Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний день уже есть серьёзные основания полагать, что если коллективный разум цивилизации, его информационно-анализирующие возможности не будут включены в механизм прогнозирования, предотвращения и снятия системных, социальных, социотехнических конфликтов и напряжений, то процессы, протекающие в современной социотехнической среде, приведут к непредсказуемым по своим масштабам экологическим «взрывам», уже вне всяких государственных границ. Такая ситуация требует неотложных мер по мобилизации ресурсов в целях развития систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими словами крайне обострилась необходимость в создании адекватной современному уровню потребности системы защиты.

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа кадровой системы управления в МЧС России

1.1 Роль и задачи кадровой системы управления государственного значения
1.2 Механизмы управления процессом кадрового обеспечения в социальных организациях
1.3 Состояние и основные концептуальные направления развития системы управления кадровыми ресурсами МЧС России
2. Практику вписать !!!!!!
3. Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России
3.1 Социальные технологии в системе управления кадровыми процессами МЧС России
3.2 Кадровые технологии оптимизации системы управления МЧС России
3.3 Социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.rtf

— 563.86 Кб (Скачать файл)

Технологии в системе кадрового обеспечения МЧС Кадровое обеспечение - явление социальное. Следовательно, технологии кадрового обеспечения относятся к виду социальных технологий.

На сегодняшний день мы можем насчитать десяток подходов и определений, которые по-своему отражают сущность понятия «социальные технологии».

Н. Стефанов утверждал: "Технология не есть что-то чуждое социальным системам. Там, где человек относится к окружающим его процессам активно и целенаправленно, где он стремится сознательно и планомерно изменить естественную или социальную среду, в принципе возможна технология". И далее он предлагал: " ... в самом общем виде принять, что социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности... Другими словами, социальная технология - это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели и задачи. Чем дальше усложняется человеческая деятельность, тем более обязательным становится расчленение ее на соответствующие этапы и операции, реализуемые в определенной последовательности".

Афанасьев В., конкретизируя вышесказанное, подчеркивает: «Социальные технологии - важный момент механизма управления, поскольку он являет собой средство перевода требований объективных законов на язык общественной практики, практики социального управления. Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на наилучшее достижение поставленных целей". Социальная технология, по его мнению, является неотъемлемым звеном механизма управления, созданного самой социальной системой.

Определенный итог в понимании социальной технологии с позиций "общетехнологического" начала подвели В.С. Дудченко и В.Н. Макаревич, предложившие следующее развернутое определение:

. Социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общезначимых целей.

. Сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и этапы с их последующей координацией и синхронизацией.

. Расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, с учетом специфики той области, в которой совершается деятельность.

. Социальная технология выступает в двух формах - как программа, включающая процедуры и операции (содержание их - способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой.

. Специфика программы заключена в ее всеобъемлющем характере, в том, что она существенным образом предопределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

. Социальная технология является элементом человеческой культуры и возникает двумя путями: "вырастает" в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование.

Сложнее обстоит вопрос с классификацией и определением основных видов социальных технологий в сфере обеспечения гражданской защиты. На сегодняшний день, как не раз отмечалось выше, социальные, не говоря уже социально-технологические, аспекты оставлены без должного, научного внимания даже в научно-исследовательских учреждениях МЧС России. Поэтому на основе единого методологического подхода, синтезируя различные научные представления о социальных технологиях, мы можем, исходя из принципа преемственности знаний, сделать первый шаг в этом направлении.

. В зависимости от цели применения различают три группы социальных технологий:

технологии, поддерживающие стабильность социотехнической системы, обеспечивающие ее нормальное функционирование;

технологии, переводящие эту систему из одного состояния в другое;

технологии, повышающие надежность системы.

Совершенно очевидно, что такой подход обусловлен различными процессами жизнедеятельности и является очень эффективным в управленческом плане.

. По направленности воздействия различают социальные технологии прямого и косвенного действия.

