Управление по-японски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 19:42, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее исследование философии японской управления.
Цель исследования определяет и задачи работы. Задачами работы являются рассмотреть особенности японской модели управления, выделить на практике социальное и экономическое значение не только для Японии, но и для других стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…….…….3
Глава 1. Японская модель управления
Сущность японской модели управления………….…….....…..6
Системы управления в Японии………………………….……10
Основные отличия японской системы управления…..……...16
Глава 2. Управление по-японски
Организация управления Sony …………………….…….…...21
Использование японских методов управления в других странах…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………......……30
Список литературы……………………………………………….………....32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Философия менеджмента.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

В Японии существуют особая модель внутрифирменного обучения и подготовки персонала. Обычная форма подготовки и обучения внутри предприятия в Японии включает:

    • обучение во время работы, проводимое на рабочем месте;
    • обучение вне работы, проводимое внутри фирмы и вне ее;
    • самообразование.

На предприятиях современной Японии основными считаются обучение во время работы и самообразование, но при этом для разных категорий работников организуются краткосрочные курсы обучения вне работы, различающиеся по должностям, квалификации и по темам, необходимым для профессионального роста.

Внутрифирменное образование рассчитано в основном на руководящий персонал уровня начальников секторов и лишь затем, по убыванию, на средний руководящий персонал, заведующих, начальников отделов и т.д. Обучение во время работы воспринимается как метод, при котором подчиненный учится в процессе выполнения работы под руководством начальника или более опытного работника по принципу «смотри и подражай», однако в Японии на эту подсистему оказывают влияние следующие факторы:

  1. Обучение во время работы включается в механизмы, регулирующие рынок труда внутри предприятия;
  2. В цели обучения во время работы входит, прежде всего, подготовка квалифицированных работников и многопрофильных рабочих;
  3. Персоналу предоставляется гибкая занятость и равенство работников, занимающие разные должности;
  4. Применение дополнительных мер по стимулированию мотивации труда;
  5. Усиленное поощрение самообразования;
  6. Подготовка инструкторов по проведению обучения во время работы.

Система оплаты труда играет особую роль в  японской модели управления и напрямую связана с особенностями мотиваций и принципами поощрения труда. Поэтому она может быть рассмотрена только вкупе с вышеперечисленными факторами.

Говоря о системе оплаты труда в Японии, необходимо отметить, что изначально каждая компания разрабатывала свою систему с некоторыми особенностями. Различные концепции оплаты труда послужили прообразом для моделей стимулирования, используемых на японских предприятиях сегодня. На формирование суммарного заработка могут влиять 6 основных факторов:

  • возраст, стаж, образование;
  • должность, профессия, обязанности;
  • условия труда;
  • результаты работы;
  • пособия на жилье, семью, транспорт;
  • региональные особенности (учитывают особенности региона, где расположено предприятие).

Конечно, как и везде, работодатели в Японии придерживаются режима экономии зарплаты. Однако, один раз в год (на 1 апреля) заработная плата рабочих увеличивается. Это происходит традиционно по требованию профсоюзов и по взаимной договоренности их с работодателями в соответствии с принципами социального партнерства.

При всем многообразии японских моделей оплаты труда можно выделить пять общих особенностей.

Первая особенность японской системы оплаты труда - это ее зависимость от стажа, возраста работника (система оплаты за выслугу лет). Эта система представляет собой метод контроля, при котором оплата труда и продвижение по службе пропорциональны возрасту и числу лет непрерывного стажа. В системе оплаты за выслугу лет тремя важными элементами определения размера зарплаты являются забота о расходах рабочего на жизнь, побуждение к повышению производительности труда и стимулирование повышения способностей. Эффективность этой системы заключается в том, что она содействует созданию обстановки сотрудничества и взаимопомощи рабочих на производстве, а также в том, что она не устанавливает непосредственную связь между трудом и зарплатой и формирует гибкое отношение рабочих к их перестановке

Второй особенностью японской системы является ее зависимость от так называемых жизненных пиков, которых в жизни человека насчитывается 5 - 6. Когда 22-летний японец после окончания университета поступает на работу, его зарплата составляет примерно $2000 в месяц. Это установленный законом минимум. В 28 - 29 лет японец, как правило, женится. Это вызывает повышение его заработка на 5- 7 %. Следующая жизненная вершина достигается в связи с рождением ребенка, в связи с чем государство рекомендует повысить заработную плату еще на несколько процентов. Затем прибавка следует при покупке жилья в кредит  и т.д. Зависимость зарплаты от жизненных пиков наглядно свидетельствует и реальной заботе о конкретном человеке.

