Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения. С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи: Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента 8
1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования 8
1.2. Проблема управления методической работой в научно-педагогической литературе 17
1.3. Задачи и содержание методической работы 22
1.4. Формы методической работы 27
1.5. Структура методической службы в образовательном учреждении 29
1.6. Функции управления методической работой 35
Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.1. Реализация функций управления методической работой в образовательном учреждении 53
2.2. Построение модели управления методической службой в образовательном учреждении 61
2.3. Критерии и показатели оценки методической работы в образовательном учреждении 64
2.4. Методическая работа как условие повышения профессионализма педагога 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 85
Симонов В.П. утверждает,
что главная цель методической работы
- это непрерывное
- повышение профессионального и культурного уровня преподавателей;
- стимулирование его служебной и общественной активности;
- обновление и совершенствование знаний в области преподавания учебной дисциплины;
- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов - новаторов и творчески работающих преподавателей;
- совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися;
- совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеучебное время;
- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
- приобщение преподавателей к исследовательской деятельности.
Н.В. Немова в своей книге выделяет следующие задачи:
- информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики;
- обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня необходимого школе;
- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и др. деятельности членов педколлектива;
подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток.
В работе Ручкиной А.С. (заведующая методкабинетом Мошенского района Курской области) выделены следующие основные задачи методической работы:
- обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы;
- систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики;
- стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении;
- организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
Ильенко Л.П. выделяет следующие основные функции и задачи методической службы:
- изучение и творческое понимание всех нормативных программно- методических документов;
- активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- изучение и внедрение в практику достижений педагогов-новаторов;
создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;
- диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
- стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в исследовательской, поисковой работе;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педагогического коллектива;
- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно- нравственных качеств педагогов.
Проанализировав все эти определения, можно сделать вывод, что основными задачами следует признать:
- информирование кадров;
- обучение;
- выявление, изучение, распространение опыта;
- методическое обеспечение;
- диагностика и прогнозирование учебно-воспитательного процесса.
Если задачи методической работы можно сформулировать достаточно точно, то с определением содержания часто возникают определенные трудности. Эти трудности определяются, в первую очередь, характеристиками объекта управления. Трудно отрицать тот факт, что учитель - стажер испытывает другие затруднения в процессе работы, чем учитель-методист. Однако, необходимость методической учебы важна для всех групп учителей. Так же отличия в содержании методической работы определяются и уровнем развития всего педагогического коллектива.
Н.В. Немова выделяет несколько содержательных моментов методической работы в зависимости от ситуации и производственных задач:
- работа с молодыми специалистами;
- деятельность по адаптации педагогических кадров в новой школе;
- работа с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность;
- организация работы с кадрами по итогам аттестации;
- обучение при введении новых технологий и инноваций;
На наш взгляд, это наиболее подходящая структура содержательной стороны методической работы. При четком определении целей, задач и содержания методической работы, не составит труда подобрать соответствующие формы, осуществления методической работы.
1.4. Формы методической работы
Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги считают школьные методические объединения (кафедры) учителей (90,7%). А между тем, работа методических объединений не может (по содержанию и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
К индивидуальным формам относятся:
Формы коллективной методической работы:
Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.
1.5. Структура методической службы в образовательном учреждении
Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением. В работе Ильенко Л.П. приведены пять моделей методической службы. Рассмотрим некоторые из них с точки зрения положительных и отрицательных моментов. Не определяя как проблему, но, констатируя факт, что во многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле и планировании текущей деятельности. (См. схема 1)
Такая структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме функционирования при относительно стабильной ситуации. Исследователи такой структуры Т.Бернс и Г.Сталкер выделяют следующие характеристики:
- в ней существует
глубокое деление
- она предусматривает
строгое следование
- более важное значение придается полномочиям и должности, чем квалификации и опыту;
- каждый специалист
решает свою задачу как нечто
обособленное от реальных
Схема 1. Структура методической службы в ОУ
Современные условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным процессом. А по данной схеме мы видим, что многое находится в руках администрации, которая и определяет направленность работы подчиненных. Исследования показали, что большинство директоров (70%-опрошенных) считают необходимым условием для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем учреждении - налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение роли демократизации управления заложено в матричную систему управления. Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований. Его цель заключается в решении общешкольных задач, направленных на повышение методического уровня педагогов (См. схема 2)
Схема 2. Матричные структуры управления методической службой школы
Создание инновационно-методического совета (ИМС), который будет являться государственно-общественным, коллегиальным, координационно-консультативным органом управления методической работой и инновационной деятельностью в образовательном учреждении, является, на наш взгляд, самым практичным и действенным способом управления методической работой. Деятельность инновационно-методического совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.
Положение об ИМС, внесение в него изменений и дополнений рассматривается и принимается на заседании педагогического совета образовательного учреждения и вводится в действие приказом руководителя образовательного учреждения (ОУ). В состав ИМС включаются: председатель совета (заместитель руководителя ОУ), ответственный секретарь совета, руководители постоянных и временных методических и инновационных структур ОУ, опытные и авторитетные педагоги ОУ, представитель муниципальной методической службы (по согласованию).
Информация о работе Управление методической работой в образовательном учреждении