Технологии прямого действия своим предметом имеют непосредственно человеческие сущности, силы, способности, свойства. Они направлены на формирование такой системы социально-организационного взаимодействия, которая бы соответствовала свободному развитию «безопасной личности», основанному на принципах коэволюции.

Технологии косвенного воздействия ставят своей целью совершенствование организационно-управленческих аспектов человеческой деятельности в рамках МЧС России. Это социальные технологии совершенствования существующих структур, организаций, порядков для большего их соответствия природе человека.

. По типу конкретной социальной ситуации различаются:

технологии разрешения стандартных ситуаций;

технологии разрешения нестандартных ситуаций, которые, в свою очередь, классифицируются на неопределенные ситуации, неоднозначные ситуации, напряженные ситуации, критические ситуации, неуправляемые ситуации, ситуации риска, стрессовые ситуации и т. д.

Специфика этих ситуаций, с точки зрения алгоритмизации их разрешения, состоит в том, что совокупность процедур и способов выхода из них формируется в зависимости от конкретных обстоятельств.

. Определенный интерес представляет классификация социальных технологий, представленная В.И. Патрушевым. Он предлагает различать базовые и частные социальные технологии. Не упорядочивая их по важности, по значимости, автор стремится показать двухуровневый характер социальной технологии как теории.

К базовым Патрушев относит технологии, описывающие процедуру оптимизации базовых процессов и явлений, имеющих общий характер для определенного класса элементов.

Частными же технологиями будут являться социальные технологии, конкретизирующие на объектном уровне базовые технологии. Так, к примеру, базовыми социальными технологиями являются технологии разрешения социально-управленческих конфликтов, а частными - технологии разрешения таких конфликтов в первичном коллективе социального объекта.

Суммируя все сказанное, можно выделить еще одно основание для классификации социальных технологий. Им является уровень теоретического осмысления и конкретно-прикладной разработки технологии.

Так, следуя логике Н.Стефанова, предложившего различать технологии, разработанные на абстрактном и конкретно-прикладном уровнях, весь пакет социальных технологий обеспечения гражданской защиты можно разбить на три вида: общие, специальные и частные.

Общие социальные технологии следуют от закономерности процессов социальной жизнедеятельности к совокупности социальных взаимодействий, их структуре, компонентам, разрабатывают общие приемы и способы социального действия.

Специальные социальные технологии занимаются технологизацией отдельных социальных процессов жизнедеятельности и разработкой соответствующих технологий. Как и общая социальная технология, они вырабатывают приемы и способы оптимального социального действия, но только применительно к интересующим их социальным процессам.

Частные социальные технологии своим предметом имеют разработку наиболее оптимальных приемов и способов социального взаимодействия в условиях конкретной ситуации, в конкретной сфере общественной жизни и на конкретном уровне.

Таким образом, представленные типологизация и классификация социальных технологий уточняют объектно-предметную сферу, их применения и позволяют перейти к дальнейшему их рассмотрению.

Как видим, в отличие от технологии в самом общем понимании социальная технология не имеет жесткого характера, слабо поддается алгоритмизации, потому что «..в системах социального порядка действуют люди, обладающие высокой степенью свободы, существа мыслящие и действующие, чувствующие и переживающие...». А это значит, что, с одной стороны, принципиально невозможно создание универсальной социальной технологии на все случаи жизни, а с другой - разработка любой социальной технологии не может быть абстрагирована от содержания технологизируемого процесса.

Говоря о практическом аспекте разработки и внедрения социальных технологий активизации процессов самоорганизации в РСЧС, можно предложить их типологизацию по следующим принципам.

Учитывая то, что социальная технология является составной частью управления, можно взять за основу типологизации социальных технологий результаты дифференциации как самого управленческого цикла, так и типов управления.

Представим структуру управленческого цикла:

1. Исследование объекта управления (социальная диагностика).

2. Принятие решений.

. Организация управления.

. Социальный контроль.

. Оценка эффективности, корректировка.

. Прогноз, проектирование среды.

Каждая фаза цикла имеет собственные технологии. Что же касается классификации социальных технологий по типу управления, то в настоящее время выделяют целое множество подходов к организации социального управления, а следовательно, и их типов.

