Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 02:40, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
В последние десятилетия управление производством и персоналом стало родом профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что повышение эффективности управления при ускорении использования достижений научно-технического прогресса, более полном использовании кадрового потенциала приобрело решающее значение для успешной деятельности предприятий в ужесточающей конкурентной борьбе. Основными факторами конкурентоспособности стали обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль и значение кадрового менеджмента в обеспечении
эффективности производства……………………………………………………….4
1.1. Планирование персонала и формирование потребности в кадрах в организации…………………………………………………………………………..4
1.2. Оценка кадрового потенциала и формирования резерва. …….……..13
1.3. Зарубежный опыт управления персоналом в организации…………..19
2. Оценка деятельности кадровой службы организации (предприятия)……..23
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации (предприятия)……………………………………………………..…23
2.2. Анализ кадрового потенциала организации………………………......28
2.3. Анализ процесса планирования, формирования, подготовки и
оценки кадров организации…………………………………………………..……35
3. Пути совершенствования системы управления персоналом в организации в современных условиях………………………………………..…..40
3.1. Оценка эффективности управления трудовыми ресурсами организации…………………………………………………………………………40
3.2. Основные направления совершенствования управления персоналом организации (предприятия) на современном этапе развития экономики………42
Заключение………………………………………………………………...…47
Список используемой литературы…………………………………….……48
Такая система позволяет оперативно и качественно решать вопросы, возникающие в процессе производства.
Заместитель директора по коммерческим вопросам отвечает за привлечение финансовых средств, обеспечение сырьем и материалами, за организацию сбыта продукции и внешнеторговой деятельности, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Заместитель директора по производству отвечает за организацию производственного процесса, за выполнение планов производства продукции.
Заместитель директора по кадрам и социальным вопросам осуществляет организационное обеспечение деятельности предприятия в информационной и общественно-политической сфере, организовывает работу по подбору и расстановке кадров, подготовку и повышение квалификации кадров, координирует работу социальных объектов.
Главный экономист осуществляет анализ и планирование экономической и финансовой деятельности предприятия, координирует политику в области ценообразования, и снижения затрат на производство и реализацию продукции, контролирует разработку и выполнение финансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и совершенствует систем у стимулирования труда.
Вышеназванные руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения, которые обеспечивают выполнение своих функциональных обязанностей.
В 2013 году в соответствие с мероприятиями по осуществлению Программы модернизации намечено проведение оптимизации численности работающих – специалистов и вспомогательных рабочих. В настоящее время проводится подготовительная работа по оптимизации численности.
С начала 2013 года численность работающих предприятия будет уменьшена на 40 человек, экономия от проведенной оптимизации составит 2100 млн.руб. Это позволит направить 2833 млн.руб. финансовых средств с учетом налогов для приобретения нового современного оборудования.
В процессе оптимизации будет изменена организационная структура управления.
На основе отдела маркетинга и сбыта и отдела материально-технического снабжения будет организовано управление материально-технического снабжения, маркетинга и сбыта, с упразднением 4 единиц. Комбинат общественного питания будет переподчинен заместителю директора по кадрам и социальным вопросам.
Также для увеличения производительности труда будут приняты безотлагательные действия руководителями всех уровней по укреплению трудовой дисциплины в подчиненных подразделениях с принятием самых строгих мер дисциплинарного и материального воздействия к ее нарушителям с целью исключения непроизводительных потерь рабочего времени.
Намечено в основном производстве повысить эффективность использования рабочего времени не менее 10%.
В настоящее время проводится ежемесячно и в течение года будет производиться постоянный анализ производительности труда по цехам, участкам, бригадам, анализ потерь рабочего времени.
Проанализировав кадровое планирование ОАО "ТАиМ" можно сделать вывод о том, что ведется комплексная и целенаправленная работа по планированию трудовых ресурсов, т.е. проводится разработка целевых программ привлечения и адаптации на рабочем месте, переподготовки и повышения квалификации.
На работников отдела кадров ОАО "ТАиМ", возложены функции по разработке текущих и перспективных планов комплектования организации персоналом, по оформлению приема и увольнения работников, по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки и многие другие.
Служба отдела кадров разделена с отделом организации труда и заработной платы, юридическим отделом и другими подразделениями, которые выполняют часть функций по управлению персоналом в организации. В связи с тем, что эти отделы не подчинены одному руководителю, она не является ни методическим, ни информационным, ни координационным центром управления персоналом, а, следовательно, и кадрового планирования в организации.
Отдел кадров ОАО "ТАиМ" недостаточно укомплектован. Нет штатных единиц, которые могли бы заниматься мониторингом персонала, кадровым планированием и его отдельными видами. При существующем положении сотрудники отдела кадров, состав которых 4 человека не могут позволить себе заниматься данными видами деятельности, т.к. они требуют дополнительных затрат времени.
Теперь более подробно остановимся на рассмотрении каждого вида кадрового планирования в ОАО "ТАиМ".
Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования и представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Основным документом, регламентирующим численность и оплату труда по всем должностям в ОАО "ТАиМ" является штатное расписание. Оно содержит количество должностей по подразделениям и группам специальностей, определенных по нормативам обслуживания, времени, трудоемкости и др. Однако управляет единым штатным расписанием планово-экономический отдел, а не отдел кадров. Поэтому результаты планирования потребности в персонале не находят свое выражение в комплексе конкретных мероприятий по поддержанию баланса рабочей силы, при высвобождении работников и обеспечении найма необходимых специалистов.
