Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:08, курсовая работа
Целью данной работы является: изучение понятия «управление по результатам». Для достижения цели передо мной были поставлены задачи, связанные с управлением по результатам:
Раскрыть понятие «управление по результатам».
Рассмотреть применение данной концепции в государственном секторе.
Проанализировать основные стадии управления по результатам.
Введение…………………………………………………………………………….....
История и содержание зарубежной теории управление по результатам
и ее внедрение в государственный сектор …………………………………………..
История возникновения концепции по результатам………………………..............
Основные положения теории управления по результатам…………………………
Применение управления по результатам в государственном секторе……………..
Характерные черты обычного управления и управления по результатам…………
Практическая работа руководителя, планирование и процесс контроля при управлении по результатам……………………………………………………….............................
Стадия планирования при управлении по результатам. ……………………………..
Стадия реализации управления по результатам……………………………………….
Стадия контроля при управлении по результатам…………………………………….
Мотивация персонала…………………………………………………………………….
Применение концепции «управление по результатам» в государственном секторе Финляндии…………………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………………..
Исходя из сказанного выше, управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение коммерческих и поддерживающих их результатов, в котором:
Уважительное отношение к случайностям наряду с запланированными и ожидаемыми результатами. Опираясь на полученный результат, необходимо делать соответствующие выводы для совершенствования деятельности организации и каждого ее работника. Особое внимания при этом уделяется вопросам совершенствования персонала, оценки его работы и системы поощрения работников. При управлении по результатам осуществляется сбалансированное развитие организации и содержания жизни ее работников.Также высоко ценятся выполнение планов (оперативное управление) и контроль как равноправные этапы процесса управления наряду с планированием. Творческий подход , обязательность в выполнении планов и напористость, также являются существенными чертами управления по результатам. К важнейшим факторам, направляющим деятельность организации, следует отнести и так называемое чувство клиентуры.
Устремления |
Определения результатов |
В чем состоит основная цель деятельности?
Каких результатов добивается организация?
Каких результатов добиваюсь я как член организации? |
Выработка курса действий и коммерческих идей
Определение генеральных целей, стратегий, ключевых результатов и задач организации
Определение и включение в календарный план ключевых результатов и целей отдельных работников |
Каких результатов я как личность хочу достичь в жизни? |
Составление производственных и жизненных планов |
Оценка результатов |
Выводы |
Какие коммерческие результаты достигнуты по плану – случайно? Какие результаты, способствующие коммерческой деятельности, достигнуты по плану?-случайно? |
Меры- для включения в повседневные календарные планы -для учета в годовых планах -для учета в стратегических планах |
Какие результаты достигнуты мной в работе и жизни? |
- для поддержания трудовой и жизненной мотивации |
Процесс управления по результатам рис.1.
1.3 Применение управления по результатам в государственном секторе.
Управление по результатам - достаточно сложный механизм. В общественный (государственный) сектор эта технология пришла из частного сектора.
Стратегии, разработанные для объектов государственного управления, отличаются размытостью конечного результата. Чаще всего они представлены как качественные ожидаемые результаты. Это так называемые «мягкие» проблемы, где количественные оценки и детализация могут скорее вредить авторитету власти, принимающей решения. Для того, чтобы быть эффективным, менеджеру, разрабатывающему и реализующему стратегии в государственном управлении, нужно владеть техникой декомпозиции целей, то есть преобразования конечной стратегической цели в систему взаимосвязанных подцелей. В этом случае с неизбежностью возникнут подцели (цели второго, третьего и т.п. уровня), которые будут приобретать достаточную «жесткость», чтобы применять к ним количественные критерии оценки их достижения. Тогда процесс достижения конечной цели можно разложить по компонентам и дать оценку промежуточным фазам работы.
Государственные менеджеры не встроены в систему политической власти. Это значит, что их решения структурируются политической властью. Они работают как бы на среднем и низовом уровне государственного управления. Эти уровни отличаются тем, что задачи повседневного, оперативного управления и стратегические задачи тесно взаимосвязаны.
Между стратегическим менеджментом компании и стратегическим государственным менеджментом много общего. В одном и в другом случае предстоит решить три задачи: определить цели на несколько лет вперед (обычно имеется в виду интервал в 3 -5 лет), разработать план их достижения и определить источники привлечения ресурсов. Однако существует и отличие. Государственный стратегический менеджмент сильно политизирован, подвержен влиянию политической власти.
Важной составляющей успеха внедрения стратегического плана является накопленный опыт стратегического государственного управления. В этом случае также наблюдается отличие от стратегического менеджмента в бизнесе в разрезе управления по результатам: если в бизнесе можно сменить партнеров или заметить персонал, то население (и его отдельные группы) заменить нельзя. Такой факт определяет необходимость выработать альтернативы непопулярным решениям, которые должны учитывать финансовые издержки реализации стратегии, наличие механизма текущего и заключительного контроля, наличие специалистов, информации, юридической поддержки решения, подрядных организаций и т.д. Эти задачи также решаются на среднем и низовом уровне.
Альтернативы нужны и в связи с тем, что государственные менеджеры связаны с политиками, которые меняются в результате выборов или назначений. Многие функции государственных органов скорее напоминают политические, нежели производственные процессы. Поэтому применение к этой сфере методик количественной оценки результатов деятельности в лучшем случае бесполезно, а нередко и просто вредно. Правительству приходится принимать решения, сталкиваясь со множеством противоречивых целей и задач, а также с непреодолимым тривиальным невежеством. Чрезмерный акцент на количественной оценке функционирования может серьезно деформировать представления сотрудников органов государственной власти о главной задаче своей деятельности.
Все вышесказанное относится и к методу управления по результатам, который представляет собой «субъективный и весьма дорогостоящий вид деятельности, осуществляемый в определенных политических условиях». Применительно к государственному сектору лозунг: «Невозможно управлять тем, что нельзя количественно измерить и оценить» - оказывается в высшей степени дезориентирующим.
Таким образом, применимость системы ограничена задаваемыми рамками принятия политических решений, а не только организационными и структурными ограничениями.
Представляется ошибочным рассматривать государство как корпорацию (пусть даже и гигантскую), потому что в корпорации, в отличие от государства, существуют, во-первых, базовая цель, разделяемая всеми без исключения собственниками (акционерами) - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе, во-вторых, механизм согласования целей и интересов собственников через назначение ими членов совета директоров. Все это позволяет корпорации выработать стратегию, обеспечивающую достижение этой базовой цели. Исходя из этого, появляется почва для дискуссий относительно путей достижения цели максимизации прибыли в условиях различных ограничений, налагаемых разными стратегическими вариантами или альтернативами.
В том случае, если речь идет о долговременной стратегии общегосударственного масштаба, государство самостоятельно устанавливает ограничения для принятия решений. При этом оно руководствуется субъективным видением препятствий и возможностей для достижения господствующими элитами долгосрочных задач. В результате государственный стратегический менеджмент, понимаемый в том же смысле и с теми методами и проблемами, что и стратегический или корпоративный менеджмент в сфере бизнеса невозможен.
Специфика стратегического менеджмента в разрезе управления по результатам в органах государственной власти будет идти по нарастающей «снизу-вверх». Другая особенность применения системы управления по результатам связана с бюрократическим характером функционирования государственного сектора. В данном случае «бюрократия» означает жесткую регламентацию организационного поведения, последовательность и определенность в достижении целей и обеспечивают устойчивость системы государственного управления, но, в то же время, делают ее невосприимчивой к переменам.
Таким образом, эффективный стратегический менеджмент в разрезе управления по результатам означает адаптацию к меняющимся параметрам внешней и внутренней организационной среды. Эффективный государственный управленец должен уметь подстраиваться под ограничения, накладываемые на политическую власть внешними обстоятельствами и разрабатывать стратегию собственного поведения с учетом таковых. Ограничения выбора стратегических альтернатив в государственном стратегическом менеджменте почти полностью совпадают с ограничениями, накладываемыми внешней средой на процесс стратегического управления в бизнесе.
Однако было бы неразумно немедленно начать перестройку системы государственного управления менеджмента, привлекая технологии, заимствованные из коммерческого сектора, так как такой план был бы обречен на провал. Дело в том, что менеджеры, пришедшие на государственную службу из бизнеса, должны осознавать, что они сталкиваются с системой ценностей значительно более сложной, чем в сфере бизнеса, поэтому ограничения политической власти следует рассматривать с таких позиций, а не просто как иррациональные системные барьеры.
