Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения. С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи: Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента 8
1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования 8
1.2. Проблема управления методической работой в научно-педагогической литературе 17
1.3. Задачи и содержание методической работы 22
1.4. Формы методической работы 27
1.5. Структура методической службы в образовательном учреждении 29
1.6. Функции управления методической работой 35
Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.1. Реализация функций управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.2. Построение модели управления методической службой в образовательном учреждении 61
2.3. Критерии и показатели оценки методической работы в образовательном учреждении 64
2.4. Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 85
В 1920-е годы в связи с ликвидацией неграмотности в школы пришло много учителей-неспециалистов, и методическая работа вновь приобрела особую актуальность. Ею стали руководить «методические бюро», позднее преобразованные в педагогические или методические кабинеты, а некоторые в институты усовершенствования учителей. В 30-х годах в первых Положениях о педагогических кабинетах нашли свое отражение обязанности методистов: посещение и анализ уроков учителей, оказание им консультативной помощи, планирование и проведение заседаний методических объединений, обзор литературы, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
К 60-м
годам сложились практически
все ставшие традиционными
В 70-80-е годы стали появляться серьезные исследования, затрагивающие различные аспекты методической работы. При этом следует отметить, что для указанного периода было характерно ее отождествление с системой работы по обобщению и внедрению в школьную практику передового педагогического опыта и повышением квалификации педагогов. В это же время объектом детального изучения становится методическое объединение как одна из важнейших организационных форм методической работы. В последние годы интерес к методической работе в педагогике и школоведении значительно вырос. Вопросы о том, что такое методическая работа, каковы ее функции, содержание и формы деятельности, каково вообще место методиста в школе, неоднократно и достаточно широко рассматривались как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, А.М. Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника и др.
Традиционно методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. В изданной в 1988 г. под редакцией Ю.К. Бабанского книге «Методическая работа в школе: организация и управление» собственно методическая работа определяется как «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников».
М.М. Поташник (1993 г.) рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта».
Н.В. Немова (1999 г.) определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса». В.П. Симонов (1999 г.) отмечает, что «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся».
По определению В.И. Андреева (2000 г.), «методическая работа в школе - это разнообразная деятельность учителей, которая направлена на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию». Как один из видов гностической деятельности педагогического коллектива школы, способствующей профессиональному росту учителей и развитию учебно-воспитательного процесса, рассматривают методическую работу Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина. Методическая работа рассматривается и как «управление процессом профессионального и личностного развития педагогических кадров, развертывание творческого потенциала и педагогической индивидуальности каждого учителя».
Т.Н. Макарова (2002г.) считает, что методическая работа является «основным видом образовательной деятельности, представляющим собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса».
В конце XX - начале XXI века методической работе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы.
Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XX - начала XXI века; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.
На сегодняшний день остается действующей структура методической работы, сложившаяся еще в 70-е годы XX века, но жизнь показывает, что необходима ее модернизация в соответствии с модернизацией системы образования в целом.
1.2. Проблема управления методической работой в научно-педагогической литературе
Большинство литературных источников свидетельствуют о том, что ни одна страна мира не имеет такого мощного и системного механизма реализации образовательной политики, как методическая служба России, отмечающая в 2006 году свой 142 год существования. Хотя и не существовало в 60-е годы XIX столетия понятия «методическая служба», однако архивные документы того времени указывают на масштабную деятельность различных «государственных заведений» по оказанию помощи педагогам.
Прежде чем приступить к обзору взглядов на управление методической работой, следует определиться с понятийным аппаратом данного исследования. Выделить субъект и объект управленческой деятельности.
В настоящее время наиболее массовыми определениями, характеризующими понятие «методическая работа» стали такие как:
Методическая работа - система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» (Ю.К. Бабанский)
Методическая работа - специальная деятельность в рамках «педагогического производства» (Г.П. Щедровицкий)
Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов)
В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций , форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении»
Как видим, единства
в определении понятия «
- сам педагог (самообразование);
- администрация школы;
- специальные функциональные органы (методический совет, методические объединения и пр.);
- передовые педагоги;
Именно взаимодействие объекта и субъекта управления инновационно-методической работой будет фундаментом анализа литературы.
Методическая
работа всегда была предметом пристального
внимания исследователей из-за своего
особого места в системе
В серии «Управление современной школой» в 2005 году вышел второй выпуск, посвященный организации и содержанию методической работы в школе. Авторы Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. выдвигают на первое место в методической работе личность учителя, а задачей администрации ставят помощь в самоорганизации, создание условий для комфортной методической работы. В книге представлен большой практический материал по организации работы методических объединений учителей по различным предметным областям. Дано представление о структуре планирования методической работы, собрана определенная нормативно-правовая база для обеспечения управления деятельностью методических служб. В то же время, на наш взгляд, авторы не показали системность методической работы, необходимость взаимосвязи усилий педагога и школы в работе над общешкольной методической темой.
Данный источник будет полезен для практикующих менеджеров и учителям, которые уже находятся в режиме творческого поиска.
В 2002 году в издательстве «Центр Педагогический поиск » вышла книга Лизинского В.М. «О методической работе в школе». Данная работа будет интересна практикующим управленцам. Автором уделено повышенное внимание практической работе по осуществлению методической работы. Собран большой материал по содержательной стороне, педагогическому анализу затруднений учителей. Представлено большое количество анкет, опросников, программ проведения методических мероприятий. Отдельно рассмотрены формы взаимной педагогической деятельности, как наиболее активные и продуктивные в методической работе. Книга будет полезна всем руководителям, желающим внести новое в работу методической службы, уйти от привычных, стереотипных форм работы.
Работа Ильенко
Л.П. «Новые модели методической службы
в образовательных учреждениях»
рассматривает структуры постро
«Управление методической работой в школе» Натальи Васильевны Немовой, является наиболее специализированным исследованием вопроса управления методической работой в школе. Первая часть работы посвящена содержанию методической работы в школе. Даны точные формулировки основополагающих понятий и терминов методической работы. Рассмотрены задачи, содержание и методы по обучению педагогических кадров в образовательном учреждении. Вторую часть своей работы автор посвятила процессу управления методической работой. Даны ответы на вопросы: кто обучает педагогов, как правильно спланировать процесс обучения, как мотивировать учителей к профессиональному обучению. Представлена система контроля за обучением учителей.
На наш взгляд,
данная работа - это наиболее структурированное
исследование по вопросу управления
методической работой. Книга будет
интересна и полезна как начина
Современным, интересным и практически значимым нам представляется материал, изложенный в главе «Построение системы методической работы в муниципальной системе образования на диагностической основе» (В.И. Дружинин «Управление муниципальной системой образования»).
Помимо вышеперечисленных источников, необходимо упомянуть работы по педагогическому менеджменту, в которых методическая работа не выступает предметом отдельного исследования. Однако рассмотрена в качестве важной составляющей части всего процесса управления школой. Это работы Шамовой Т.Н., Поташника М.М., Симонова В.П.
В периодических изданиях наиболее широко данный вопрос освещается в профессиональных журналах «Директор школы» и «Завуч». За последние годы там неоднократно публиковались статьи по построению методической работы в образовательных учреждениях. Большинство работ базируется на непосредственном опыте работников образования.
1.3. Задачи и содержание методической работы
Как любая человеческая деятельность методическая работа должна иметь свои цели и задачи. В работах разных авторов встречаются различные трактовки целей и задач методической работы.
Информация о работе Управление методической работой в образовательном учреждении