Кроме стажа и квалификации все большее влияние на рост (снижение) оплаты труда оказывает показатель фактического трудового вклада или реальных результатов работы. Это третья особенность японской системы оплаты труда.

Четвертой особенностью оплаты труда является зависимость окладов менеджеров от результатов работы предприятия. На всех предприятиях используется система плавающих окладов. Базовые ставки директора, начальников цехов, других менеджеров колеблются в зависимости от динамики себестоимости, объема производства, номенклатуры и т.д.

Заканчивая анализ особенностей японской системы оплаты труда нельзя не назвать пятую, заключительную особенность. Это одна из самых низких в мире дифференциаций труда (ниже только в Швеции 1:3). В Японии слесарь, продавец, врач, инженер получают всего в 4 - 5 раз меньше, чем президент их компании.

Таким образом, японская система управления является уникальной, потому что японские управляющие не только прививают своим работникам технические навыки, как это делается в Европе, но и воспитывают моральные, нравственные качества, поддерживают дух коллективности. Каждый работающий убежден, что он важное и необходимое для своей компании лицо.

 

 

1.3. Основные отличия японской системы управления

 

Для более глубокого понимания сущности японского стиля управления представляется целесообразным рассмотреть главные различия в самом подходе к формированию системы управления производственной организацией и к осуществлению управленческой деятельности в американской и японской школах управления.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ японской и американской модели управления 6

Японская модель

Американская модель

  1. Философия фирмы

Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма»

Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений.

Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления.

Корпорация состоит из автономных отделений.

Использование матричных структур управления.

4. Наем и кадровая политика

Широко используется труд выпускников школ и вузов. Подготовка и обучение внутри фирмы без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетов выслуги лет.

Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную карьеру. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью           таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников.

Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата).

Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

  1. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства. Используется система «точно в срок» без создания запасов и межоперационных заделов. Работа кружков качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадия производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Они выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации.

Основной внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Сотрудники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты острого определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.


  1. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются 2 раза в год (каждый раз по 2-3 месячных оклада). Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинской страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха.

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в 3 раза выше, чем президента японкой фирмы

  1. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения имеют планы на 3 года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения фирмы показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыть, штатное расписание, перечень поставщиков.

Процесс планирования децентраизован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры».

  1. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыть направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заемных средств.

Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощение, слияние) других корпораций. Самофинансирование корпораций.


 

В последнее время все активнее некоторые американские корпорации пытаются внедрить у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительным успехам. Однако практика показывает, что далеко не все методы, успешно используемые в Японии, имеют шансы прижиться на американской земле. Это относится и к системе пожизненного найма, системе мотиваций, подсистеме обучения во время работы и ко многим другим. Сопоставление японской и американской модели менеджмента показывает, что все особенности как экономики, так и управления вытекают в большей части из традиционных психологических и социально- культурных факторов. Поэтому перенос модели менеджмента из одной экономики в другую просто невозможен, так как не имеет шансов на успех.

Таким образом, в стране восходящего солнца иное отношение к труду, нежели в странах Запада. Здесь человек готов к постоянной учебе, освоению новой профессии. Это решает проблему устаревших рабочих мест и делает экономическую систему более гибкой. Человек думает не о себе лично, как принято на Западе, но о благе всей компании. Эта система не смогла бы работать, если бы не существовала обратная связь от самой компании.

 

 

Глава 2. Управление по-японски

2.1.  Организация управления Sony

 

Для того  чтобы ясно представить себе японский стиль управления персоналом, необходим конкретный пример, позволяющий, что называется, почувствовать этот стиль. Пожалуй, лучше всего подходит для данной цели фирма Sony, ставшая за очень короткий срок одним из крупнейших производителей такой высокотехнологичной продукции, какой является электронная техника.