Практически вся приведенная классификация приемлема в управлении кадровыми ресурсами, а вернее их деятельностью, в любой социальной организации, в том числе и МЧС России. Место технологий управления кадровым обеспечением в системе социального управления МЧС России, можно охарактеризовать как специальные технологии, которые образуют особый пакет.

Пакет кадроведческих технологий в МЧС России включает в себя совокупность целеориентированных и систематизированных операций определенных в порядке циклической деятельности, направленной на обеспечение функциональных систем министерства эффективными трудовыми ресурсами.

Технологизация кадровых процессов - новое явление в отечественной науке. Технология (от греч. techne - искусство,/ мастерство, умение и logos - понятие, учение) - совокупность знаний о способах и средствах.

Кадровые технологии - это совокупность методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию кадровой деятельности органов управления.

За рубежом кадроведческие технологии используются многие годы и являются признанным инструментом в работе с кадрами, персоналом управления. В России интерес к социальным технологиям был долгое время принижен. Позднее подключение к данной теоретико-прикладной отрасли знаний привело к тому, что в обществе нет единого понимания важности и объективной необходимости использования технологий в работе с кадрами. Тем не менее, уровень научной разработки данной проблемы позволяет классифицировать кадроведческие технологии по их типам, видам, уровням.

Типы технологий: технологии решения стратегических кадровых задач; технологии кадрового моделирования и прогнозирования; инновационные (наукоемкие) технологии; универсальные технологии.

Виды технологий:

* информационные технологии - обеспечивающие информационную подготовку кадров;

* внедренческие технологии - обеспечивающие обновление организационных структур управления, формирование стратегического мышления персонала, повышение деловой культуры кадров;

* обучающие технологии - обеспечивающие внедрение новых форм активного обучения, переподготовки и перепрофилирования управленческих кадров.

Уровни технологий: федеральные технологии как универсальные и стратегические для других уровней управления; региональные технологии; технологии трудовой ассоциации; технологии саморазвития и самореализации творческого потенциала личности; приоритетные технологии для всех уровней управления.

 

2.2 Технологии оптимизации кадровой системы управления МЧС России.

 

Особенности кадроведческих технологий:

. Это наукоемкие технологии. Разработка каждой из них требует большого объема информации, обращения к результатам новейших научных открытий. Ошибки, в результате которых может быть нанесен ущерб человеку, недопустимы.

. У кадроведческих технологий низкий коэффициент гарантированности достижения замысла. К этому психологически нужно быть готовым. Негарантированность «конечного» результата обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта - человека. (Например, тестирование рассчитано на честный, объективный ответ, но тестируемый может сознательно его исказить, необъективно отвечая на поставленные вопросы.)

. Кадровые технологии должны осуществлять профессионалы, люди, обладающие необходимыми деловыми качествами, имеющие жизненный опыт и прошедшие специальную подготовку.

Анализ зарубежного и отечественного опыта литературы доказывает существование большого числа видов кадроведческих технологий, но всех их условно можно определить в две категории: модульные (комплексные) и индивидуальные.

Отдельные из этих технологий применяются в системе управления кадрами МЧС России, но их выполнение носит не комплексный характер, он не обеспечен в научно-методическом, информационно-техническом и консультативном плане. Получение эффекта невозможно без применения их комплексного, системного сочетания.

Итак, в системе МЧС РФ, должна быть внедрена целая система кадровых технологий, разрабатывающихся и исполняемых на профессиональном уровне, что невозможно без сформированной службы кадров - как единой системы управления кадровыми процессами в организациях и подразделениях нашего министерства. Целю настоящей дипломной работы не является разработка организационно-штатной структуры этой службы, главной задачей является - определение основного пакета кадроведческих технологий, необходимых для включения в процесс управления кадровыми ресурсами МЧС России, с целью его совершенствования. Этот пакет представляет собой систему нижеуказанных кадроведческих технологий.

Информация о работе Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России