Управление развитием организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность российской экономики не только на мировом, но и на национальном рынке невозможна без инноваций. Причем к числу последних с точки зрения стратегического менеджмента следует относить не внедрение современного импортного оборудования, разработку модификаций продукта, а нововведения, основанные на объектах промышленной собственности, таких как изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы. При этом ноу-хау организационного характера, которые выражаются в умении топ-менеджмента создать организацию органического типа, обязательно должны сопровождать технологические, продуктовые, рыночные инновации.

Содержание

Введение_____________________________________________стр3
Глава I. Сущность инновационного менеджмента___________стр.5
1.1.Понятие и классификация инноваций__________________стр.5
1.2. Организация управления инновационным развитием в организации __________________________________________стр.6
1.3. Инновационная деятельность как объект управления____стр.8
Глава II. Инновации в организациях_____________________стр.15
2.1. Влияние организации инновационной деятельности на экономическую эффективность работы предприятия________стр.24
2.2. Проблемы управления инновационным развитием предприятия _____________________________________________________стр.24
Заключение:__________________________________________________стр.32
Список использованной литературы_____________________стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Р1.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Определяющая  роль инноваций в  деятельности предприятия  в условиях современной  экономики коренным образом меняет их деятельность. Инновации становятся основой конкурентоспособности предприятий, приводят к повышению эффективности, улучшению качества продукции и услуг. Актуальность разработки моделей управления инновационным развитием предприятий исходит из усиления интенсивности инновационных процессов, сокращения жизненного цикла инноваций, изменения функций и состава участников инновационной деятельности. Изменение подходов к ее разработке обусловлены мировыми тенденциями, определившими снижение роли государства в управлении инновационным развитием многих отраслей и выдвижением предприятий в основные участники этого развития. В связи с вхождением вхождения Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и выход отечественных товаров и услуг на международные рынки, предъявляются новые требования к отечественным товарам, услугам, технологиям с позиций их конкурентоспособности, выводит вопросы модернизации отечественной экономики, формирования национальной инновационный системы и как составляющих — региональной инновационной системы, инновационной системы предприятий. Последним необходимо активно встраиваться в мировую инновационную систему [10].

В условиях совершенствования  управления инновационным развитием отечественных предприятий резко усиливается роль организационно-управленческих аспектов. Именно организация и управление инновационной деятельностью, развитием инновационного потенциала предприятия, эффективное обеспечение всего комплекса осуществления инноваций предприятия приводит к решению проблемы обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Необходимо подчеркнуть, что динамика инновационного развития отечественных предприятий находится в прямой зависимости от эффективности частно-государственного партнерства — взаимодействия государства, бизнеса и науки. Коммуникационные связи, как основные субъекты процессов развития, способствуют инновационному продвижению предприятий: средний уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых на отечественных предприятиях в настоящее время, является недостаточным — отечественные научные разработки в массе не представляют основы инновационного продукта мирового уровня. Подразделения предприятий, формирующиеся в их инновационной инфраструктуре, призваны решить эти проблемы. Как и новый инструмент повышения эффективности региональной и национальной экономики — промышленные кластеры.

Обозначенные место  и роль первичного звена экономики  — предприятия в организации управления для его активной инновационной деятельности связано с необходимостью разработки теоретической и методической основы с целью формирования базы проведения преобразований — модернизации. Модель управления инновационной системой предприятия должна быть разработана на основе законов и принципов процесса воспроизводства инноваций, включающего инновационную идею, ее генерирование и разработку, получение экспериментального образца, доведение его до серийного, массового производства и превращения в новые продукты — товары (услуги), технологии.

Содержанием экономической  диагностики инновационной деятельности предприятия является совокупность последовательно осуществляемых действий, образующих процесс диагностики. Он состоит из восьми этапов:

1.         организация и подготовка проведения экономической диагностики;

2.         методическое обеспечение экономической диагностики;

3.         информационное обеспечение экономической диагностики;

4.         моделирование исследуемого объекта;

5.         диагностическое обследование;

6.         верификация результатов диагностики;

7.         разработка рекомендаций по использованию результатов экономической диагностики;

8.         оформление результатов диагностики.