Необходимо отметить, что между стратегическим менеджментом в сфере бизнеса и сфере государственного управления много общего, как в теоретическом плане, так и в практике управления. Принципиальное же различие состоит в том, что действие происходит в разных средах, где существуют разные ограничения для выработки альтернатив стратегии и ее реализации.
Можно выделить проблемы, связанные с использованием концепции управления по результатам в государственном секторе. Между собственно процессом деятельности и получением запланированных результатов проходит весьма длительный период времени. Большинство показателей результативности по своей природе субъективны, а их оценка связана с высокими затратами, из за чего методы управления по результатам также не могут быть абсолютно объективными и нейтральными по своим последствиям. Дефицит необходимой информации порождается как ее объективным отсутствием, так и ее закрытостью вследствие государственных ограничений на доступ к базам данных, имеющих служебный характер. Также, существуют трудности поиска информации ввиду того, что она находится в ведомственных документах различных уровней. Не все наглядные, поддающиеся количественному измерению плановые задания или индикаторы однозначно связаны с планируемой совокупностью результатов деятельности, так как мы просто не располагаем такими методиками управления, использование которых гарантировало бы достижение всех четко и ясно сформулированных целей.
Ориентация на количественные плановые задания может вызывать негативные эффекты, такие, как возникновение ограниченного видения проблемы; недооценка значения качественных результатов; ограничение взаимодействия с другими организациями (подразделениями), работающими над решением аналогичных задач. Поэтому непосредственная увязка плановых заданий с материальными ресурсами и вознаграждением способна стимулировать прямой обман. Разработка качественных административно-управленческих структур, а также их грамотное практическое использование являются делом крайне дорогостоящим.
Разночтения в информации, предоставляемой различными ведомствами и агентствами, такие как, данные налоговой службы и территориальных органов статистики, могут предоставлять несопоставимые и даже противоречивые данные.
Искажение информации ввиду наличия значительного сектора теневой экономики в Российской Федерации, коррумпированности чиновников, их противодействия «прозрачности», проявления своеобразных «агентских» конфликтов между: а) чиновниками и обществом; б) ведомственными структурами разного иерархического уровня; в) различными ведомствами «по горизонтали».
Невозможность наблюдения показателей в динамике или их сравнения с данными разных стран вследствие их несопоставимости ввиду различий в составе аналитических и результирующих показателей и методик их расчета.
Непосредственная увязка плановых заданий с материальными ресурсами и вознаграждением способна стимулировать прямой обман.
Разработка качественных административно-управленческих структур, а также их грамотное практическое использование являются делом крайне дорогостоящим.
Становится ясно, что «управление по результатам тем актуальнее, чем сложнее государственный аппарат и государственный сектор в целом, чем разнообразнее решаемые задачи, чем выше риски неуправляемости и чиновничьего, административного произвола».
Исходя из вышесказанного, необходимо сделать вывод о том, что на уровне муниципального управления представляется возможным использовать корпоративные механизмы системы управления по результатам в полном объеме, включая элементы анализа внешнего окружения конкурентной среды, а на уровне государственного и регионального управления - механизмы, специфичные только для данной отрасли управления: стратегическое планирование без анализа конкурентного окружения, долгосрочное планирования деятельности, программно-целевые методы достижения результатов, минимизация использования финансовых инструментов, ориентация деятельности на общественно-значимый результат.
2. Характерные черты обычного управления и управления по результатам.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Управление – это взаимодействие между руководителем и подчиненным ему персоналом, оно является гармоничным соединением человеческих и материальных ресурсов с целью выполнения задач и достижения целей, стоящих перед организацией.
Основная задача руководителя – добиваться результатов. Их достижение предполагает непрекращающееся повторение основных элементов процесса управления – планирования, осуществления планов и контроля. По мере роста уровня знаний в области управления развиваются и становятся все более сложными сами организации. Таким образом, меняется и система управления. В данной таблице представлена сравнительная характеристика обычного управления и управления по результатам.