Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 12:13, курсовая работа
Основной целью данной работы является выявление влияния персонала предприятия на результаты деятельности организации, выявление недостатков существующей системы управления персоналом и разработка на этой основе мероприятий по совершенствованию управления ими.
Введение………………………………………………………….………………3
1.Теоретические основы управления персоналом предприятия……………….6
1.1 Понятие, сущность персонала. Система управления персоналом…………6
1.2 Влияние персонала на результат деятельности предприятия……………..28
1.3 Совершенствование квалификации рабочих ……………………………....30
2.Анализ управления персоналом предприятия государственного предприятия учреждения УБ 14/9……………………………………………………………....39
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………….39
2.2 Анализ структуры управления……………………………………………….43
2.3 Анализ состояния трудовых ресурсов……………………………………….52
2.4 Мероприятия по совершенствованию управления персоналом
государственного предприятия учреждения УБ-14/9………………………..….61
Заключение…………………………………………………………………............63
Список использованной литературы …………………………………………….65
Методы управления персоналом предприятия подразделяются на три группы: административные, экономические и социально-психологические. При их помощи вырабатываются способы воздействия на коллективы и отдельных работников для осуществления их деятельности. Все виды методы органично связаны между собой.
Многие годы основными структурными подразделениями по управлению кадрами на предприятии были отделы кадров, которые выполняли в основном функции по приему и увольнению работников, изредка – по организации их обучения. Эти отделы не выполняли всех функций по управлению персоналом, были укомплектованы неподготовленными работниками.
При переходе к рынку
стали создаваться новые
Среди множества качеств, которыми должны обладать специалисты по управлению персоналом, наиболее важны:
Определение потребности в персонале и планирование численности.
Общие сведения. Цель кадрового планирования заключается в том, чтобы предоставить работникам рабочие места в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства. При планировании персонала предприятие должно учитывать не только спрос, но также и то, какой персонал имеется в настоящее время, и какие работники будут потенциально нужны в будущем. Первым шагом в этом процессе является тщательный анализ имеющихся кадров, причем нужно принимать во внимание текучесть рабочей силы, а также планы рассмотрения возможностей трудоустройства и, конечно, существующие планы комплектования личным составом работников. Прежде всего, определяется потребность в персонале, изучаются источники привлечения персонала, которые подразделяются на: внутренние — дополнительная работа; перераспределение заданий или перемещение работников; внешние — наем новых работников.
Определение потребности в персонале — важнейшее направление в системе управления персоналом, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Можно выделить несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале. Исходными данными для определения необходимой численности рабочих, их профессионального и квалификационного состава являются: производственная программа, нормы выработки (времени), планируемый рост производительности труда, структура работ. При упрощенных расчетах общая потребность предприятия в персонале Ч определяется отношением объема производства Оп к запланированной выработке на одного работающего В:
(1)
Более точные расчеты численности нужно проводить по категориям персонала: рабочих-сдельщиков, рабочих-повременщиков специалистов-служащих; обслуживающего персонала и т.д.
Определение численности
рабочих по трудоспособности, Планированию
численности рабочих
Плановая трудоемкость производственной программы определяется по плановому нормативу трудовых затрат на единицу продукции, умноженному на плановый выпуск продукции. С помощью этих данных и планируемого продукта выполнения норм рассчитывается численность основных рабочих-сдельщиков по формуле:
(2)
где Гпл.тех - плановая технологическая трудоемкость;
Фпл – баланс рабочего времени одного рабочего в год, ч;
Кв.н. – планируемый процент выполнения норм выработки (времени) рабочими.
Определение численности рабочих по нормам обслуживания и числу рабочих мест. При наличии норм обслуживания численность рассчитывается по формуле:
где М — количество объектов обслуживания;
С - число смен в сутки;
- норма обслуживания;
- коэффициент перевода явочной численности в списочную.
