Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:43, дипломная работа
Цель исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг
Объект исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством дошкольного образования
1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10
1.2. Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………19
1.3. Модель системы менеджмента качества дошкольного образовательного учреждения……………………………………………….29
Глава 2. Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50 г. Оренбурга
2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35
2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42
2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47
Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ
3.1. Результаты апробации новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50…………………………………………………………………..49
3.2. Оценка эффективности новой модели системы менеджмента качества……………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература……………………………………………………………………65
На третьем этапе была осуществлена апробация новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50..
Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, заключения списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Понятие и составляющие качества дошкольного образования
Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов качество образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью, применяемых методик и технологий в процессе управления.
Реализация системного управления качеством на всех уровнях обеспечивает непрерывность процесса, так как на отдельных этапах его осуществляются подпроцессы: определение целевых приоритетов, ресурсного, программного и технологического обеспечения, мониторинга результатов.
Проектирование эффективной действующей системы управления качеством определяется множеством условий и факторов, создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность. Актуальность поднимаемой проблемы вполне очевидна и по тем изысканиям, которые проводятся в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике (B.C. Аванесов, В.П. Беспалько, Б.П. Би-тинис, И.А. Зимняя, А.Н. Майоров, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, А.И. Субето, B.C. Черепанов и др.).
Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионализации и муниципализации образовательных систем; усиление процессов стратификации и в этой связи развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; активизация деятельности региональных конфессий и возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др. Все эти причины, бесспорно, являются предпосылками, дающими достаточные основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.
Остановимся на подходах к определению понятия «качество образования» в контексте того, что объектом управления является, прежде всего, процесс управления качеством. Так, В.М. Полонский под качеством образования выпускников понимает определенный уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники. (Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. М., 1995, с. 20). В.П. Панасюк дает следующее определение: качество школьного образования - это такая совокупность свойств, которая обуславливая его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. (Системное управление качеством образования в школе. С-пб., М., 2000, с. 58). В работе СБ. Шилова и В.А. Кальней качество образования трактуется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенции личности. (Мониторинг качества образования в школе. М.,1998, с. 78). A.M. Моисеев понятие «качество образования в школе» определяет как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование (Словарь - справочник «Внутришкольное управление». М., 1998.) В монографии под редакцией М.М. Поташника качество образования понимается как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. (Управление качеством образования. М,2000, с.33). В действующем стандарте Международной организации по стандартизации (ИСО) 8402 - 1994 г. и 9004 -1: 1994 г. качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Анализ приведенных определений показывает, что одни авторы в своей трактовке качества образования ориентированы на потребности личности и общества; вторые - на сформированный уровень ЗУН и другие социально значимые качества; третьи, на совокупность свойств и результатов; четвертые - на цели и результаты; пятые - на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности.
В целом, очевидно, что данное определение понятия «качество образования» следует рассматривать, с одной стороны, с позиций уровней, то есть возможностей самого образовательного учреждения (поставщика) предоставлять комплекс услуг в виде Госстандарта и с другой, потребностей личности и общества (потребителей) с позиций прогноза ее деятельности в будущем. Нам представляется, что качество образования - это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата (стандарта). Системообразующим началом при этом, бесспорно, будут потребности. Именно они, будучи отрефлексированными (осознанными), рождают мотив, а затем с учетом принципа свободного выбора формируют приоритетные цели, как личности, так и общества. Все эти составляющие попадают в поле воздействия или взаимодействия различных субъединиц управления. Таким образом, мы можем говорить о системе управления качеством образования.
Так, В.П. Панасюк под управлением качеством образования понимает целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров ею функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам. (Автореферат диссертации В.П. Панасюка «Педагогическая система внутри школьного управления качеством образовательного процесса» на соискание ученой степени доктора пед. наук. СПб., 1998, с. 15.) Качество образования относительно образовательного учреждения находит свое выражение в качестве образовательного процесса. Понятие «процесс» в материалах стандартов ИСО определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, материалы технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (то есть индивида) на входе и на выходе. Продукция определяется стандартом как результат деятельности или процессов. Поставщик в системе образования - это образовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Потребители услуг - это учащиеся (воспитанники), их семьи. Услуга - это результат непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя. Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, основополагающим его результатом выступает образованность выпускника. С позиций стандарта ИСО это мера достижения личностью определенного уровня развития свойств и структур, которые соответствуют потребностям индивида. В процессе управления качеством появляется необходимость в разработке программ качества. Это система спрогнозированных процедур, мер, мероприятий для обеспечения конкретных норм и требований (Госстандарта) к образовательному продукту (индивиду) проекту, процессу. Правомерно утверждать, что без знания объективных закономерностей системное управление качеством образования (образовательного процесса) невозможно. В этой связи можно выделить следующие объективно существующие закономерности.
