Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения. С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи: Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента 8
1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования 8
1.2. Проблема управления методической работой в научно-педагогической литературе 17
1.3. Задачи и содержание методической работы 22
1.4. Формы методической работы 27
1.5. Структура методической службы в образовательном учреждении 29
1.6. Функции управления методической работой 35
Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.1. Реализация функций управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.2. Построение модели управления методической службой в образовательном учреждении 61
2.3. Критерии и показатели оценки методической работы в образовательном учреждении 64
2.4. Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 85
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Институт развития образования и социальных технологий
(ГАОУ ДПО ИРОСТ)
Факультет профессиональной переподготовки
Отделение «Менеджмент в образовании»
Дипломная работа
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Слушатель: Скороходова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Щучье, Курганская область
Научный руководитель: Дружинин Виктор Иванович, кандидат педагогических наук,
доцент, профессор кафедры управления,
заслуженный учитель РФ
Курган
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс длительного реформирования Российской системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. В последние годы в России значительно возросли требования со стороны государства и общества к школе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года, одним из основных направлений реформы названо повышение качества и эффективности образовательного процесса. Инновационная экономика государства формирует новую модель образования до 2020 года. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе» - президентская инициатива «Наша новая школа». Все сложнее разобраться школьному учителю в потоке инноваций. Профилизация и информатизация образования, ЕГЭ и дистанционные формы обучения, изменение содержания образования и новые требования к его качеству. Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов.
Некоторые предпосылки решения данной проблемы раскрыты в целом ряде исследований:
– повышение качества педагогической деятельности рассматривались в работах В.И. Гинецинского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.Е. Марона, Э.М. Никитина, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.;
– методическая деятельность в работах В.Г. Быковой, В.В. Дудникова, Н.Д. Иванова, В.М. Лизинского, Н.В. Немовой, А.П. Ситник, В.И. Дружинина, Л.Ф. Спирина и др.;
– организации методической работы в школе посвящены труды Р.И. Будниковой, Л.П. Быстровой, В.И. Дружинина, С.Г. Воровщикова, Л.И. Дудиной, В.И. Зверевой, Е.Н. Линчинской, И.Н. Орловой и др.
Особое внимание в
последнее время уделяется
Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Современная методическая служба образовательного учреждения (ОУ) является качественно новым этапом развития в этой области.
Вместе с тем в
условиях модернизации образования, внедрения
новых образовательных
- необходимостью модернизации системы управления методической работой в образовательном учреждении и отсутствием теоретических основ стратегии и тактики этой модернизации;
- повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности;
- сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в школе и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы.
Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования: «Управление методической работой в образовательном учреждении».
Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения.
Объект исследования - методическая служба в образовательном учреждении.
Предмет исследования - формы, методы, методики реализации функций управления методической работой в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования - эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.
С учетом
цели и гипотезы были
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: критический анализ философской, управленческой, психологической, исторической, педагогической литературы по проблеме исследования; контент-анализ нормативной и учебно-методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности учителей и руководителей ОУ.
Методологическую основу исследования составили:
1. Основы управления педагогическими системами (В.П.Беспалько, Ю.В. Васильев, Б.И. Канаев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, Б.А. Куган, В.С. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков и др.);
2. Теоретические основы методической работы (С.Г. Ворошилов, В.И. Загвязинский, Н.Д. Иванов, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, В.М. Лизинский, Е.Н. Линчинская, И.В. Немова, М.М Поташник, А.П. Ситник, Н.А. Скворцова, В.И. Дружинин и др.);
3. Методологическое обоснование сущности категории «качество образования» (В.А. Кальней, В.Н.Максимова, В.П. Панасюк, М.Н. Певзнер, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Л.А. Серебрякова, С.Е. Шишов, и др.), теории управления качеством (В.И. Азаров, В.С. Ворошилов, А.Л. Гавриков, А.Е. Марон и др.) и квалиметрии (А.А. Макаров, В.К. Муратова, и др.);
4. Теоретические представления о мониторинге, диагностике и экспертизе качества образования (В.Н. Аверкин, С.Л. Братченко, Б.И. Канаев, В.П. Панасюк, Ю.Д. Самсонов, П.И. Третьяков, В.Н. Шаталова и др.);
5. Концепции дополнительного профессионального образования педагогов (В.Г. Воронцова, Т.А. Каплунович, А.Е. Марон, Е.А. Маркова, Э.М. Никитин, Г.А. Федотова, Н.М. Чегодаев, Р.М. Шерайзина и др.)
Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента
1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования
В условиях реформирования
системы образования
На развитие всего перечисленного выше направлена методическая деятельность в ОУ. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной научно- методической работе. По отношению к учителю научно-методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в научно-методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус, меняя статус учителя со знаньевым уровнем компетенции на статус учителя - исследователя, совершенствуя учебно-воспитательный процесс, широко вводя инновации, способствуя повышению качества образования в соответствии с государственным стандартом. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Методическая работа помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу. Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
Модернизация Российского образования, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно:
- диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;
- отбирать целесообразные
содержание, способы и средства
с учетом развития
- разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы;
- организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности.
Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «предметника-урокодателя», по определению В.И. Андреева, а как педагога – исследователя, педагога – психолога, педагога – технолога. В этой связи особое значение приобретает методическая работа в школе, способствующая развитию педагогического мастерства. Поскольку методическая работа может существенно влиять на качество обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, можно рассматривать ее как важный фактор управления образовательным процессом, а также необходимость управления методической работой в ОУ.
Понятие «методическая работа», «методическая служба», «методист» появились менее ста лет назад, - в начале ХХ века, хотя материалы о зарождении организационных форм методической деятельности можно найти еще в ХIХ веке. Так, Положение о гимназиях 1828 года рекомендовало создавать педагогические советы для обсуждения вопросов содержания и методов преподавания.
Во второй половине ХIХ века получает распространение практика проведения съездов учителей. К ним готовились выставки педагогической литературы и дидактических материалов, сделанных учителями и учащимися. На съездах анализировались уроки, посещенные попечителем учебных заведений, зачитывались рефераты о своих успехах и недостатках. Таким образом, уже тогда определились важные составляющие методической работы: посещение и анализ уроков, самоанализ, обобщение личного опыта, обмен педагогическим опытом. Тогда же стали возникать и прообразы современных методических объединений - предметные секции при обществах взаимопомощи учителям. Знаменательным для развития методической работы событием стал I Всероссийский съезд по вопросам народного образования, который проходил 5-16 января 1914 г. Именно на нем и было впервые указано на необходимость создания службы учителей-инструкторов, теоретически и практически подготовленных и избираемых учительскими организациями. В их обязанности входили разъезды по школам с целью демонстрирования перед учителями на образцовых уроках новейших приемов и методов постановки учебного дела, чтение докладов по этому вопросу и проверка достигнутого результата.
Информация о работе Управление методической работой в образовательном учреждении