Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг
Объект исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством дошкольного образования
1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10
1.2. Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………19
1.3. Модель системы менеджмента качества дошкольного образовательного учреждения……………………………………………….29
Глава 2. Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50 г. Оренбурга
2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35
2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42
2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47
Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ
3.1. Результаты апробации новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50…………………………………………………………………..49
3.2. Оценка эффективности новой модели системы менеджмента качества……………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература……………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №2.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего

профессионального образования»

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Институт Естествознания и экономики

кафедра менеджмента и методики

преподавания  экономических дисциплин

                                                           

                                                                           

                                                                                                                      

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В  УСЛОВИЯХ

ВНЕДРЕНИЯ ФГТ

                                                                   

                                                               

Студентки ____________ Конрат Надежды Анатольевны

Специальность ____________ «________________»

Форма обучения заочная

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ:

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ______________ Кузьмина Ирина Григорьевна

«____» __________2013г.

Зав.кафедрой ___________ Лопаткина  Надежда Васильевна

«____» __________2013г.                                                                         

                                                                      

                                                                 

 

 

 

Оренбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством  дошкольного образования

1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10

1.2. Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………19

1.3. Модель системы менеджмента  качества дошкольного образовательного учреждения……………………………………………….29

Глава 2.  Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50  г. Оренбурга

2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35

2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42

2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47

Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ

3.1. Результаты апробации новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50…………………………………………………………………..49

3.2. Оценка эффективности  новой модели системы менеджмента качества……………………………………………………………………….51

Заключение…………………………………………………………………...57

Литература……………………………………………………………………65

Глоссарий……………………………………………………………………..68

Приложение ………………………………………………………………….70

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Основными условиями усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения являются обеспечение роста конкурентоспособности страны и адаптация к условиям международной конкуренции. Главное конкурентное преимущество высокоразвитого государства связано с возможностью развития его человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования, где находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.     

  В России, по признанию мирового педагогического сообщества сложилась определённая система дошкольного образования, которая сегодня не удовлетворяет все потребности современного общества, т. к. произошли серьёзные перемены в системе образования в целом и в дошкольном звене в частности. Для решения сложившейся ситуации, была предпринята попытка стандартизации в образовании – это деятельность, направленная на установление норм, правил и требований в целях обеспечения: безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса, повышения качества образования, экономии всех видов ресурсов, единства измерения результатов образовательного процесса. Это инструмент, дающий возможность оптимального упорядочения характеристик системы для наиболее эффективного решения внутри- и внесистемных задач. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. 

          В настоящее время для дошкольной системы образования установлены федеральные государственные требования, своего рода стандарты, представляющие собой совокупность трёх групп требований:

  • к структуре основных образовательных программ,
  • к условиям реализации основных образовательных программ;
  • к результатам освоения основных образовательных программ.

 

     Основными функциями федеральных государственных требований в дошкольном образовании являются:

  • обеспечения права на качественное дошкольное образование;
  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;
  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
  • повышения качества дошкольного образования;
  • критериально-оценочная;
  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
  • оптимизации образовательных ресурсов.

 ФГТ задают нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учётом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов в массовой практике обязательность соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

       Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками.

 

      Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009)  направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

       В данной дипломной работе мы хотели бы остановиться на проблеме – в несоответствии между современными федеральными государственными требованиями к результатам  дошкольного образования  и существующей в ДОУ системой менеджмента качества, не позволяющей достигать и оценивать планируемые  результаты дошкольного образования.

Цель  исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг

Объект  исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования основывается на предложении о том, что эффективность управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении может быть существенно повышена, если:

-будут выделены на междисциплинарном уровне теоретические подходы к проектированию системы менеджмента качества в ДОУ;

-будет разработана эффективная модель системы менеджмента качества, отвечающая современным подходам к управлению качеством образовательных услуг; 

-будут выявлены и апробированы условия реализации модели менеджмента качества ДОУ.

 

 

 

Задачи  исследования:

1.Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки проектирования системы менеджмента качества в ДОУ;

2.Разработать  модель управления качеством  образования в дошкольном образовательном  учреждении;

3.Выявить условия реализации модели системы менеджмента качества в ДОУ;

4.Определить  эффективность разработанной модели  системы менеджмента качества  в ДОУ.

Методологической  основой исследования выступают основные принципы диалектики (объективности, развития и взаимодействия), ведущие положения философского учения об идеях управляемой социоприродной эволюции, квалитавитизации всех сфер социальной жизни; концепции синтетической квалиметрии (А.И.Субетто) и квалиметрии человека и образования (Н.А. Селезнёва, А.И. Субетто); основные позиции системологии (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев,  И.В. Блауберг, А.А. Богданов, В.П. Кузьмин, А.И. Пригожий, В.Г. Садовский, Э.Г. Юдин) и их развитие относительно педагогических систем (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, А.Н. Троян, Т.И.Шамова); теория самоорганизованных систем (Л.А. Баев, С.П. Курдюмов, А.И. Пригожин, У.Р. Эшби); общая теория управления качеством А.В. Гличёв, Э.У Деминг, Дж.М. Джуран, Г.Ф. Додж, И.Каору.

      Методы исследования:

-междисциплинарный  теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблемам качества различных сфер жизни человека, в том числе качества образования, управления качеством, управления образовательными системами, развития детей в условиях целенаправленного обучения;

-анализ практики  управления дошкольным учреждением;

-обобщение опыта  в ДОУ (наблюдения за деятельностью  дошкольников на занятиях и  в свободное время, анкетирование,  опросы воспитателей, изучение продуктов  детской деятельности);

-моделирование качества дошкольного образования;

-исследование  системы управления ДОУ (методы  стратегического анализа, экспертная  оценка, мозговой штурм и др.);

-статистический  анализ экспериментальных данных.

          Экспериментальная часть исследования выполнялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50» (МБДОУ №50) г. Оренбурга.

           Исследование проводилось в несколько  этапов.

           На первом этапе анализировалась философская, психолого- педагогическая литература, определялись методические основы исследования, формулировались гипотеза, цели и задачи исследования. Были раскрыты основные понятия по теме исследования, определено их содержание.  На данном этапе использовался метод изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы с целью анализа имеющихся подходов к рассматриваемой проблеме.

Второй  этап предусматривал разработку эффективной модели системы менеджмента качества, отвечающая современным требованиям в управлении качеством продукции (услуг), и её внедрения в практику управления дошкольным учреждением.

Информация о работе Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