Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа
Конкурентоспособность российской экономики не только на мировом, но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причем к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует относить не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности, таких как изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы. При этом ноу-хау организационного характера, которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации.
Введение_____________________________________________стр3
Глава I. Сущность инновационного менеджмента___________стр.5
1.1.Понятие и классификация инноваций__________________стр.5
1.2. Организация управления инновационным развитием в организации __________________________________________стр.6
1.3. Инновационная деятельность как объект управления____стр.8
Глава II. Инновации в организациях_____________________стр.15
2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия________стр.24
2.2. Проблемы управления инновационным развитием предприятия _____________________________________________________стр.24
Заключение:__________________________________________________стр.32
Список использованной литературы_____________________стр.
В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента.
Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы и методы воздействия, но и наполняют новым содержанием сам процесс управления, придавая ему новое содержание и стратегическую направленность. Инновационные преобразования, в результате которых растут неопределенность и риск, вместе с тем увеличивают многовариантность подходов в управлении производственной деятельностью и на деле предоставляют менеджеру экономическую свободу выбора.
Инновационная деятельность является не простым объектом управления, она требует от персонала, помимо высокой квалификации и четкой профессиональной ориентации, особого типа восприятия и мотивации, а также умения рисковать.
По мере усиления инновационной
направленности экономики все более
весомое воздействие на воспроизводственный
процесс оказывают научные
в своей основе глубокие когнитивные,
социально-психологические и культурно-этические
корни. По мере развития инновационной
направленности экономики, усиления технико-технологической
осуществимости научных идей и возрастания
экономической целесообразности нововведений,
инновационный менеджмент приобретает
черты важнейшего социально-экономического
института, оказывающего влияние на различные
сферы человеческой деятельности.
Эволюция инновационного менеджмента как общественного института в развитых странах может происходить значительно быстрее, чем других элементов институциональной системы, так как источниками эволюции здесь является накопление человечеством новых знаний и навыков, которые приводят к изменениям в ценностных ориентациях.
Создавая, внедряя и
продвигая радикальные
Технологический прогресс, развивающийся в виде революционных, скачкообразных изменений, сочетается с эволюционными социально-организационными и управленческими новшествами. Научный прогресс, развиваясь в виде "прорывов", т.е. научных открытий и изобретений, сопрягается с эффектом обучения, повышения уровня квалификации, знаний и навыков рабочей силы. В результате кумулятивного эффекта от внедрения радикальных и сопряженных с ними эволюционных новшеств возникает и новый тип производства, новая структура инвестиций и новый тип рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.
Принципиальные научные и технологические новшества, формирующие становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента, тогда как социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономического развития и созданием новой модели экономического роста.
Центральное место в
системе инновационных
Инновационная деятельность,
основанная на рациональности и полезности,
не представляется без вознаграждения
индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности.
С этих позиций инновационная деятельности
– это эффективное сочетание технологий
и организации
с предпринимательской этикой. Рынок становится
универсальным посредником между этапами
производства и потребления, что лишает
смысла внеэкономическое принуждение,
придает динамизм всем ресурсам общества:
финансовым, сырьевым и трудовым. Стержнем
всего ансамбля факторов общественного
производства является инновационное
техническое преобразование материальной
жизни человека. «Инновация» в вышеназванной
трактовке – это и «инновация-процесс»,
и «инновация-продукт», и социальная инновация.
Новшество, таким образом, предстает
в виде и цели, и процесса, и результата.
Виды и цели инноваций представлены в
таблице 1.
Таблица 1. Виды и цели инноваций
Виды инноваций |
Инновационные цели |
Продукт-инновация |
Обеспечение выживания. Увеличение прибыли. Увеличение доли рынка. Независимость. Интересы клиентов. Повышение престижа. Создание новых рабочих мест. Рост оборота и сбыта. |
Процесс-инновация |
Рост прибыли (в результате роста производительности, экономии сырья и энергии). Уменьшение загрязнения окружающей среды |
Социальные инновации |
Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу. Рост престижа фирмы. Независимость. Улучшение положения на рынке труда. |
Все виды инноваций находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи. Так, продукт-инновация может влиять на изменение производственных процессов, технологии, организационных условий (особенно при обучении работников и создании специальных условий труда). Через процесс-инновацию одновременно можно создать необходимые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация направлен на результат труда, процесс-инновация ориентирован на повышение эффективности производственного процесса, социальные инновации связаны с изменениями в области социально-технической системы. Социальные инновации могут быть одновременно и инструментом для продукта-инновации. Все инновации в итоге направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от результатов инновационной деятельности во многом зависит стабильность в настоящем и успех в будущем.
Инновационная деятельность состоит из выполнения целого ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи, каждая стадия этой деятельности подчинена своей логике развития, имеет свои закономерности и свое содержание. Соединяясь воедино, научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели – созданию новшества. Поэтому инновационную деятельность нельзя свести ни к одной из ее составляющих; она характеризуется фронтальностью, высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.
Подобные характерные
особенности инновационной
Глава II. Инновации в организациях
2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия
Любое предприятие в своей деятельности может функционировать и развиваться. Функционирование — выполнять свои функции, действовать, быть в действии, работать. Развитие — совокупность процессов качественного изменения, формирование новообразований, которые обеспечивают возможность успешно решать проблемы предприятия. В процессе функционирования и развития предприятия особое значение приобретают понятия равновесия и устойчивости.
Устойчивость — это способность системы сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий. Более устойчивым является такое предприятие, которое, при равных внешних и внутренних воздействиях, подвержено меньшим изменениям и отклонениям от прежнего своего состояния. Условием устойчивости к внешним воздействиям являются внутренние свойства самого предприятия. Именно совершенствование самого предприятия приводит к повышению его устойчивости к воздействию различных факторов.
В условиях современной
экономики все большее
Инновация (от английского слова “innovation”, что означает нововведение, новшество, новаторство) — это процесс внедрения нового продукта, технологического процесса, который применим в любой сфере деятельности человека, реализован на рынке и принес экономический эффект, т. е. конечный результат инновационной деятельности [8].
В научной литературе инновации имеют свою классификацию. Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин в своей работе «Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики)»(рис.2).
Рис.2. Классификация инноваций по Пригожину.
В инновационном процессе инновации проходят ряд промежуточных состояний: идея потребности; конструкторское и технологическое выражение идеи; экспериментальный, опытный и серийный образцы; новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у потребителя; новый социально-экономический эффект. Все это относится к основному инновационного процесса.
Развиваясь инновационным
путем, предприятие вынуждено
К основным функциям инновационного развития предприятия относятся:
В условиях интеграции России в международное экономическое пространство происходит усиление конкурентной борьбы, поэтому российским предприятиям высокотехнологичного сектора следует развиваться посредством активизации инновационной деятельности [9].
Под инновационной активностью понимается интенсивность деятельности по разработке и внедрению новых или усовершенствованных продуктов (технологий) в хозяйственный оборот. Эксперты выделяют несколько подходов к оценке инновационной активности: