Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:53, курсовая работа
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
1.3 КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "АЛТАЙВАГОН"
2.1 ВСЁ О ПРЕДПРИЯТИИ
2.2 НОМЕНКЛАТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (УЧАСТКОВ, РАБОЧИХ МЕСТ И ДР.)
2.3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
2.4 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ КАЧЕСТВА
2.5 ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
2.6 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОАО "АЛТАЙВАГОН"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Рубцовский индустриальный институт
ГОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова"
Факультет заочного отделения
Кафедра "Экономика и управление на предприятиях"
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу " МЕНЕДЖМЕНТ"
На тему: Управление качеством на предприятии
ВЫПОЛНИЛА: Глушкова В.М.
Студентка гр. ЭиУ 61-з
ПРОВЕРИЛ: Сорокин
2009 г.
Содержание
Наступившему 21 веку предназначено быть веком высокого качества во всех его проявлениях - качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды, т.е. реализовать современную парадигму цивилизованного развития.
Качество - политическая, нравственная и экономическая категория. Именно качество является основным условием укрепления национальной экономики. В этом убеждает опыт передовых стран мира.
Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий и организаций является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, является в рыночных условиях чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности производимой продукции.
Конкуренция - это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций к новым рыночным условиям. Ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
Задача моей работы заключается в том, чтобы показать, как идет управление качеством на "определенном предприятии". В качестве "определенного предприятия" я беру ОАО "Алтайвагон" Рубцовский филиал. На примере этого предприятия я покажу, как идет управление качеством, как вообще образуется качество и как оно используется.
Качество - емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к ее основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой аспект.
При определении термина "качество" следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, оно определяется как степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно) предполагаемым или обязательным требованиям (потребностям или ожиданиям). В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как правило, требует дополнительных пояснений.
Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество - определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Продукция по МС ИСО версии 2000 г. определяется как результат процесса, т.е. продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". В любом случае продукция - это совокупность всего многообразия материальных, интеллектуальных и иных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. В данном определении продукция является обобщенным понятием и включает изделия, продукты, технологии и т.п.
Услуги также подпадают под приведенные выше определения продукции. Вместе с тем услуги можно также характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.
Как в повседневной жизни, так и в производственной сфере понятие "качество" нашло самое широкое распространение. Мы употребляем данный термин, говоря о вещах, изделиях, услугах, оценивая уровень жизни, вкладывая при этом в данное понятие достаточно широкий и в то же время не вполне определенный смысл. Что же следует понимать под качеством изделия или услуги? Как его оценить? Эти вопросы возникают постоянно при определении той или иной степени удовлетворения потребности общества. Несмотря на то, что термин "качество" закреплен в ГОСТах, международных стандартах, тем не менее споры о смысловом содержании данного термина продолжаются до сих пор. В литературе можно встретить различные формулировки, начиная с сугубо прагматичных, отражающих специфику конкретной профессии и сложившихся условий (например: качество - это когда возвращается клиент, а не продукт), заканчивая высокоакадемическими, рассматривающими качество с философской точки зрения. Существующие прения по определению качества, видимо, можно закончить только в том случае, если четко отследить связь между понятиями "качество", "потребительная стоимость" и "полезность".
До сих пор среди исследователей имеется определенный пробел, связанный с соотношением двух родственных категорий - качества и потребительной стоимости продукта. Качество изделия - это совокупность его свойств. Потребительная стоимость - отношение людей, потребителей изделия, к его свойствам, их совокупности, к изделию как таковому. Подобный функциональный подход к определению качества не дает возможности рассмотрения его как экономической категории, не способствует пониманию экономической природы качества. Следуя данной формулировке, можно сделать вывод о том, что все затраты, связанные с фор мированием свойств изделия, есть не что иное, как затраты на качество данного изделия. Вся практика внедрения систем управления качеством продукции указывает на необходимость выделения затрат на качество в самостоятельную категорию, являющуюся только частью затрат на создание продукции.
Наиболее приемлемым, с нашей точки зрения, было бы представление качества продукции как совокупности общественных отношений между производителями продукции и ее потребителями по поводу формирования общественной потребительной стоимости, определяющих степень (уровень, интенсивность) удовлетворения потребностей общества в соответствии с назначением продукции. Именно такое представление содержится в определении качества продукции, отраженном в ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения." Под качеством продукции понимается совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Данное определение представляет собой материально-вещественную основу для определения качества продукции как экономической категории.
Международный стандарт серии 1SO-9000 содержит почти аналогичное определение. Под качеством понимается совокупность свойств и характеристик изделия или услуг, обеспечивающая удовлетворение определенным образом обусловленных или предполагаемых потребностей. И в этом случае внесение в определение категории полезности обусловливает рассмотрение качества продукции как экономической категории.