Считается, что успехи японских компаний не зависят от политики или экономической теории. Все, что достигнуто, делается людьми.

Работая на предприятиях промышленности с людьми, японские менеджеры понимают, что работники трудятся не только ради денег. Работники должны почувствовать, что с ними обращаются как с близкими коллегами. Таким образом, ключевую роль в идеологии "Sony" играет патернализм7. Это значительно облегчает контакты между руководителями и подчиненными. В фирме практикуется система пожизненного найма. Очень многие служащие, выходя на пенсию, продолжают работать на менее престижной должности. Опыт и мастерство делают их ценными работниками.

Инженерно-технические работники на предприятиях "Sony" имеют униформу - одинаковые куртки. Так демонстрируется равенство и единство всех членов компании, от мелкого служащего до глав концерна.

Ни один управляющий в фирме не имеет отдельного кабинета, за исключением возможно главы компании. Все менеджеры сидят в одних помещениях со своими подчиненными. При этом они расположены на таких местах, откуда легко просматриваются рабочие столы подчинённых сотрудников. Хорошо видны и сами управленцы. Так осуществляется взаимный контроль. Доступ к начальнику по служебному делу открыт в любую минуту и ему нетрудно вступить в контакт со своими сотрудниками.

Каждое утро мастера проводят перед началом работы беседы с рабочими, дают им инструкции. Мастера интересуются здоровьем подчиненных и здоровьем членов их семей, выясняют, нет ли у людей проблем, которые можно решить с помощью администрации. Все молодые инженеры в фирме начинают свой трудовой путь на конвейере для того, чтобы на практике разобраться с технологией и получить представление о своем влиянии на этот процесс. Еженедельно выходит в свет внутрифирменная газета, где помещаются объявления о вакансиях. Такая практика дает возможность сменить работу внутри фирмы «через голову» начальника. С одной стороны, работник находит себе более подходящую работу, с другой - кадровая служба выявляет менеджеров, с которыми люди не хотят работать. В этом случае руководителя переведут на другую должность, где не требуется работать с подчиненными.

Если компания "Sony" достигла успехов, то эти успехи можно отнести в основном за счет того, что управляющие компанией обладают способностями к сотрудничеству. В компании уважается мнение разных людей. Разные мнения помогают находить истину и двигать компанию вперед.

В "Sony" имеется манифест, разработанный управленцами. Манифест называется "Дух "Sony".8 В частности, в манифесте сказано: «"Sony" - это пионер и никогда не будет следовать за другими. Осуществляя прогресс, "Sony" хочет служить всему миру. Путь пионера полон трудностей, но, не смотря на многочисленные тяготы и препятствия, работников "Sony" всегда будет гармонично и тесно связывать радость от участия в творческом труде и гордость тем, что они вкладывают свои уникальные таланты в достижение этой цели. Принцип "Sony" - уважать и поощрять способности каждого и, как всегда, стремиться выявить лучшее в человеке, верить в него, что постоянно дает ему возможность развивать свои способности. В этом жизненная сила "Sony"».

В традиции фирмы обязательное присутствие высших управляющих на торжественных обедах по случаю годовщины создания фирмы или других событий, устраиваемых за счет фирмы на головных предприятиях "Sony" и ее зарубежных филиалах.

В фирме работники стремятся вносить постоянно рационализаторские предложения, которые существенно поощряются. В среднем на одного работающего в фирме в год приходится 8 рационализаторских предложений.

Если работники фирмы сталкиваются с незнакомой ситуацией, то действует принцип "Действуй, не дожидаясь инструкций". Таким образом, работники приучаются к самостоятельности в решении вопросов.

Японские рабочие действуют постоянно в условиях самомотивации и самостимулирования. Высшие управляющие, полагаясь на добросовестность менеджеров среднего звена, занимаются планированием и перспективами развития фирмы. Потому в "Sony" нет жесткого регламентирования обязанностей. Все действуют как в семье - делать то, в чем есть необходимость.

Информация о работе Управление по-японски