Следует рассмотреть более подробно отдельные виды доходов местных бюджетов в условиях действия закона о местном самоуправлении 2003 г. Органы местного самоуправления
обладают возможностью проводить определенную
политику на территории муниципального
образования, реализуя ее через земельный
налог на имущество физических лиц и земельный
налог. Но влияние на местное социально-экономическое
развитие посредством только двух названных
налогов недостаточно. К ним следовало
бы добавить налоги на малый и средний
бизнес, являющийся одной из важнейших
основ местного самоуправления в соответствии
с законодательством.
В соответствии со ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного
кодекса РФ установлены фиксированные
нормативы зачисления в местные бюджеты
доходов от следующих федеральных налогов
и сборов, налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами ( с разбивкой по категориям
муниципальных образований):
- в бюджеты поселений: налога на
доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного
налога;
- в бюджеты муниципальных районов: налога
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального
образования.
Реформа местного самоуправления наделила местное сообщество значительной долей независимости в финансово-экономическом
аспекте, обеспеченной самостоятельностью
формирования, утверждения, исполнения
и контроля за исполнением местного бюджета,
наличием собственных доходов, правом
самостоятельно определять направления
использования и расходования бюджетных
средств, наличием муниципального имущества.7
Как самостоятельный субъект социально-экономических
процессов каждое муниципальное образование
реалиями развития государства поставлено
в условия динамичной конкуренции с другими
субъектами за привлечение ограниченных
ресурсов. Для того чтобы обеспечить свою
привлекательность для «владельцев» данных
ресурсов, субъект должен обладать стабильностью,
устойчивостью социально-экономического
положения, что невозможно без выработки
цели и основных направлений развития
муниципального образования. Реализация
основного предназначения муниципального
образования, заключающегося в обеспечении
благосостояния местного сообщества,
эффективном решении вопросов местного
значения, также невозможна без целенаправленного
социально-экономического развития.
Б.Б. Педанов определяет
социально-экономическое развитие муниципального
образования как управляемый процесс
качественного изменения социальной и
экономической сфер, не ухудшающий состояние
окружающей среды и приводящей к улучшению
условий жизни населения, т. е. дающий возможность
местным сообществам более полно удовлетворять
свои потребности с меньшими затратами.
Соответственно, сущность
управления социально-экономическим развитием
муниципальных образований состоит в
целенаправленном воздействии органов
местного самоуправления на все субъекты
хозяйствования и социально-экономические
процессы, обеспечивающие рост качества
жизни граждан на основе эффективного
использования потенциала территории
и гармонизации интересов государства,
населения, экономических субъектов и
отдельной личности.
Основными субъектами управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований
на уровне местного самоуправления являются:
- органы государственной власти
- органы местной власти
- население
- хозяйствующие субъекты
Субъекты управления социально-экономическим
развитием должны отслеживать динамику
изменений в различных сферах, осуществлять
прогнозирование и выявлять тенденции
для своевременного принятия решений
по предотвращению депрессивных процессов
в социальной, экономической и экологической
сферах. Привлечение населения и хозяйствующих
субъектов органами власти к совместному
обсуждению и решению вопросов местного
значения создает условия для формирования
корпоративного механизма управления
социально-экономическим развитием муниципальных
образований. Совершенствование механизма
управления должно быть направлено на
устранение экономических диспропорций
между муниципальными образованиями.
Для каждого типа муниципального образования
необходимо разрабатывать свою стратегию
социально-экономического развития. Существующие
социально-экономические отношения в
муниципальных образованиях не направлены
на объединение и координирование усилий
членов местного сообщества. Разнополярность
интересов и несогласованность действий
многочисленных общественных институтов
приводят к нарушению взаимосвязей между
различными хозяйствующими субъектами.
Социально-экономические отношения не
имеют достаточно устойчивых, общепризнанных
и предсказуемых норм поведения, регулируются
индивидуальными решениями, которые часто
противоречат интересам населения муниципального
образования. Эффективное объединение
усилий и имеющихся ресурсов заинтересованных
сторон (власти, бизнеса, населения) для
решения местных проблем требует формирования
и развития корпоративных социально-экономических
отношений. Используемые на практике отдельные
элементы корпоративного управления требуют
обобщения и систематизации опыта, разработки
модели и стратегий формирования корпоративного
механизма управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований.
В этой связи целесообразна разработка
системы стратегий формирования корпоративного
механизма управления социально-экономическим
развитием муниципального образования.
Она включает в себя:
- стратегию «социально-производственной
корпорации» для сельского и городского
поселения, ориентированную на формирование
некоторых корпоративных институтов,
направленных на продвижение товаров
и услуг небольших предприятий (как правило,
сельскохозяйственных), от деятельности
которых зависит уровень благосостояния
населения сельского и городского поселения;
- стратегию «межмуниципальной корпорации» для муниципального района, направленную
на объединение социально-производственных
корпораций городских и сельских поселений
в пределах одного муниципального района,
имеющих единую цель социально-экономического
развития муниципального района, формирующую
условия для межмуниципального сотрудничества
сельских и городских поселений;
- стратегию «территориальной корпорации» для городского округа, ориентированную
на формирование корпоративных институтов
путем кооперирования активно развивающихся
представительств и филиалов крупных
областных финансовых, производственных
и общественных объединений с имеющейся
собственной социальной и экономической
инфраструктурой с целью развития данного
городского округа;
- стратегию «ассоциации корпораций» для городского округа-мегаполиса, направленную
на объединение активно развивающихся
в крупном городе производственных, финансовых
и иных корпораций, в том числе органов
территориального общественного самоуправления
для
- достижения единой цели социально-экономического
развития города.8
Глава 2. Анализ социально – экономического развития
Клинского района
2.1. Современное состояние социально – экономического развития и управления Клинского района.
Клинский район находиться на северо-западе от Москвы,
с севера он граничит с Тверской областью,
с запада находиться Волоколамский район,
на юге – Истринский, а на юго-востоке
расположен Солнечногорский район, а на
востоке – Дмитровский. Через Клинский
район проходят две крупных подмосковных
автомагистрали - трасса М10 Москва- Санкт
Петербург(Ленинградское шоссе) и Московское
Большое Кольцо (МБК). Расстояние от МКАД
до Клина составляет около 67 км.
Наиболее крупными населенными пунктами Клинского района являются г. Высоковск и поселок
Решетниково. В самом городе Клин можно
выделяют несколько районов, это историческая
часть Клина (улицы Гайдара, Гагарина,
Левонабережная, Литейная и Красная) и
шесть микрорайонов, построенные еще в
советские времена. Так же вблизи Клина
выделяют поселок Майданово, военный городок
Клин-5 и поселок 31 Октября.
По официальной статистике в 2013 году население города Клина составляет 80,9 тыс. человек, городского поселения
Клин а население Клинского района – 127
тыс. человек. Общая площадь города Клин
составляет 17 км2, а Клинский район по площади
занимает 2001 км2.
Экономически активное население – 70533 человек;
Занятое население – 54700 человек;
Численность безработных граждан – 677 человек;
Среднемесячная заработная плата за 2012 год –28390,7 рублей
На сегодняшний день Клинский район можно назвать одним из наиболее экономически развитых и экологически благополучных в Московской области, его выгодное
географическое положение и грамотная
политика руководства привлекают огромное
количество инвесторов, как отечественных,
так и зарубежных. Наиболее крупными производителями
Клинского района можно назвать пивоваренный
завод и мясокомбинат, именно они обеспечивают
большую часть налоговых поступлений
в районный бюджет (около 40%).
Клинский район богат и на достопримечательности,
здесь находиться дом-музей Чайковского,
дом-музей Гайдара, усадьба Менделеева,
краеведческий музей Клина и много других
исторических объектов. Самый старинный
памятник города – Успенская церковь,
а самый уникальный – музей елочной игрушки
(единственный в России).
Основная река района - Сестра. Более 50% площади района
занимают живописные леса, а часть
территории района проходит по границе
с Завидовским государственным заповедником.
Административное деление:
Границы территории муниципального
района и входящих в его состав городских
и сельских поселений установлены законом
Московской области Закон Московской
области от 28.02.2005 N 80/2005-ОЗ (ред. от 25.03.2011)
"О статусе и границах Клинского муниципального
района и вновь образованных в его составе
муниципальных образований" (принят
постановлением Мособлдумы от 16.02.2005 N
11/129-П)
В состав территории муниципального района входят муниципальные образования: городские поселения: Высоковск, Клин, Решетниково, Воздвиженское,
Воронинское, Зубовское, Нудольское,
Петровское.
Ресурсы: Район с
избытком обеспечен природным газом,
электроэнергией, водоснабжением.
Имеются значительные земельные ресурсы:
на территории района есть свободные
площадки под строительство, обеспеченные
подъездными путями и объектами инженерной
инфраструктуры. Возможны варианты аренды
и продажи земли.
Клинский муниципальный район Московской области является одним из крупнейших промышленно-хозяйственных
центров Подмосковья. Он является лидером
по объемам промышленного производства,
входит в число лучших в агропромышленном
секторе области, достиг высоких результатов
благоустройстве территории района, успешно
работает над решением вопросов социальной
направленности.
Клинский муниципальный район является территорией устойчивого социально-экономического
развития.
По итогам последних лет он признан одним
из наиболее динамично развивающихся
территорий Московской области и стабильно
входит в первую десятку (7 место) по объемам
промышленного производства
Благодаря удачному сочетанию промышленного подъема отечественных товаропроизводителей и привлечению инвестиций, в Клинском
районе создана благоприятная среда проживания,
достигнуты устойчивые темпы экономического
роста. На территории района реализуются
программы научно-технического и инновационного
развития, создан благоприятный инвестиционный
климат для предпринимательской деятельности,
созданы экономические условия для интенсивного
развития социальной сферы района.
Площадь Клинского муниципального района- 200,1 тыс.га.
В состав Клинского муниципального района входит восемь поселений, из которых
три - городские, 5 - сельских. На территории
района располагаются 262 сельских населенных
пункта
В районе функционируют более 1000 малых предприятия.
Удельный вес объемов произведенной продукции малого предпринимательства составляет 25% в объеме общеэкономического
оборота района.
В сфере малого бизнеса в Клинском муниципальном районе занято более 17 тыс. человек, что составляет
около 35% от общей численности занятых
в экономике (каждый третий работающий
в районе). 9,8 тыс. чел. работают на малых
предприятиях, остальные являются предпринимателями
без образования юридического лица и их
наемными работниками.
В Клинском муниципальном районе малые предприятия сконцентрированы в основном в 4 отраслях: торговле и общественном
питании (30%), промышленности (23%), строительстве
(11%), транспорте (6%) и около 30% приходится
на долю прочих предприятий.
Оборот предприятий малого бизнеса – 17 млрд.рублей, рост к 2011 году
– 123%.
Уровень заработной платы в районе 16-17 тыс.рублей.
Малый бизнес обеспечивает около 20% налоговых поступлений во все
уровни бюджета.
В Клинском муниципальном районе созданы все условия для развития малого и среднего предпринимательства.
Администрацией Клинского муниципального
района предусмотрены виды поддержки
бизнеса.
Образование.