Из определений следует, что качество продукции (КП) имеет как объективную обусловленность, выраженную через связь с потребительной стоимостью, определяющую уровень свойств продукта, так и содержит субъективную составляющую, характеризующуюся полезностью продукта. При этом полезность продукта определяется субъективной оценкой степени удовлетворения потребностей при использовании продукта с заданным уровнем свойств.
Категория "потребительная стоимость" достаточно подробно рассмотрена в экономической литературе, чего не скажешь о категории "полезность" продукта. Раскрытие понятия полезности позволяет рассматривать качество продукта не просто как экономическую категорию, но и как категорию обмена. Отмечу, что с подобным рассмотрением до сих пор не согласны большинство сторонников трудовой теории стоимости. Это, впрочем, и не удивительно, так как введение в рассмотрение категории полезности подразумевает наличие иной, по сравнению с количеством содержащегося в продукте живого и овеществленного труда, основы для обмена продуктов на рынке. Существует ли эта основа? Практика рыночных отношений предопределяет положительный ответ на данный вопрос. В частности, введение количественного фактора при рассмотрении особенностей обмена продуктов в значительной мере способствует пониманию истинной картины обмена, а также служит определенным шагом к пониманию экономической природы качества. Соединение понятия качества, как совокупности свойств продукции, с количеством продукции, имеющейся в наличности, привело к возникновению понятий "единичное" и "массовое" качество.
Единичное качество - это потребительная стоимость продукции, которая определяется только уровнем потребительных свойств данного конкретного продукта и не зависит от качества других продуктов, количества имеющихся продуктов, уровня спроса и предложения при обмене их на другие продукты и других факторов, относящихся к количеству продуктов и условиям обмена.
Массовое качество - понятие, относящееся к качеству определенного количества продукции, выражаемое единичным качеством составляющих данное количество отдельных единиц продуктов. Примером массового качества может служить структура выпускаемой продукции по сортности (категориям качества) или показатели, характеризующие удельный вес качественной продукции в общем объеме се выпуска. Показатели средневзвешенного качества по отдельным видам продукции (средняя сортность и др.) также служат отражением массового качества. Изменение количественного распределения уровня качества различных групп продукции приведет и к изменению массового качества всего количества продукции. Здесь важно то, что изменение количества может влиять на величину КП.
Использование количественного фактора при оценке КП приближает нас к понятию полезности, однако массовое качество - это еще не полезность, так как качество при этом не рассматривается как фактор обмена. Раскрытию сущности понятия "полезность" способствует более полное рассмотрение цепочки "единичное качество" - > "полезность" - > "спрос" - > "равновесная цена". Данный подход является темой самостоятельных экономических исследований и в данном пособии не рассматривается. Отмечу только общий подход к определению полезности продукта.
Полезность есть безразмерная величина, характеризующая ценность, значимость, редкость продукта для хозяйственного субъекта, который будет являться потребителем данного продукта. Кроме того, полезность - монотонно убывающая, дифференциальная функция. Полезность первой единицы продукта определяется только совокупностью свойств этого продукта или его единичным качеством. Полезность последующей единицы продукта уже несколько меньше, чем первой, следующей за ней - еще меньше и т.д., при этом совокупная интегральная полезность всего количества продукта, с увеличением количества, возрастает в убывающей степени. Таким образом, полезность любой единицы продукта определяется совокупностью свойств продукта и местом (порядковым номером) данного продукта в имеющемся его количестве. При обмене полезность разных продуктов для каждого из участников обмена измеряется в одних и тех же единицах. В настоящее время предпринимаются попытки создания методики оценки полезности продукта (построение корреляционных зависимостей между ценой продукта и количеством потребляемого продукта, уровнем дохода и другие, построение кривых спроса-предложения), однако до сих пор эффективной методики определения полезности продуктов, т.е. количественной ее оценки, не существует.
Что касается КП, как совокупности ее свойств, то оно измерялось всегда. Рассмотрим существующие подходы к оценке качества продукции.
Среди наиболее важных вопросов экономики качества, требующих безусловного решения, остаются вопросы планирования и учета затрат на повышение качества вновь осваиваемых и уже производимых видов продукции, затрат на обеспечение требуемого (планируемого) качества, затрат на предупредительные меры и т.д. Все эти затраты можно характеризовать как затраты на КП на всех стадиях жизненного цикла.
Сегодня очевидно, что рассматривать затраты на КП только как метод управления качеством, в отрыве от их экономического содержания - подход бесполезный как для управления, так и для экономики. Поэтому в последнее время возрождается практический интерес к затратам на КП как к части всей системы экономики и финансов предприятия. Именно с этих позиций рассмотрим вопросы классификации, определения и анализа затрат.