Требования к менеджеру по персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель – подробно рассмотреть требования профессионально-личностного портрета менеджера по персоналу
Задачи:
- изучить теоретические основы менеджмента как систему управленческой деятельности;
- определить задачи и функции в деятельности менеджера по персоналу;
- выявить факторы, влияющие на профессиональные требования менеджера по персоналу;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..…..6
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ………………………………………………………………...……..12
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ ПО ПЕРСОНАЛУ И ЕГО ФАКТОРЫ………………………………………...……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

требования к менеджеру по персоналу.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

Основные требования к  менеджерам по персоналу - это высшее образование (торговое, психологическое, экономическое, педагогическое); особое внимание уделяется и таким моральным  качествам, как проницательность, организованность, практичность, коммуникабельность, умение понять других. Менеджеру по персоналу должно быть хорошо с людьми, а людям - с ним. Общение не должно быть тебе в тягость, так как по роду занятий разговаривать придется много. Сотрудников нужно уметь выслушать, ценить особенности их поведения, суметь спрогнозировать профессиональную успешность, иногда помочь дельным советом. В то же время эти специалисты должны быть хорошими управленцами. Для того, чтобы справиться с поставленными перед ними задачами, от менеджеров по персоналу требуется жесткость и авторитетность [8; 93].

Требования к профессиональной подготовке:

Менеджер по персоналу  должен знать: 
- законодательные и нормативные правовые акты республиканских и местных органов государственной власти и управления, регламентирующие деятельности предприятия по управлению персоналом; 
- законодательство о труде; 
- основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; 
- конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; 
- порядок ценообразования и налогообложения; 
- основы маркетинга; 
- современные концепции управления персоналом; 
- основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; 
- формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; 
- порядок разработки трудовых договоров (контрактов); 
- методы и организацию менеджмента; 
- основы технологии производства и перспективы развития предприятия, структуру управления и их кадровый состав; 
- основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; 
- основы производственной педагогики; 
- этику делового общения; 
- передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом; 
- основы организации делопроизводства; 
- методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; 
- правила и нормы охраны труда.

Должностные обязанности [12; 55]:

Менеджер по персоналу  обязан:

  1. Организовывать работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников.
  2. Обеспечивать укомплектование предприятия работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации.
  3. Определять потребность в персонале, изучать рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами.
  4. Осуществлять подбор кадров, проводить собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений,  с целью комплектования штата работников.
  5. Организовывать обучение персонала, координировать работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.
  6. Доводить информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников.
  7. Организовывать проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей.
  8. Совместно с руководителями структурных подразделений участвовать в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников.
  9. Разрабатывать систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста.
  10. Консультировать руководителей, разных уровней по вопросам организации управления персоналом.
  11. Принимать участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов.
  12. Составлять и оформлять трудовые договоры и контракты, вести личные дела работников и другую кадровую документацию.
  13. Осуществлять руководство подчиненными сотрудниками.

Базовое образование, согласно тому же справочнику, для этой должности  указывается как высшее профессиональное, причём без предъявления требований к стажу. На этом, интересующая информация об этой должности, в справочнике  исчерпывается. А теперь, обратимся  к тому, как же осуществляется работа менеджера по персоналу на практике.

Необходимость в специалистах в области человеческих отношений  впервые возникла в период возникновения  первых промышленных предприятий, когда  администрации и работникам потребовался посредник для решения производственных вопросов. Официально, появление должностей, по своим обязанностям похожих на обязанности современных менеджеров по персоналу, можно отнести к  началу 20 века. С тех пор деятельность менеджеров по персоналу значительно  расширилась, вобрав в себя всё, что  связано с отношением человека и  труда. 

 

Должность менеджера по персоналу  появляется в структуре предприятия  тогда, когда появляется необходимость  в подборе персонала и работе с ним, т. е. иными словами, когда  численность персонала в организации, как правило, превышает 20 сотрудников. До момента появления менеджера  по персоналу, его обязанности в  части подбора персонала и  работы с ним - выполняются руководством организации, а в части ведения  кадрового делопроизводства - секретарём. Таким образом, можно говорить, что  в организациях, с численностью сотрудников  от 20 до 50 человек, точно присутствует эта должность. Поскольку менеджер по персоналу в таких организациях представляет отдел кадров в единственном числе, то и все вышеперечисленные  по “справочнику” обязанности он выполняет самостоятельно. В организациях свыше 100 сотрудников, отдел кадров может насчитывать 2 человека, где один из них выполняет всё, что связано с оформлением кадровых документов (оформлением и выдачей справок, ведение трудовых книжек, издание приказов, ведение личных дел сотрудников и т. д.), а другой выполняет функции по подбору, адаптации, обучению и оценке персонала, а также участвует в разработке системы заработной платы для сотрудников этого предприятия и др. На предприятиях, где численность сотрудников превышает 200 человек, отдел кадров может быть представлен уже 3-мя сотрудниками. их обязанности уже более конкретизируются. Один сотрудник занимается оформлением кадровых документов (это, кстати, остаётся неизменным в организациях с численностью примерно до 500 человек), другой сотрудник занимается вопросами подбора и адаптации персонала, и, наконец, третий сотрудник занимается вплотную работе с персоналом. Сюда может входить не только аттестация и обучение персонала, но и решение производственных конфликтов, разработка различных положений, рекомендаций о деятельности отделов организации, проведение социально-культурных мероприятий и т. д. На предприятиях, где численность сотрудников превышает 300 человек, отдел кадров может расширяться пропорционально количеству работающих, и при этом, обязанности менеджеров по персоналу будут всё более конкретизироваться. Например, будет существовать менеджер по персоналу, занимающийся только вопросами обучения, или только вопросами адаптации вновь принятых на работу сотрудников и т. д. Поскольку деятельность отдела кадров напрямую зависит от целей и задач предприятия, то и основная задача менеджеров по персоналу - создание условий труда для выполнения, поставленных администрацией, целей персоналом предприятия. А в отношении подбора персонала, грамотный менеджер по персоналу, может многократно окупить свою зарплату, заменяя собой кадровое агентство. 

Итак, обратимся к квалификационным требованиям к этой должности, которые помогут вам правильно оценить свои возможности [10; 42]. 

Начнём с образования. Сейчас, когда требования к качеству подбора персонала находятся на высоком уровне, менеджер по персоналу должен обладать разносторонними знаниями в области экономики, социологии, психологии и права. Такое образование можно получить в любом ВУЗе, готовящем специалистов по специальности “управление персоналом” (“кадровый менеджмент”). Поскольку, большинство ВУЗов лишь недавно открыли у себя такую специальность, то можно начать с базового социологического, психологического, экономического или юридического образования и пройти, в дальнейшем, курс подготовки по управлению персоналом. При выборе курса, стоит обращать внимание не на ускоренные его варианты, а на солидную подготовку, сроком обучения не менее 500 часов.

Другим критерием оценки соответствия должности менеджера по персоналу служит стаж работы в данной области. В объявлениях о приёме на работы, встречаемых в специализированных изданиях, часто можно встретить, среди прочих требований к кандидату, явные несоответствия возраста и стажа работы, или просто ограничения по возрасту, скажем до 35 лет. Это говорит о том, что работодатель, сужая выбор потенциальных кандидатов на эту должность, не всегда понимает, зачем ему это надо. Как следствие, возникает ситуация дополнительного поиска кандидатов на эту должность. Опыт работы в области управления персоналом совершенно необязательно можно приобрести именно или только в отделе кадров. Бывший военнослужащий, работавший с людьми, по роду своей работы, часто оказывается именно тем самым незаменимым менеджером по персоналу. Также, неплохим менеджером по персоналу, может стать педагог или психолог. Ну а человек, работавший ранее в государственной службе занятости или агентстве по трудоустройству, скорее всего, займёт эту должность. Претендуя на эту должность, не забывайте про специализацию менеджера по персоналу, всегда спрашивайте, чем собственно предстоит заниматься, ну а потом примеряйте себя под полученные дополнительные критерии. 

Также немаловажным требованием к этой должности является определённый набор психологических качеств, без которых, даже обладая всеми другими необходимыми данными, Вы не сможете работать в качестве менеджера по персоналу. Самым главным качеством для менеджера по персоналу является его коммуникабельность. Если Вы можете найти общий язык с любым человеком, при этом оценивая его согласно определённым критериям, то считайте эта должность для Вас. Правильный индивидуальный подход при общении с людьми - это основная и главная особенность работы менеджера по персоналу. При этом, сотрудник на этой должности обязан быть открытым человеком, ему должны верить люди, иначе его работа не будет эффективной. Не помешает ему также и стрессоустойчивость, активная жизненная позиция и некоторые аналитические способности. Для большинства менеджеров по персоналу, эта работа является не просто работой, но и средством самовыражения, поэтому если Вас не утомляет ежедневное общение с большим количеством людей, то не откладывайте, а попробуйте стать менеджером по персоналу. 

 Труд менеджеров по персоналу носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты на ограниченном круге проблем. Поскольку основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управление предприятиями. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

- знания в области теории и умение в сфере практики управления;

- способность к коммуникации и умение работать с людьми;

- компетентность в области специализации предприятия.

1) Первая категория требований  предполагает наличие у менеджера  специальной подготовки в области  теории управления, знания основ  современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих  решений, умение применять экономико-математические  методы для оптимизации решений,  наличие навыков работы на  ПК.

Получение необходимых теоретических  знаний в области менеджмента, как  правило, достигается в системе  специального профессионального образования. Однако, учитывая динамический характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойствам  менеджера должна быть склонность к  постоянному обучению и повышению  профессиональной квалификации.

2) Требование способности к коммуникации  и умению работать с людьми  вытекает из положения менеджера  как связующего звена в системе  коммуникаций на предприятии.  Для анализа любой управленческой  ситуации менеджеру требуется  обеспечить, как правило, коммуникации  между такими субъектами системы,  как вышестоящий руководитель, коллеги  родственных подразделений или  предприятий, рабочий коллектив  (группы, подразделения или предприятия)  и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствие с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели.

Способность к коммуникации в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.

3) Третья категория требований, связанных с компетентностью  в области специализации предприятия,  предусматривает наличие специальных  знаний в вопросах технологии  производственных процессов, теоретических  и практических аспектов производств  и их особенностей. Выполнение  этих категорий профессиональных  требований осуществляется, как  правило, в системах переподготовки  и повышения квалификации руководящих  работников.

Характер деятельности конкретного  менеджера на предприятии определяются составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации  управленческих кадров. Принципиально  в структуре любого предприятия  можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и  вертикальное.

Горизонтальное разделение труда  в менеджменте связанно со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному  признаку, то есть закреплению за ним  одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создания на предприятии специальной службы стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов  и управлений и т.п.

Вертикальное разделение труда  менеджеров зависит от характера  осуществляемых процессов, масштабов  деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной  структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. Высший менеджмент включает одну или несколько персон в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. К высшему менеджменту относиться руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности. Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.

Характер основных решений менеджера  зависит от сферы его деятельности, а также от предметного круга  функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Следует отметить, что  состав предметных функций менеджера  существенно изменяется в зависимости  от его иерархического уровня в организации.

Информация о работе Требования к менеджеру по персоналу