Закономерность «Единство системы управления качеством образования» отражает такие взаимоотношения между элементами систем качества, которые позволяют оценивать целостность и самостоятельность каждого элемента и его зависимости от других элементов.
Закономерность «Единство социально-экологической основ системы управления качеством образования» определяет характер целостности самой системы. Механизмом поддержания этой целостности качества образования выступает система управления. Одновременно являясь единой и целостной, она обеспечивает: целенаправленность основного процесса на основе социального заказа общества, подчиненность и соподчиненность ее ступеней, непрерывность звеньев системы и целостность; механизм управления системой функционирует и развивается на всех уровнях посредством организационно-педагогических финансово-экономических, социально-психологических и других ношений.
Закономерность сочетания централизации и децентрализации системе управления качеством образования. Эта закономерность учетом развития процессов регионализации и муниципализации образования особенно важно учитывать при формировании федерального стандарта образования. Связь этого стандарта с региональным компонентом обеспечивает целостность и взаимодополнение с учетом потребностей регионального сообщества и самого потребителя (индивида). Закономерность соотношения управляющей и управляемой систем в достижении качества образовательного процесса. Эта закономерность проявляет себя, прежде всего, во влиянии содержания управленческой деятельности (правах, полномочиях и ответственности субъектов каждою уровня управления) на качество основного образовательного процесса. Степень готовности каждого уровня определяется способностью реализовывать весь комплекс этих прав, полномочий и ответственности за результаты качества образовательною процесса, характеризующей уровень ею целостности и самостоятельности через выполнение всего состава управленческих функций.
Закономерность воздействия общих функций управления на качество конечного результата. Все функции управления раскрывают содержание управления, которое специально направлено на качественные характеристики образовательного процесса. Всеобщий характер функций управления проявляет себя в функционировании и развитии системы качества образования (образовательною процесса), где управление посредством специализации каждой функции на качество результата деятельности приобретает целенаправленный характер.
Выявленные закономерности системы управления качеством образования предъявляют свои требования по всей системе управления и находят свое отражение в содержании, принципах, функциях, формах и методах управления.
Рассмотрев содержание дефиниций на основе маркетингового подхода и материалов стандарта международной организации ИСО к системе образования, выявив основные закономерности системы управления качеством образования, представляется целесообразным остановиться на основных принципах. С учетом выявленных закономерностей можно выделить следующую группу принципов, как основу руководства к действию по управлению качеством:
- системности;
- непрерывности;
- функциональности;
- надежности;
- продуктивности;
- оптимальности;
- адаптивности.
Управление реализацией программ качества образования (образовательного процесса) необходимо проектировать с учетом системы принципов, которые одновременно могут быть и показателями эффективности. Так, основываясь на критериях, выделенных В.П. Панасюком, нами была проведена их некоторая детализация и уточнение по содержанию. После чего эта система критериев представляет, критерий системности и функциональности, который отражает целенаправленность образовательного процесса, организованность, технологичность, обеспеченность ресурсами всех уровней управления качеством:
Объективный анализ деятельности образовательных учреждений в контексте системы качества и стандартов Международной организации ИСО предполагает оценку следующих составляющих:
- организационные структуры управления качеством;
- административные процедуры управления качеством;
- обеспеченность основными ресурсами (кадры, финансы, материально-техническая база и др.);
- анализ и оценка основного и вспомогательных процессов управления качеством образования;
- результаты образовательного процесса и его участников, степень их соответствия нормам и стандартам (обученность, воспитанность, и компетентность выпускников, личные достижения педагогов и руководителей, выполнение плана и программ);
- анализ и оценка документации образовательного учреждения.
На сегодня нет единой государственной системы анализа и оценивания этих основных показателей, но в целом и составляет проблему управления качеством образования, которую предстоит исследовать на всех уровнях управления. Показатели качества образования в широком смысле универсальны для всех образовательных учреждений:
Информация о работе Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