Требования к менеджеру по персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель – подробно рассмотреть требования профессионально-личностного портрета менеджера по персоналу
Задачи:
- изучить теоретические основы менеджмента как систему управленческой деятельности;
- определить задачи и функции в деятельности менеджера по персоналу;
- выявить факторы, влияющие на профессиональные требования менеджера по персоналу;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..…..6
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ………………………………………………………………...……..12
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ ПО ПЕРСОНАЛУ И ЕГО ФАКТОРЫ………………………………………...……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

требования к менеджеру по персоналу.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

Чем выше иерархический уровень  менеджера, тем в большей степени  в его деятельности присутствуют функции определения целей, стратегического  планирования и системной организации  инноваций.

Менеджеры должны обладать определенными  знаниями, навыками, личными качествами, соблюдать определенные этические  нормы. Поэтому есть необходимость  в разработке модели менеджера.

Менеджер должен иметь широкий  кругозор и системное нестандартное  мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих  на фирме, и взаимодействии последних  с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь  пойти на разумный взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовать  бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка и занятия в нем новых ниш.

Личные качества менеджера. Менеджеру  необходимо иметь:

- тягу к знаниям, профессионализм и творческий подход к работе;

- упорство, уверенность в себе и преданность делу;

- способность генерировать идеи;

- способность влиять на людей;

- коммуникабельность и чувство успеха;

- эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;

- открытость, гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям;

- ситуационное лидерство в корпорационных структурах;

- внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

- энергичность и жизнестойкость;

- склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;

- ответственность за работу и принятые решения;

- потребность работать в коллективе и с коллективом.

Наряду с этим менеджеры должны обладать такими специфическими качествами, как:

- способность эффективно управлять собой и своим временем;

- способность устанавливать свои личные ценности;

- способность четко определять цели выполняемой работы, и собственные цели;

- способность к саморазвитию;

- способность решать проблемы быстро и эффективно;

- изобретательность и гибкое реагирование на изменение ситуации;

- влияние без прямого давление на окружающих;

- умелое использование людских ресурсов;

- способность освоения новых подходов в отношении своих подчиненных;

- умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков;

- умение создавать и совершенствовать группы, способные быстро

становиться изобретательными и результативными  в работе.

Менеджер по персоналу  — профессионально подготовленный специалист. Психологическая характеристика деятельности менеджера по персоналу  предопределяется ее следующими специфическими особенностями:

1) большим разнообразием  содержания профессиональной активности, взаимодействием с представителями  различных специальностей, в то  время как возможности овладеть  различными видами деятельности  у одного человека ограничены;

2) повышенной ответственностью  за состояние человеческих ресурсов, кадрового потенциала организации  и результаты деятельности, непосредственно  связанные с другими людьми;

3) творческим характером работы, при обычном дефиците информации, времени и средств;

4) особой ролью коммуникативных  функций, поскольку деятельность  по управлению персоналом протекает  посредством общения, работы с  людьми;

5) высокой общей нервно-психической  напряженностью.

В качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера  по персоналу выделяют;

а) желание и интерес человека заниматься управлением персоналом;

б) умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества);

в)    гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения;

г)    оптимальное сочетание раскованности и ответственности в характере;

д)   способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция;

е) высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

Одним из важнейших требований к психологическим качествам  менеджера по персоналу является наличие у специалиста по управлению персоналом четких личных ценностей  и разумных личных целей, что крайне важно для успеха в деловой  деятельности, карьере и личной жизни.

В этом отношении весьма значимой является концепция известного психолога Виктора Франкла. Исходя из жизненных наблюдений, практики и разнообразных клинических данных, В. Франкл пришел к заключению, что для того чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков.

В. Франкл выделял три  группы позитивных смыслов-ценностей: ценности творчества, переживания и  отношения. Ценности творчества реализуются  через один из основных видов человеческой деятельности - труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла собственного труда делает его значительно более продуктивным и творческим.

Ценности, реализуемые в  переживаниях, проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего  мира, будь то люди, природа, произведения искусства. К числу ценностей  переживания относится, прежде всего, чувство любви, одухотворяющее и  наполняющее глубоким смыслом человеческие взаимоотношения.

Третья группа ценностей  связана с реакцией человека на ограничение  его возможностей, когда он оказывается  во власти обстоятельств, которые не может изменить. То, как личность относится к своей судьбе, тяготам  жизни, какую позицию по отношению  к ним занимает, является мерой  ее состоятельности. В. Франкл отмечает, что человеческое существование, по сути своей, благодаря наличию ценностей отношения, не может оказаться бессмысленным.

