Управление развитием организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность российской экономики не только на мировом, но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причем к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует относить не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности, таких как изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы. При этом ноу-хау организационного характера, которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации.

Содержание

Введение_____________________________________________стр3
Глава I. Сущность инновационного менеджмента___________стр.5
1.1.Понятие и классификация инноваций__________________стр.5
1.2. Организация управления инновационным развитием в организации __________________________________________стр.6
1.3. Инновационная деятельность как объект управления____стр.8
Глава II. Инновации в организациях_____________________стр.15
2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия________стр.24
2.2. Проблемы управления инновационным развитием предприятия _____________________________________________________стр.24
Заключение:__________________________________________________стр.32
Список использованной литературы_____________________стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Р1.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента.

Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы и методы воздействия, но и наполняют новым содержанием сам процесс управления, придавая ему новое содержание и стратегическую направленность. Инновационные преобразования, в результате которых растут неопределенность и риск, вместе с тем увеличивают многовариантность подходов в управлении производственной деятельностью и на деле предоставляют менеджеру экономическую свободу выбора.

Инновационная деятельность является не простым объектом управления, она требует от персонала, помимо высокой квалификации и четкой профессиональной ориентации, особого типа восприятия и мотивации, а также умения рисковать.

По мере усиления инновационной  направленности экономики все более  весомое воздействие на воспроизводственный  процесс оказывают научные знания и навыки, программные продукты, патенты и лицензии, т.е. объекты, не имеющие натурально-вещественной формы. Объектом управления становятся «незримые» интеллектуальные активы предприятия и виртуальные технологии. Производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия имеют  
в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корни. По мере развития инновационной направленности экономики, усиления технико-технологической осуществимости научных идей и возрастания экономической целесообразности нововведений, инновационный менеджмент приобретает черты важнейшего социально-экономического института, оказывающего влияние на различные сферы человеческой деятельности.

Эволюция инновационного менеджмента как общественного  института в развитых странах  может происходить значительно  быстрее, чем других элементов институциональной системы, так как источниками эволюции здесь является накопление человечеством новых знаний и навыков, которые приводят к изменениям в ценностных ориентациях.

Создавая, внедряя и  продвигая радикальные новшества, определяющие технологический прогресс, институт инновационного менеджмента укрепляет и расширяет свое влияние.

Технологический прогресс, развивающийся в виде революционных, скачкообразных изменений, сочетается с эволюционными социально-организационными и управленческими новшествами. Научный прогресс, развиваясь в виде "прорывов", т.е. научных открытий и изобретений, сопрягается с эффектом обучения, повышения уровня квалификации, знаний и навыков рабочей силы. В результате кумулятивного эффекта от внедрения радикальных и сопряженных с ними эволюционных новшеств возникает и новый тип производства, новая структура инвестиций и новый тип рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.

Принципиальные научные  и технологические новшества, формирующие становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента, тогда как социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономического развития и созданием новой модели экономического роста.

Центральное место в  системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности.

Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не представляется без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. С этих позиций инновационная деятельности – это эффективное сочетание технологий и организации  
с предпринимательской этикой. Рынок становится универсальным посредником между этапами производства и потребления, что лишает смысла внеэкономическое принуждение, придает динамизм всем ресурсам общества: финансовым, сырьевым и трудовым. Стержнем всего ансамбля факторов общественного производства является инновационное техническое преобразование материальной жизни человека. «Инновация» в вышеназванной трактовке – это и «инновация-процесс», и «инновация-продукт», и социальная инновация. Новшество, таким образом, предстает  
в виде и цели, и процесса, и результата. Виды и цели инноваций представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды и цели инноваций

Виды инноваций

Инновационные цели

Продукт-инновация

Обеспечение выживания. Увеличение прибыли. Увеличение доли рынка. Независимость. Интересы клиентов. Повышение  престижа. Создание новых рабочих  мест. Рост оборота и сбыта.

Процесс-инновация

Рост прибыли (в результате роста производительности, экономии сырья и энергии). Уменьшение загрязнения окружающей среды

Социальные инновации

Социальная ответственность  по отношению к коллективу и обществу. Рост престижа фирмы. Независимость. Улучшение положения на рынке труда.


 

Все виды инноваций находятся  в тесной и неразрывной взаимосвязи. Так, продукт-инновация может влиять на изменение производственных процессов, технологии, организационных условий (особенно при обучении работников и создании специальных условий труда). Через процесс-инновацию одновременно можно создать необходимые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация направлен на результат труда, процесс-инновация ориентирован на повышение эффективности производственного процесса, социальные инновации связаны с изменениями в области социально-технической системы. Социальные инновации могут быть одновременно и инструментом для продукта-инновации. Все инновации в итоге направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от результатов инновационной деятельности во многом зависит стабильность в настоящем и успех в будущем.

