Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим целью данной работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. изучение категорий "государственная собственность" и "муниципальная собственность" с экономической и правовой точек зрения;
2. изучение формирования и состава муниципальной собственности;
3. изучение местных органов власти, участвующих в управлении муниципальной собственностью;
4. поиск путей решения существующих проблем, в том числе с использованием стороннего опыта.

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления...............................................................................................................5
Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района…………………………………………………………………………………12
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района..............................................................................................................................22
2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26
Заключение.......................................................................................................................................28
Список литературы..............................................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

0396770_F57E7_upravlenie_socialnoekonomicheskim_razvitiem_municipalnogo_ob (2).docx

— 657.55 Кб (Скачать файл)

Следует рассмотреть более подробно отдельные виды доходов местных бюджетов в условиях действия закона о местном самоуправлении 2003 г.  Органы местного самоуправления обладают возможностью проводить определенную политику на территории муниципального образования, реализуя ее через земельный налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но влияние на местное социально-экономическое развитие посредством только двух названных налогов недостаточно. К ним следовало бы добавить налоги на малый и средний бизнес, являющийся одной из важнейших основ местного самоуправления в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлены фиксированные нормативы зачисления в местные бюджеты доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами ( с разбивкой по категориям муниципальных образований):

  • в бюджеты поселений: налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога;
  • в бюджеты муниципальных районов: налога

 

1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Реформа местного самоуправления наделила местное сообщество значительной долей независимости в финансово-экономическом аспекте, обеспеченной самостоятельностью формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, наличием собственных доходов, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств, наличием муниципального имущества.7

Как самостоятельный субъект социально-экономических процессов каждое муниципальное образование реалиями развития государства поставлено в условия динамичной конкуренции с другими субъектами за привлечение ограниченных ресурсов. Для того чтобы обеспечить свою привлекательность для «владельцев» данных ресурсов, субъект должен обладать стабильностью, устойчивостью социально-экономического положения, что невозможно без выработки цели и основных направлений развития муниципального образования. Реализация основного предназначения муниципального образования, заключающегося в обеспечении благосостояния местного сообщества, эффективном решении вопросов местного значения, также невозможна без целенаправленного социально-экономического развития.

Б.Б. Педанов определяет социально-экономическое развитие муниципального образования как управляемый процесс качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающий состояние окружающей среды и приводящей к улучшению условий жизни населения, т. е. дающий возможность местным сообществам более полно удовлетворять свои потребности с меньшими затратами.

Соответственно, сущность управления социально-экономическим развитием муниципальных образований состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, обеспечивающие рост качества жизни граждан на основе эффективного использования потенциала территории и гармонизации интересов государства, населения, экономических субъектов и отдельной личности.

Основными субъектами управления социально-экономическим развитием муниципальных образований на уровне местного самоуправления являются:

  • органы государственной власти
  • органы местной власти
  • население
  • хозяйствующие субъекты

Субъекты управления социально-экономическим развитием должны отслеживать динамику изменений в различных сферах, осуществлять прогнозирование и выявлять тенденции для своевременного принятия решений по предотвращению депрессивных процессов в социальной, экономической и экологической сферах. Привлечение населения и хозяйствующих субъектов органами власти к совместному обсуждению и решению вопросов местного значения создает условия для формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.  Совершенствование механизма управления должно быть направлено на устранение экономических диспропорций между муниципальными образованиями. Для каждого типа муниципального образования необходимо разрабатывать свою стратегию социально-экономического развития. Существующие социально-экономические отношения в муниципальных образованиях не направлены на объединение и координирование усилий членов местного сообщества. Разнополярность интересов и несогласованность действий многочисленных общественных институтов приводят к нарушению взаимосвязей между различными хозяйствующими субъектами. Социально-экономические отношения не имеют достаточно устойчивых, общепризнанных и предсказуемых норм поведения, регулируются индивидуальными решениями, которые часто противоречат интересам населения муниципального образования. Эффективное объединение усилий и имеющихся ресурсов заинтересованных сторон (власти, бизнеса, населения) для решения местных проблем требует формирования и развития корпоративных социально-экономических отношений. Используемые на практике отдельные элементы корпоративного управления требуют обобщения и систематизации опыта, разработки модели и стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В этой связи целесообразна разработка системы стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Она  включает в себя:

  • стратегию «социально-производственной корпорации» для сельского и городского поселения, ориентированную на формирование некоторых корпоративных институтов, направленных на продвижение товаров и услуг небольших предприятий (как правило, сельскохозяйственных), от деятельности которых зависит уровень благосостояния населения сельского и городского поселения;
  • стратегию «межмуниципальной корпорации» для муниципального района, направленную на объединение социально-производственных корпораций городских и сельских поселений в пределах одного муниципального района, имеющих единую цель социально-экономического развития муниципального района, формирующую условия для межмуниципального сотрудничества сельских и городских поселений;
  • стратегию «территориальной корпорации» для городского округа, ориентированную на формирование корпоративных институтов путем кооперирования активно развивающихся представительств и филиалов крупных областных финансовых, производственных и общественных объединений с имеющейся собственной социальной и экономической инфраструктурой с целью развития данного городского округа;
  • стратегию «ассоциации корпораций» для городского округа-мегаполиса, направленную на объединение активно развивающихся в крупном городе производственных, финансовых и иных корпораций, в том числе органов территориального общественного самоуправления для
  • достижения единой цели социально-экономического развития города.8

Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района

2.1. Современное состояние социально – экономического развития и управления Клинского района.

 
 Клинский район находиться на северо-западе от Москвы, с севера он граничит с Тверской областью, с запада находиться Волоколамский район, на юге – Истринский, а на юго-востоке расположен Солнечногорский район, а на востоке – Дмитровский. Через Клинский район проходят две крупных подмосковных автомагистрали - трасса М10 Москва- Санкт Петербург(Ленинградское шоссе) и Московское Большое Кольцо (МБК). Расстояние от МКАД до Клина составляет около 67 км.

Наиболее крупными населенными пунктами Клинского района являются г. Высоковск и поселок Решетниково. В самом городе Клин можно выделяют несколько районов, это историческая часть Клина (улицы Гайдара, Гагарина, Левонабережная, Литейная и Красная) и шесть микрорайонов, построенные еще в советские времена. Так же вблизи Клина выделяют поселок Майданово, военный городок Клин-5 и поселок 31 Октября.

По официальной статистике в 2013 году население города Клина составляет 80,9 тыс. человек, городского поселения Клин а население Клинского района – 127 тыс. человек. Общая площадь города Клин составляет 17 км2, а Клинский район по площади занимает 2001 км2.

Экономически активное население – 70533  человек;

Занятое население – 54700 человек;

Численность безработных граждан –  677 человек;

Среднемесячная заработная плата за 2012 год –28390,7 рублей

На сегодняшний день Клинский район можно назвать одним из наиболее экономически развитых и экологически благополучных в Московской области, его выгодное географическое положение и грамотная политика руководства привлекают огромное количество инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Наиболее крупными производителями Клинского района можно назвать пивоваренный завод и мясокомбинат, именно они обеспечивают большую часть налоговых поступлений в районный бюджет (около 40%).

 

Клинский район богат и на достопримечательности, здесь находиться дом-музей Чайковского, дом-музей Гайдара, усадьба Менделеева, краеведческий музей Клина и много других исторических объектов. Самый старинный памятник города – Успенская церковь, а самый уникальный – музей елочной игрушки (единственный в России).

Основная река района - Сестра. Более 50%  площади района занимают живописные леса, а  часть территории  района проходит по границе с Завидовским государственным заповедником.

Административное деление: Границы  территории муниципального района и входящих в его состав городских и сельских поселений установлены законом Московской области Закон Московской области от 28.02.2005 N 80/2005-ОЗ (ред. от 25.03.2011) "О статусе и границах Клинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" (принят постановлением Мособлдумы от 16.02.2005 N 11/129-П)

 В состав территории муниципального района входят муниципальные образования: городские поселения: Высоковск, Клин, Решетниково, Воздвиженское, Воронинское, Зубовское,  Нудольское, Петровское.

Ресурсы:  Район с избытком обеспечен природным  газом, электроэнергией,  водоснабжением. Имеются значительные земельные ресурсы:  на территории района есть свободные  площадки под строительство, обеспеченные подъездными путями и  объектами инженерной инфраструктуры. Возможны варианты аренды и продажи  земли.

Клинский муниципальный район Московской области является одним из крупнейших промышленно-хозяйственных центров Подмосковья. Он является лидером по объемам промышленного производства, входит в число лучших в агропромышленном секторе области, достиг высоких результатов благоустройстве территории района, успешно работает над решением вопросов социальной направленности.

 

 

 

Клинский муниципальный район является территорией устойчивого социально-экономического развития.            По итогам последних лет он признан одним из наиболее динамично развивающихся территорий Московской области и стабильно входит в первую десятку (7 место) по объемам промышленного производства

     


Благодаря удачному сочетанию промышленного подъема отечественных товаропроизводителей и привлечению инвестиций, в Клинском районе создана благоприятная среда проживания, достигнуты устойчивые темпы экономического роста. На территории района реализуются программы научно-технического и инновационного развития, создан благоприятный инвестиционный климат для предпринимательской деятельности, созданы экономические условия для интенсивного развития социальной сферы района.

            Площадь Клинского муниципального района- 200,1 тыс.га.

            В состав Клинского муниципального района входит восемь поселений, из которых три - городские, 5 - сельских. На территории района располагаются 262 сельских населенных пункта

        В районе  функционируют более 1000  малых предприятия.

Удельный вес объемов произведенной продукции малого предпринимательства составляет 25% в объеме общеэкономического оборота района.

В сфере малого бизнеса в Клинском муниципальном районе занято более 17 тыс. человек, что составляет около 35% от общей численности занятых в экономике (каждый третий работающий в районе). 9,8 тыс. чел. работают на малых предприятиях, остальные являются предпринимателями без образования юридического лица и их наемными работниками.

В Клинском муниципальном районе малые предприятия сконцентрированы в основном в 4 отраслях: торговле и общественном питании (30%), промышленности (23%), строительстве (11%), транспорте (6%) и около 30% приходится на долю прочих предприятий.

Оборот предприятий малого бизнеса – 17 млрд.рублей, рост  к 2011 году – 123%.

Уровень заработной платы в районе 16-17 тыс.рублей.

Малый бизнес обеспечивает около 20% налоговых поступлений во все уровни бюджета.

В Клинском муниципальном районе  созданы все условия для развития малого и среднего предпринимательства. Администрацией Клинского муниципального района предусмотрены виды поддержки бизнеса.

        

Образование.

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район