Каждый человек реализует  ценности то одной, то другой группы, выполняя свое предназначение и неся ответственность  за реализацию уникального смысла своей  жизни. Характерно, что вопросы о  смысле жизни возникают не только в юности, они встают и перед  взрослым человеком, что является нормальным проявлением роста личности.

Итак, главными качествами современного и эффективного менеджера по персоналу являются: высокий профессионализм, умение поддерживать новшество и поощрять совершенствование; поощрять персонал к откровенности и проведению эффективных групповых дискуссий; поощрять персонал за хорошую работу и критиковать тогда, когда это действительно необходимо; оказать помощь подчиненным, когда они в этом нуждаются; умение придерживаться своей принципиальной линии даже в кризисных ситуациях, не бросаясь в крайности; способность не переносить дела, а решать их в порядке важности, устанавливая для себя жесткие нормы времени; неукоснительное соблюдение правил, принятых в системе; оперативность в принятии обоснованное решение, в том числе в ситуациях, связанных с риском.

Таким образом, в заключении можно утверждать что, при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

Квалификационные требования к личности менеджера по персоналу:

1. понимание природы управленческих  процессов, знание основных видов  организационных структур управления, функциональных обязанностей и  стилей работы, владения способами  увлечения эффективности управления;

2. способность разбираться  в современной информационной  технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого  персонала;

3. ораторские способности  и умение выражать мысли;

4. владение искусством  управления людьми, подбора и  подготовки кадров, регулирование  отношений среди подчиненных;

5. способность налаживать  отношения между фирмой и ее  клиентами, управлять ресурсами,  планировать и прогнозировать  их деятельность;

6. способность к самооценке  собственной деятельности, умение  делать правильные выводы и  повышать квалификацию;

7. умение оценивать не  только знания, но и проявлять  знания на практике.

Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в  условиях неопределенности. Менеджеры по персоналу, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, современно корректировать свой действия в зависимости от сложившейся ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Существует определенный набор  человеческих качеств, которые были перечислены выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти  качества не зависят от производственного  опыта работника, поэтому руководителем  человек может становиться в  относительно раннем возрасте.

Исходя из вышеизложенных соображений, следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность  работы менеджера по персоналу.

Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его личными  характеристиками. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности  дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера  по персоналу влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка самого себя перед своими подчинёнными.

Менеджеры по персоналу должны понимать, что организации - это живые организмы, в которых живут люди, и что с сотрудниками нужно обращаться как с людьми, а не как с рабами. Что еще должны понимать менеджеры, так это то, что здоровая атмосфера крайне необходима сотрудникам для того, чтобы добиваться высоких результатов на работе. Это одна из важных задач концепции лидерства в 21 веке.

Менеджер по персоналу должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Он должен рассматривать каждого работника как индивида, обладающим набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющую определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого  он не сможет ни призвать к порядку  других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать  эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных. Отличительной  чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться  напряженно, не принося, однако, себя в  жертву.

Руководить людьми без уверенности  в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды  на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы  все об этих взглядах знали, а поэтому  высказывают свободно свою точку  зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают  других людей и их мнения.

Менеджер по персоналу должен осознавать, что если он стремится к успеху, то не может работать в изоляции, когда контактирует с третьей стороной в сфере бизнеса или сталкивается с обществом в целом. В общем, он должен создать себе такой портрет, который бы его идеально влил в рабочую среду менеджера по персоналу, без каких-либо разногласий и недопониманий.

Одно из самых примечательных явлений  последнего времени - появление в  российских компаниях категории  сотрудников, основной целью деятельности которых является менеджмент. Это - отражение серьезных процессов  в экономике страны, приобщающейся  к мировому опыту менеджмента, который  охватывает все стороны бизнес-деятельности компании - от маркетинга до менеджмента  проектов, от менеджмента ресурсов до менеджмента окружающей среды.

Современные менеджеры становятся одними из ключевых фигур социального  потенциала компаний. Именно от них  во всей большей степени зависит  успех в любой отрасли и бизнес-деятельности в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Горшкова Л.А., Горбунова М.В. Основы управления организацией: Практикум. М.: КНОРУС, 2009.

2. Ермаков В.В. Менеджмент организации. М.: МПСИ, 2008.

3. Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием: Учеб. пособие. М.: Интерпрессервис, 2008.

Информация о работе Требования к менеджеру по персоналу