Инновационная деятельность состоит из выполнения целого ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи, каждая стадия этой деятельности подчинена своей логике развития, имеет свои закономерности и свое содержание. Соединяясь воедино, научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели – созданию новшества. Поэтому инновационную деятельность нельзя свести ни к одной из ее составляющих; она характеризуется фронтальностью, высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Подобные характерные  особенности инновационной деятельности могут быть не только объектами специального изучения, но и успешно использоваться для осуществления специфических инвестиционных, финансовых и коммерческих методов и форм предпринимательства.[7]

 

Глава II. Инновации в организациях

 

2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия

 

Любое предприятие в  своей деятельности может функционировать и развиваться. Функционирование — выполнять свои функции, действовать, быть в действии, работать. Развитие — совокупность процессов качественного изменения, формирование новообразований, которые обеспечивают возможность успешно решать проблемы предприятия. В процессе функционирования и развития предприятия особое значение приобретают понятия равновесия и устойчивости.

Устойчивость — это  способность системы сохранять  текущее состояние при наличии  внешних воздействий. Более устойчивым является такое предприятие, которое, при равных внешних и внутренних воздействиях, подвержено меньшим изменениям и отклонениям от прежнего своего состояния. Условием устойчивости к внешним воздействиям являются внутренние свойства самого предприятия. Именно совершенствование самого предприятия приводит к повышению его устойчивости к воздействию различных факторов.

В условиях современной  экономики все большее количество предприятий понимают и осознают огромную роль инновационного развития в успешной организации своей  деятельности, завоевания новых рынков, усилении конкурентоспособности. Предприятия, внедряя новые технологии в производство, обновляя основные фонды, выпуская новые виды продукции, повышая их качество, создают и укрепляют свой имидж. Значение инновационной деятельности для предприятий постоянно возрастает. От уровня инновационной активности, масштаба и характера применения технологических инноваций по всем направлениям деятельности зависит эффективность деятельности предприятия, возможность достижения устойчивого развития в современных условиях.

Инновация (от английского  слова “innovation”, что означает нововведение, новшество, новаторство) — это процесс  внедрения нового продукта, технологического процесса, который применим в любой  сфере деятельности человека, реализован на рынке и принес экономический эффект, т. е. конечный результат инновационной деятельности [8].

В научной литературе инновации имеют свою классификацию. Достаточно полную классификацию инноваций  предложил А.И. Пригожин в своей работе «Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики)»(рис.2).

Рис.2. Классификация инноваций  по Пригожину.

В инновационном процессе инновации проходят ряд промежуточных состояний: идея потребности; конструкторское и технологическое выражение идеи; экспериментальный, опытный и серийный образцы; новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у потребителя; новый социально-экономический эффект. Все это относится к основному инновационного процесса.

Развиваясь инновационным  путем, предприятие вынуждено совершенствовать свою производственную базу, систему  материально- технического обеспечения, оптимизировать структуру сбыта  продукции, адаптируя их к изменениям. Одновременно с этим происходит перестройка организационных структур управления, приобретают опыт и расширяют знания работники и руководители, отлаживается система взаимодействия с экономическими партнерами, создается и укрепляется имидж предприятия. В связи с этим растет инновационный потенциал, расширяются адаптационные способности предприятия к изменениям внешней среды, что, в свою очередь, может позволить реализовать новые возможности, обеспечивая устойчивое развитие предприятия.

К основным функциям инновационного развития предприятия относятся:

  • анализ внешней среды и прогнозирование ее развития;
  • анализ внутренней среды предприятия;
  • формирование целевого рынка для реализации проектов инновационного развития;
  • анализ и количественная оценка риска на этапах инновационного развития;
  • выделение приоритетных направлений деятельности;
  • формирование организационной структуры управления;
  • планирование производственно — сбытовой и финансовой деятельности предприятия по выбранным направлениям;
  • контроль выполнения мероприятий, направленных на реализацию инновационного развития;
  • подготовка решений о своевременном изменении приоритетов и поиск новых направлений инновационной деятельности.

В условиях интеграции России в международное экономическое пространство происходит усиление конкурентной борьбы, поэтому российским предприятиям высокотехнологичного сектора следует развиваться посредством активизации инновационной деятельности [9].

Под инновационной активностью  понимается интенсивность  деятельности по разработке и внедрению новых или усовершенствованных продуктов (технологий) в хозяйственный оборот. Эксперты выделяют несколько подходов к оценке инновационной активности:

  1. первый подход заключается в оценке развития инновационной инфраструктуры и определении способности предприятий по коммерциализации нововведений. Такой подход применяется в основном при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и перспективах развития инновационной деятельности в стране в целом и на региональном уровне;
  2. второй подход заключается в использовании оценки инновационной активности в качестве исходного этапа процесса разработки инновационной стратегии отдельного предприятия. При этом главная задача состоит в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта и взаимосвязанных с ним структурных элементов. Предполагается, что дальнейшая инновационная, инвестиционная, стратегическая, маркетинговая политика будет формироваться в зависимости от состояния инновационной сферы предприятия. В качестве диагностического подхода целесообразно использовать экспертные оценки, позволяющие учесть комплекс параметров инновационной активности.

Информация о работе Управление развитием организации