Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. изучение категорий "государственная собственность" и "муниципальная собственность" с экономической и правовой точек зрения;
2. изучение формирования и состава муниципальной собственности;
3. изучение местных органов власти, участвующих в управлении муниципальной собственностью;
4. поиск путей решения существующих проблем, в том числе с использованием стороннего опыта.

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления...............................................................................................................5
Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района…………………………………………………………………………………12
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района..............................................................................................................................22
2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26
Заключение.......................................................................................................................................28
Список литературы..............................................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

0396770_F57E7_upravlenie_socialnoekonomicheskim_razvitiem_municipalnogo_ob (2).docx

— 657.55 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Российский Государственный Гуманитарный Университет

 

Институт Экономики, Управления и Права

 

Факультет Управления

 

                                         

 

                                                          

 

 

 

Курсовая работа  на тему:

«Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район»

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

Москва, 2011

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение............................................................................................................................................3

Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления

в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5

    1. Понятие, задачи и конституционно-правовые основы  местного самоуправления...............................................................................................................5
    2. Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
    3. Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9

Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12

           2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления

Клинского  района…………………………………………………………………………………12

            2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического

                 развития и  управления муниципальным образованием  на примере Клинского               

                 района..............................................................................................................................22                      

           2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26

Заключение.......................................................................................................................................28

Список литературы..............................................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Тема проблемы управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить государственная и муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление ей.

В связи с этим целью данной работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

1. изучение категорий "государственная собственность" и "муниципальная собственность" с экономической и правовой точек зрения;

2. изучение формирования и состава муниципальной собственности;

3. изучение местных органов власти, участвующих в управлении муниципальной собственностью;

4. поиск путей решения существующих проблем, в том числе с использованием стороннего опыта.

Государственная и муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном в установленном порядке в управление органам местного самоуправления и другими.

В связи с этим, объектом изучения в процессе написания курсовой работы является деятельность органов и должностных лиц в области управления государственной и муниципальной собственностью. Предметом выступает эффективность использования государственной и муниципальной собственности и эффективность управления ей.

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования.

1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы  местного самоуправления

В европейской литературе наиболее распространенным определением термина «самоуправление» является определение Г. Еллинека: «Самоуправление — это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».1 В российской истории понимания термина «местное самоуправление» в первую очередь следует упомянуть таких исследователей данного явления, как А. И. Васильчиков, Н.И. Лазаревский, М.А. Курчинский.2  Сам термин «местное самоуправление» появился в России в 1785 г.3

Согласно главе 8 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. 

Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.

Главным отличием местного самоуправления от других видов управления являются его цели — обеспечение жизнедеятельности, повышение качества жизни населения. 

Местное самоуправление необходимо для решения следующих задач:

  1. Предоставление социальных и коммунальных услуг (обеспечение населения жильем, благоустройство территории, услуги ЖКХ, местного транспорта и связи, общее образование, здравоохранение, торговое, бытовое, культурное обслуживание населения). Приоритетность этого круга задач для местной власти вызвана соответствующими требованиями к ней со стороны населения и способностью местной власти оперативно и эффективно решать именно эти задачи с учетом местных условий.
  2. Привлечение местных ресурсов (природных, человеческих, географических и любых других, присущих только данному микротерриториальному уровню) в силу потребности в увеличении налоговой базы, заинтересованности в снятии социальной напряженности развития территории без обращения за ресурсами к государству.
  3. Создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население, максимально ответственного перед ним, и вовлечение населения в решение общественных задач (преодоление иждивенческих настроений).

Таким образом, местная власть призвана решать те же задачи, что стоят перед государством в целом, но имеет в отношении этих задач несколько иные приоритеты: на первом месте социальные задачи, затем — экономические и только потом политические.4

Согласно закону № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

 Конституционно-правовые основы местного самоуправления  можно условно разделить на три уровня, где основное место будут занимать Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Второй уровень правовых основ составляет законодательство субъектов РФ (конституции республик,  уставы иных субъектов РФ, содержащие положения, касающиеся местного самоуправления.  И третий, нижний, уровень составляют акты, принимаемые органами местного самоуправления и непосредственно населением (прежде всего уставы муниципальных образований, закрепляющие в общей форме институты прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения).

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления  в соответствии с законодательством), но самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями.  Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.5

 

1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.

Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

а) муниципальное имущество;

б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;

в) имущество, находящееся в государственной собственности и преданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а вторая часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну муниципального образования.

Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают:

а) средства местного бюджета

б) муниципальные внебюджетные средства

в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий

г) средства, заимствованные на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты)

Самостоятельность местных бюджетов муниципальных образований обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и исполнительными органами местного самоуправления, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств.  Тем не менее, местные бюджеты не автономны и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов РФ. В этом смысле они сопоставляют часть бюджетной системы РФ.6

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район