Выведенный на рынок  потребителю, инновационный продукт принесет инновационный доход, и его часть будет задействована для проведения новой цепочки другого инновационного продукта предприятия. Таким образом, эффективное использование инновационного потенциала предприятия за счет повышения роли управления инновационной активностью предприятий служит решению проблемы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на глобальном экономическом пространстве. Перечисленные проблемы и пути их решения указывают на актуальность разработки модели управления инновационной системой предприятия. Данная модель должна обеспечить активизацию инновационной деятельности предприятия, раскрыть его инновационный потенциал — главные условия повышения эффективности производства и укрепления конкурентоспособности предприятий регионов.

К факторам инновационной  активности, действующим на уровне предприятий можно отнести: производственные мощности предприятия; финансовые ресурсы; трудовой потенциал предприятия (включая  эффективный менеджмент); изменение  стратегических целей и установок предприятия в целях адаптации к изменению рынка (увеличение доли рынка, повышение рентабельности, ликвидности средств предприятия и его платежеспособности и т. п.).

Инновационное развитие промышленного сектора экономики  невозможно без формирования национальной инновационной системы. Для активизации инновационных процессов необходимо создание благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры, формирование инновационной политики, определение инновационной стратегии и т. д.

Результативность инновационного развития предприятия характеризуется взаимосвязью основных факторов:

  • потенциала науки, новых идей, открытий и разработок;
  • структуры и потребностей производства;
  • ресурсной базы инновационного развития;
  • наличия эффективной системы управления, адекватной требованиям времени.

Эти факторы должны взаимодействовать  таким образом, чтобы потенциал  достижений науки постоянно опережал потребности инновационного развития предприятия. На этой основе путем соизмерения  с ресурсными возможностями в  планируемом периоде необходимо осуществлять выбор наиболее эффективной программы и мероприятия инновационного развития.

Управление инновационным  развитием промышленных предприятий, повышение уровня развития которых  способствует его развитию, включает в себя все принципы и правила инновационного менеджмента, кибернетики, системного анализа, социологии и т. д.

Для эффективного управления инновационным развитием предприятий, функционирующих в условиях нестабильности внешней и внутренней среды, а  также для создания новых и совершенствования деятельности существующих систем управления целесообразным представляется переход от целевой модели к модели, в основе которой лежит системный подход, когда используются для выживания и долгосрочного развития инновационные стратегии. При этом предприятие рассматривается как целостный социально-экономический организм.

Инновационное развитие обеспечивает не только экономический  рост за счет увеличения продаж, рыночной доли, повышение стоимости акций  предприятий, но и повышение его  ценности, обеспечиваемое ростом доходов, снижением производственного, коммерческого и финансового рисков, принятием верных управленческих решений по вопросам инновационного развития. Цели инновационного развития промышленного предприятия определяют состав подсистем организации управления процессами развития по трем направлениям: поэлементному, функциональному и интегральному.

Инновационное развитие промышленного сектора экономики  невозможно без формирования национальной инновационной системы. Для активизации  инновационных процессов необходимо создание благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры, формирование инновационной политики, определение инновационной стратегии и т. д.

Первоначальным этапом в создании инновационной экономики  является разработка стратегического  направления развития системы, поскольку  необходимо объемное и долгосрочное видение, принятие решений с учетом всех возможных последствий.

Инновационная стратегия  — это набор правил и норм, определяющих процедуру изменения  системы отбора и реализации нововведений как в технологии, так и в  управлении технологией в соответствии с общественной ориентацией развития. Сверхзадача инновационной стратегии — максимально гармонизировать интересы участников инновационного процесса.

В настоящий момент еще  предстоит разработать соответствующую  методологию и алгоритмы разработки и внедрения инновационных систем на отечественные предприятия, поскольку этот процесс требует тщательной проработки всех сторон данного вопроса. Опираясь на опыт мировых стран с учетом особенностей российской экономики, в нашей стране возможно построение инновационной системы, зачаточные признаки которой уже видны.

Таким образом, инновационное  развитие — системный процесс  общественного и экономического развития, основанный на знаниях и  инновациях, реализующий конкурентные преимущества экономики страны, обеспечивающий устойчивый экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения посредством гармонизации интересов его участников.[5]

 

2.2. Проблемы управления инновационным развитием предприятия

 

Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Все чаще от руководителей предприятий слышны слова о том, что на данном предприятии осуществляется поддержка инновационной деятельности (некоторые даже выделяют на эту деятельность деньги).

Многие предприятия  пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции. Нанимаются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций.

Казалось бы, все замечательно, остается только получать доход от этой самой инновационной деятельности. Однако, как правило, так не получается. В чем же дело? Причина, видимо, кроется в устаревших подходах к организации инновационной деятельности.

Поскольку о коммерциализации научных исследований уже сказано  достаточно много, мы вправе ожидать, что эта самая повальная коммерциализация не за горами. Очевидно, что настала пора сделать следующий шаг — перейти к вопросу о том, КАК этого добиться, т.е. к системной организации процесса коммерциализации.

Одной из важнейших проблем  в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.

Как правило, проблема качественного  управления решается за счет привлечения  высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана — все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным.

У нас поставлено на поток  тиражирование специалистов любого профиля— масса ВУЗов готовит  специалистов по сотням специальностей. А вот с тиражированием -менеджеров возникают проблемы, несмотря на то, что уже есть специалисты, у которых в дипломе значится специальность "менеджер". Однако, попробуйте поручить такому менеджеру простую управленческую задачу (не говоря уже о нестандартной задаче) - результат будет плачевный. Готовить инновационного менеджера — долго и дорого. Прежде, чем он научится создавать работоспособную компанию, пройдет много времени, будут совершены ошибки, некоторые — смертельные для бизнеса.

Причина заключается  в том, что подготовка управленческих кадров ведется по принципу обучения отдельным компонентам менеджмента и крайне редко - самой процедуре управления. Это связано и с отсутствием реального управленческого опыта у большинства вузовских преподавателей. Конечно, для успешной реализации целей того или иного проекта необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории организаций, маркетинга, управления персоналом. Означает ли что знание этих составляющих менеджмента обеспечивает качественное управление инновационной деятельностью? Естественно нет - ведь почти никто и нигде не учит менеджера умению выстраивать свои управленческие действия во времени, исходя из складывающейся ситуации.

При организации  инновационной деятельности до сих  пор чаще всего полагаются на слепой случай: менеджер попался хороший  — проекту и инвестору повезло. Хороших менеджеров на всех не хватает — эта проблема стоит во всем мире.

В инновационной деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительный дефицит  квалифицированных управленцев, который  усугубляется тем, что инновационный  бизнес не способен пока нанимать действительно квалифицированных менеджеров. В итоге коммерциализация осуществляется медленно, с большими издержками.

К сожалению, у нас  в России мало кто признает управление сферой профессиональной деятельности. Именно по этой причине управлением готовы заниматься практически все. Вот типичная (т.е. широко распространенная) технология изготовления менеджера: минимальный личный опыт, несколько семинаров и человек готов браться за решение сложнейших проблем. В этом и заключается порочность подготовки менеджеров: излагаются компоненты менеджмента (стратегия, маркетинг, финансы, учет, организационные структуры и т.п.), но ничего не говорится о том, КАК наладить процесс управления. Кстати, никто ведь не пытается подготовить хорошего физика или математика за несколько дней. Такое отношение связано, по-видимому, с недооценкой колоссальной сложности процесса управления.

Информация о работе Управление развитием организации