Управление конкурентоспособностью предприятия на примере мебельной студии «Флюс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что повышение стратегической конкурентоспособности предприятия невозможно достигнуть случайным образом, необходима обоснованная система управления данного процесса. Для этого руководство предприятия должно не только проводить системный анализ рынков, на которых оно функционирует, адекватно оценивать свой уровень конкурентоспособности и выявлять возможности и недостатки конкурентов, но также оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность в целях ее повышения путем эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ. Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях рынка заключается в рациональном использовании имеющихся конкурентных преимуществ, наращивании перспективных, выявлении и создании потенциальных, а также в оценке, анализе и учете факторов рыночной среды, повышающих или понижающих конкурентоспособность предприятия в процессе его хозяйственной деятельности по производству конкурентоспособной продукции, товаров, услуг, выборе и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения намеченной цели развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 10
1.3 Методы управления конкурентоспособностью предприятия 17
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МЕБЕЛЬНОЙ СТУДИИ «ФЛЮС» 24
2.1 Технико-экономическая характеристика мебельной студии «Флюс» 24
2.2 Особенности управления конкурентоспособностью мебельной студии «Флюс» 29
2.3 Анализ внешней и внутренней среды мебельной студии «Флюс» 34
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МЕБЕЛЬНОЙ СТУДИИ «ФЛЮС» 42
3.1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности мебельной студии «Флюс» 42
3.2 Совершенствование стратегии ценообразования мебельной студии «Флюс» 46
3.3 Развитие и эффективность маркетинговой деятельности управления конкурентоспособностью предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Управление  конкурентоспособностью предприятия  на примере мебельной студии «Флюс»»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 63

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что повышение стратегической конкурентоспособности предприятия невозможно достигнуть случайным образом, необходима обоснованная система управления данного процесса. Для этого руководство предприятия должно не только проводить системный анализ рынков, на которых оно функционирует, адекватно оценивать свой уровень конкурентоспособности и выявлять возможности и недостатки конкурентов, но также оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность в целях ее повышения путем эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ. Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях рынка заключается в рациональном использовании имеющихся конкурентных преимуществ, наращивании перспективных, выявлении и создании потенциальных, а также в оценке, анализе и учете факторов рыночной среды, повышающих или понижающих конкурентоспособность предприятия в процессе его хозяйственной деятельности по производству конкурентоспособной продукции, товаров, услуг, выборе и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения намеченной цели развития.

С развитием рыночного  механизма проблема управления конкурентоспособностью предприятия в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Управление конкурентоспособностью организации представляет собой  область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.

Цель дипломной работы - это теоретическое обоснование и разработка организационно - экономических методов управления конкурентоспособностью предприятия, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Основными задачами, поставленными при написании работы, являются:

  1. изучение сущности конкурентоспособности предприятия;
  2. выявление факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия;
  3. рассмотрение методов управления конкурентоспособностью;
  4. изучение технико-экономической характеристики и особенностей, влияющих на управление конкурентоспособностью мебельной студии «Флюс»;
  5. анализ внешней и внутренней среды мебельной студии «Флюс»;
  6. разработка стратегии ценообразования мебельной студии «Флюс»;
  7. оценка финансово-хозяйственной деятельности мебельной студии «Флюс»;
  8. внедрение маркетинговой деятельности и рекламы  на предприятии.

Объектом исследования является мебельная студия «Флюс».

Предмет исследования – это организационно – экономические отношения, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью предприятия.

Период исследования 2009 – 2011 годы.

Теоретической и методологической основой дипломной работы стали законодательные документы, а также послужили положения, изложенные в трудах российских ученых,  таких как: Лифица И. М., Бланка И.А., Веснина В.Р., Глухова А.И., Еленевой Ю.Я., Кулагиной Н.А., а также статьи Динеса В.А., Кроткова А.М.

Информационной базой являются работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам конкурентоспособности предприятия в частности, материалы статистической и бухгалтерской отчётности предприятия.

Методической базой  для выполнения работы является изучение и анализ научной литературы, а также совокупность различных методов финансово-экономического анализа предприятия, а именно: табличного представления данных.

Обоснование и достоверность полученных результатов, верификация разработанной стратегии ценообразования  и развитие маркетинговой деятельности была проведена на базе статистических отчётных данных мебельной студии «Флюс».

Практическая  значимость работы состоит в том, что разработанные механизмы  анализа,  оценки и стратегии конкурентоспособности могут быть использованы на разных предприятиях.

Структура дипломной  работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы дипломной работы, сформулирована цель, задачи, объект, предмет исследования,  определена методологическая база и практическая значимость дипломной работы. В первой главе «Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия» рассмотрены понятие и сущность, факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, а также методы управления. Во второй главе «Анализ управления конкурентоспособности  мебельной студии «Флюс» дана технико-экономическая характеристика  и рассмотрен анализ внешней и внутренней среды предприятия. В третьей главе «Пути совершенствования управления конкурентоспособности мебельной студии «Флюс» разработаны мероприятия по совершенствованию ценообразования предприятия, развитие маркетинговой деятельности и дана оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В заключении обобщены полученные в результате исследования выводы.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность как многоплановая экономическая  категория может рассматриваться в нескольких аспектах, между которыми существует тесная взаимосвязь - конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара. Например, конкурентоспособность предприятия не является его имманентным качеством, поскольку предприятие функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках национальной экономики.1

В экономической теории понятию конкурентоспособности  предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или  иную его сторону, либо делает попытку его комплексной характеристики. В условиях отечественной экономики этот термин точнее отражает следующее определение: «конкурентоспособность предприятия - комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которые определяют его успех на определенном рынке за определенный промежуток времени относительно совокупности показателей конкурентов».2

Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет предприятию определить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижения такого ее уровня, который помог бы ему выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы.

В настоящее время  проблема конкурентоспособности как  никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих  первичных образований – предприятий. В первую очередь это диктуется требованиями экономической безопасности самих предприятий и страны в целом, для поддержания которой на должном уровне необходима их высокая конкурентоспособность.3

Конкуренция–это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции с целью получения прибыли.4

Понятие «конкурентоспособность предприятия» очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность предприятия – это способность  осуществлять прибыльную хозяйственную  деятельность в условиях жесткой конкуренции.5 Также конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Взаимодействие с потребителями  осуществляется через куплю–продажу  товара, с поставщиками – через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами–через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами – через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности.6

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

  1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения.
  2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество.
  3. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.
  4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.
  5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий.
  6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.
  7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях.7

Качество специалистов проявляется в их способности  ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции  в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия.8

Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

Реализация перечисленных  качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.9

Всё вместе это расширяет  возможности предприятия и снижает  его удельные затраты на финансовом, сырьевом  других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли.

Таким образом, отношение  конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий выше написанных с первого по третье свойств, способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их.10

Четвертое свойство способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства с первого по четвертое обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.

Свойства первое, пятое, шестое позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия и позволяют выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним.

И седьмое свойство является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества с первого по шестое свойство на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании.

Следует отметить связь  между свойствами с первого по четвертое и с пятого по шестое: хотя последние и не являются следствием свойств с первого по четвертое, но без успешной реализации этих свойств они не возникнуть, не удержаться не могут. Причина этого вполне естественна – для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями.11

    1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия на примере мебельной студии «Флюс»