Потребность в кадрах предприятие удовлетворяет в процессе их привлечения. Необходимый объем работы по набору определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма.
Набор начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри фирмы, так и за ее пределами с учетом требований к ним и величины необходимых затрат. Основным методом удовлетворения потребностей в персонале в ОАО "ТАиМ" является периодическое обращение работников отдела кадров в службы занятости города, а также размещение объявлений в средствах массовой информации, содержащих сведения о вакантных должностях, их уровне, требованиях к кандидатам.
Основные применяемые методы сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе: сбор и анализ информации о предыдущей работе кандидата, собеседование, проводящиеся в свободной форме. При подборе кадров работники отдела кадров собирают следующие данные о кандидате на должность: профессиональный уровень, уровень образования, опыт работы в данной должности, наличие судимости.
Несмотря на то, что ОАО "ТАиМ" обеспечено сотрудниками в целом на 97,9% и нехватки рабочей силы оно не испытывает, все же существуют определенные трудности с подбором квалифицированных кадров. Это в первую очередь касается рабочих специальностей и инженерно-технических работников с опытом работы.
Трудовая мотивация работников отражает их желание к сотрудничеству и партнерству на долгосрочной основе. Однако в ОАО "ТАиМ" в процессе формирования и использования персонала не учитывается трудовая мотивация работников и отсутствует стремление к ее реализации в рамках возможностей предприятия.
В последнее время наблюдается потребность ОАО "ТАиМ" в повышении производительности труда, в квалифицированных сотрудников, что диктует необходимость планомерно вести подготовку кадров и повышать их квалификацию.
На предприятии действует система непрерывного профессионального обучения рабочих. Согласно положению «О системе непрерывного профессионального обучения рабочих» профессиональное обучение рабочих является одним из долгосрочных и приоритетных направлений кадрового планирования ОАО "ТАиМ", оно носит непрерывный характер и проводится в течение всей трудовой деятельности для последовательного расширения требованиям производства в соответствии с целями и задачами предприятия.
3 Пути совершенствования системы управления персоналом в организации в современных условиях
3.1 Оценка эффективности управления трудовыми ресурсами организации
Основной кадровой проблемой ОАО "ТАиМ" является высокая текучесть. Это объясняется недостаточной мотивацией сотрудников, как рабочих и служащих, так и руководящего состава. В исследуемой организации иногда применяется система материального поощрения сотрудников. Предприятие не использует такие методы управления, как психологические и административные.
Для анализа потребностей сотрудников был проведен социологический опрос, который показал следующие средние результаты удовлетворенности сотрудников по 5-балльной шкале (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Карта удовлетворенности работой
Параметр |
Баллы |
Самые значимые аспекты |
Аспекты, состояние которых за последний год | |
улучшилось |
ухудшилось | |||
Организация труда |
2,5 |
+ |
||
Содержание труда |
3,2 |
+ | ||
Условия труда |
2,8 |
+ |
||
Заработная плата |
2,3 |
+ |
+ | |
Распределение премий |
2 |
|||
Отношения в коллективе |
4 |
|||
Стиль и методы работы руководителя |
3,5 |
|||
Отношения с руководителем |
3,7 |
|||
Возможность влиять на дела в коллективе |
3 |
|||
Отношение администрации к нуждам работников |
2 |
|||
Перспективы роста |
2,2 |
|||
Объективность оценки Вашей работы руководителем |
3,2 |
|||
Средняя оценка |
2,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом показатели удовлетворенности сотрудников работой ниже среднего, наиболее худшие - заработная плата, распределение премий, отношение администрации к нуждам работников, перспективы роста. Наиболее высокие - отношение в коллективе, отношения с руководителями - факторы, в большей степени зависящие от сотрудника, нежели от руководства. Необходимо менять политику мотивации и стимулирования сотрудников.
В ОАО "ТАиМ" также было проведено исследование по выявлению причин стресса и конфликтных ситуаций. Было опрошено порядка 150 респондентов, работающих на разных должностях. За основу была взята работа Д. Вэттена и К. Камерон, которые указывают данные причины возникновения стресса (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Причины срывов и стрессов («сгорания на работе») ОАО "ТАиМ"
Характеристики рабочего места |
Доля работников, назвавших это причиной срыва |
Работники не имеют возможности разговаривать друг с другом |
2,0 |
Конфликты между работниками - обычное явление |
10,2 |
Работникам дают слишком мало возможностей для контроля |
4,1 |
Кадровый или расходный бюджет явно неадекватны |
4,1 |
Руководство и работники не имеют возможности открыто разговаривать друг с другом |
10,2 |
Руководство не поддерживает работников |
12,2 |
Льготы при предоставлении отпусков и оплате больничных листов ниже среднего |
6,1 |
Льготы работников сведены к минимуму |
6,1 |
Организация серьезно поражена бюрократизмом |
24,5 |
Работники не получают должного признания и вознаграждения |
20,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таким образом, основными причинами сгорания на работе сотрудники считают бюрократизм, которым организация серьезно поражена, работники не получают должного признания и вознаграждения, руководство не поддерживает работников. В ОАО "ТАиМ" не применяются определенные стратегии по устранению стрессов.