Расчет численности рабочих по количеству рабочих мест определяется по формуле:
где М — количество рабочих мест.
Определение численности
руководителей, специалистов и служащих. Планирование их численности осуществляется
на основе нормативного метода. В качестве
разновидности данного Метода может быть
представлен подход для определения численности
административно-
где: Ч - численность административно-
n - количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данных категорий специалистов;
- среднее количество определенных действий (расчетов, обработки запасов, переговоров и т.п.) в рамках г-го организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени (например, за год);
- время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i-го организационно-управленческого вида работ;
Т - рабочее время специалиста согласно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах;
- коэффициент необходимого распределения времени;
- коэффициент фактического распределения времени;
- время на различные работы, которые невозможно учесть в предварительных (плановых) расчетах.
Определение среднесписочной численности рабочих. В этих нолях применяются два метода расчета: по коэффициенту среднесписочного состава и по проценту невыходов:
- явочная численность рабочих, чел;
- коэффициент среднесписочного состава.
- номинальный фонд рабочего времени (дни работы предприятия), дней;
- реальный фонд рабочего времени (дни выхода рабочих на работу), дней.
(Н — общее количество планируемых невыходов на работу, %,)
Все расчеты численности персонала должны базироваться на нормировании труда, значение которого в условиях рыночных отношений неизмеримо возрастает. Для расчета численности перса нала применяются различного рода нормы: времени, выработка обслуживания, численности, управляемости.[6, c.428]
Кроме общей выделяют еще дополнительную потребность в персонале, которая представляет собой разность между общей потребностью и фактическим наличием кадров на начало планового периода. Дополнительную потребность в рабочих рассчитывают на плановый год и на каждый квартал, поскольку объем производства и убыль рабочих по кварталам неравномерны. Дополнительную потребность в специалистах и служащих определяют на плановый год, по числу вакантных должностей исходя из утвержденных штатов, а также с учетом ожидаемого выбытия этих работников по различным причинам.
Неотъемлемая задача планирования персонала – определение издержек, необходимых для обеспечения предприятия квалифицированными работниками. При этом имеются в виду расходы, как на содержание персонала, так и на его пополнение и обучение. Планирование издержек по персоналу предполагает учет всех количественных и качественных структурных факторов, соответствующих ценовых и тарифных компонентов.
Место кадрового планирования в системе управления кадровой работой организации показано на рис. 1.1.:
Стратегический анализ окружающей среды организации |
|
Стратегический анализ и прогнозы, развития организации | ||||||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
1 Формирование
кадровой политики организации |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
2 Кадровое планирование |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
Моделей, требований
к персоналу по должностям
и профессиям |
||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
|
4 Набор и отбор персонала |
| ||||||||||
|
|
|
| |||||||||
5 Определение
заработной платы и льгот. | ||||||||||||
|
|
| ||||||||||
6 Профориентация и адаптация персонала, работа с увольняющимися | ||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
7 Подбор, расстановка,
продвижение персонала ( |
| |||||||||||
|
| |||||||||||
8 Профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала | ||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
9 Оценка персонала и результатов его трудовой деятельности. | ||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
10 Анализ и исследование персонала и рынка труда |
1 | |||||||||||
|
|
|||||||||||
11 Совершенствование работы с персоналом в органи- |
| |||||||||||
|
зации |
Рис. 1.1 Место кадрового планирования в системе управления работой с персоналом организации
Наем и отбор персонала.
Одно из направлений управления персоналом на предприятия - набор и отбор работников. Предприятие заинтересовано в повышении конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников.
Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства.
Прием (наем) на работу - это ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествам необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием.
Отбор - процесс, в котором предприятие отбирает из списка заявителей кандидата или несколько кандидатов, которые наилучшим образом подходят по критериям для вакантного места, принимая во внимание условия окружающей обстановки.
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям — конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.
К средствам внешнего набора
относятся: публикация
Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою. [17, c.206]