, которая олицетворяет и формирует все направления развития, а также «прочитывается» и принимается как жителями, так и потенциальными инвесторами и внешним окружением.
Бренд ориентирован преимущественно на внешних по отношению к нему субъектах и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы территорией, нужны ей и полезны для ее развития. Наряду с «внешним эффектом» бренда правомерно говорить о «внутреннем влиянии» бренда, направленном на развитие цивилизованных социально-экономических отношений среди жителей Свирска, чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины».
Субъектами, активно осуществляющими презентацию и продвижение бренда выступают территориальные органы власти, ярмарки и выставочные центры, учебные заведения, организации спорта и культуры, любые другие структуры, проявляющие активность с целью привлечения внимания к данной территории.
У МО «город Свирск» слабо выражена местная идентичность, о его опыте мало известно за пределами региона. Подобное положение должно быть исправлено. Для этого основной задачей на ближайшую перспективу должно стать формирование и продвижение бренда в информационном поле Иркутской области и за ее пределами. Для этого, кроме печатной рекламной продукции необходимо задействовать Интернет-ресурсы. В этой связи на муниципальном сайте будет ежегодно публиковаться и обновляться инвестиционный паспорт г.Свирска – комплексный информационный бюллетень, характеризующий район и город с точки зрения привлекательности его экономики для потенциальных инвесторов.
Заключение
Местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя. Создание эффективной системы местного самоуправления является необходимым условием становления правового демократического государства в России.
Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.
Местное самоуправление укрепляет основы народовластия, создает условия для обеспечения жизненных интересов населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно – тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.
Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей.
До утверждения эффективного демократического местного самоуправления в Российской Федерации еще далеко. На его состоянии сказывается борьба разных политических сил, недостаточное усвоение населением негосударственного характера органов местного самоуправления и отсутствие у него навыков общественной самодеятельности. Тем не менее, местное самоуправление в Российской Федерации постепенно развивается, приближаясь к своей конституционной модели.
В практической части работы были рассмотрены проблемы определения границ и статуса муниципальных образований, с которыми столкнулись в Иркутской области.
Список использованной литературы
2. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 31)
5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
6. Устав Иркутской области. Принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15.04.2009 № 9/5-ЗС
7. Устав муниципального образования «город Свирск»: (в новой редакции решения Думы от 27.04.2010 года № 72/2-ДГ) зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Иркутской области 28 мая 2010 года государственный регистрационный № RU383050002010001
8. Закон Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 104-оз «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области»
9. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под. ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. – М.: Мир, 2003.
10. Берестова И.А. Проблемы реализации полномочий органов территориального общественного самоуправления // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2008. – № 7.
11. Гулидов П.В. Органы местного самоуправления как одна из основных форм осуществления народовластия в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 7.
12. Ковешников Е.М. Государствоиместное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Мир, 2002.
13. Мокрый В.С. Государственное и местное самоуправление: реализация реформ: учеб. пособие / В.С. Мокрый. – М.: КноРус, 2008.
14. Муниципальная наука: теория, методология, практика / Под общ. ред. В.Н. Иванова. – М.: Гелиос, 2003.
15. Муниципальное право России / под ред. А.Н. Кокотова. – М: Высшее образование, 2008.
16. Муниципальное право России: учебник / под ред. А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. – 4-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 319 с.
17. Муниципальное право РФ: учеб. пособие / под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Омега-Л, 2007.
18. Муниципальное право РФ: учебник / под ред. Г.Н. Чеботарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
19. Мухаев Р.Т Система государственного и муниципального управления: уч-к для студентов ВУЗов / Р.Т. Мухаев. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
20. Широков А.Н. Направления совершенствования местного самоуправления на основе практики его функционирования. //Местное самоуправление в России. - М.: Мир, 2004.
21. Ходасевич С. Г. Что нас ждет: новое в законодательстве о местном самоуправлении //ЭКО. 2004. №8
Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления