Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель – подробно рассмотреть требования профессионально-личностного портрета менеджера по персоналу
Задачи:
- изучить теоретические основы менеджмента как систему управленческой деятельности;
- определить задачи и функции в деятельности менеджера по персоналу;
- выявить факторы, влияющие на профессиональные требования менеджера по персоналу;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..…..6
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ………………………………………………………………...……..12
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ ПО ПЕРСОНАЛУ И ЕГО ФАКТОРЫ………………………………………...……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37
Основные требования к менеджерам по персоналу - это высшее образование (торговое, психологическое, экономическое, педагогическое); особое внимание уделяется и таким моральным качествам, как проницательность, организованность, практичность, коммуникабельность, умение понять других. Менеджеру по персоналу должно быть хорошо с людьми, а людям - с ним. Общение не должно быть тебе в тягость, так как по роду занятий разговаривать придется много. Сотрудников нужно уметь выслушать, ценить особенности их поведения, суметь спрогнозировать профессиональную успешность, иногда помочь дельным советом. В то же время эти специалисты должны быть хорошими управленцами. Для того, чтобы справиться с поставленными перед ними задачами, от менеджеров по персоналу требуется жесткость и авторитетность [8; 93].
Требования к профессиональной подготовке:
Менеджер по персоналу
должен знать:
- законодательные и нормативные правовые
акты республиканских и местных органов
государственной власти и управления,
регламентирующие деятельности предприятия
по управлению персоналом;
- законодательство о труде;
- основы рыночной экономики, предпринимательства
и ведения бизнеса;
- конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных
услуг;
- порядок ценообразования и налогообложения;
- основы маркетинга;
- современные концепции управления персоналом;
- основы трудовой мотивации и системы
оценки персонала;
- формы и методы обучения и повышения
квалификации кадров;
- порядок разработки трудовых договоров
(контрактов);
- методы и организацию менеджмента;
- основы технологии производства и перспективы
развития предприятия, структуру управления
и их кадровый состав;
- основы общей и социальной психологии,
социологии и психологии труда;
- основы производственной педагогики;
- этику делового общения;
- передовой отечественный и зарубежный
опыт в области управления персоналом;
- основы организации делопроизводства;
- методы обработки информации с применением
современных технических средств, коммуникаций
и связи, вычислительной техники;
- правила и нормы охраны труда.
Должностные обязанности [12; 55]:
Менеджер по персоналу обязан:
Базовое образование, согласно тому же справочнику, для этой должности указывается как высшее профессиональное, причём без предъявления требований к стажу. На этом, интересующая информация об этой должности, в справочнике исчерпывается. А теперь, обратимся к тому, как же осуществляется работа менеджера по персоналу на практике.
Необходимость в специалистах
в области человеческих отношений
впервые возникла в период возникновения
первых промышленных предприятий, когда
администрации и работникам потребовался
посредник для решения
Должность менеджера по персоналу
появляется в структуре предприятия
тогда, когда появляется необходимость
в подборе персонала и работе
с ним, т. е. иными словами, когда
численность персонала в
Итак, обратимся к квалификационным требованиям к этой должности, которые помогут вам правильно оценить свои возможности [10; 42].
Начнём с образования. Сейчас, когда требования к качеству подбора персонала находятся на высоком уровне, менеджер по персоналу должен обладать разносторонними знаниями в области экономики, социологии, психологии и права. Такое образование можно получить в любом ВУЗе, готовящем специалистов по специальности “управление персоналом” (“кадровый менеджмент”). Поскольку, большинство ВУЗов лишь недавно открыли у себя такую специальность, то можно начать с базового социологического, психологического, экономического или юридического образования и пройти, в дальнейшем, курс подготовки по управлению персоналом. При выборе курса, стоит обращать внимание не на ускоренные его варианты, а на солидную подготовку, сроком обучения не менее 500 часов.
Другим критерием оценки
Также немаловажным требованием к этой должности является определённый набор психологических качеств, без которых, даже обладая всеми другими необходимыми данными, Вы не сможете работать в качестве менеджера по персоналу. Самым главным качеством для менеджера по персоналу является его коммуникабельность. Если Вы можете найти общий язык с любым человеком, при этом оценивая его согласно определённым критериям, то считайте эта должность для Вас. Правильный индивидуальный подход при общении с людьми - это основная и главная особенность работы менеджера по персоналу. При этом, сотрудник на этой должности обязан быть открытым человеком, ему должны верить люди, иначе его работа не будет эффективной. Не помешает ему также и стрессоустойчивость, активная жизненная позиция и некоторые аналитические способности. Для большинства менеджеров по персоналу, эта работа является не просто работой, но и средством самовыражения, поэтому если Вас не утомляет ежедневное общение с большим количеством людей, то не откладывайте, а попробуйте стать менеджером по персоналу.
Труд менеджеров по персоналу носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты на ограниченном круге проблем. Поскольку основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управление предприятиями. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:
- знания в области теории и умение в сфере практики управления;
- способность к коммуникации и умение работать с людьми;
- компетентность в области специализации предприятия.
1) Первая категория требований
предполагает наличие у
Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамический характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойствам менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.
2) Требование способности к
Способность к коммуникации в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.
3) Третья категория требований,
связанных с компетентностью
в области специализации
Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяются составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное разделение труда
в менеджменте связанно со специализацией
менеджеров преимущественно по функциональному
признаку, то есть закреплению за ним
одной или нескольких предметных
функций менеджмента. Такое разделение
труда обуславливает создания на
предприятии специальной службы
стратегического управления, плановых
и контрольно-диспетчерских
Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. Высший менеджмент включает одну или несколько персон в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. К высшему менеджменту относиться руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности. Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.
Характер основных решений менеджера зависит от сферы его деятельности, а также от предметного круга функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Следует отметить, что состав предметных функций менеджера существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации.