Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
Понятие "стресс" было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению. Перенесенное в область социальной психологии понятие "стресс" включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс - это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт - это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность стресса
1.1 Понятие стресса
1.2 Причины возникновения стресса на рабочем месте
2. Влияние стресса на деятельность организации
3.Борьба со стрессом
3.1 Роль самого человека в борьбе со стрессом
3.2 Роль организации в снижении стресса
3.3 Организационные программы борьбы со стрессом
Заключение
Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности ("цель - средство - результат") и профессионального общения ("поступки - нормы - оценки"). Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов ("стрессоров"), а для этого важно уметь иx распознавать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть специфические "стрессоры", а есть и общие (хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всех коммуникаций на себе, плохая работа личною секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском и др.).
Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой "здоровой" фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он "должен, как боксер, держать удары "стрессоров", а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него.
От стрессовых состояний, возникающих в процессе работы, важно отличать фрустративные состоянии личности, которые характеризуются переживаниями срыва надежд. Фрустрация описывается следующей формулой: "потребности - блокировка - отрицательные эмоции".
Например, у одного из сотрудников фирмы возникла потребность и трех важных деловых встречах, назначенных на вечер следующих трех дней, но все они сорвались по следующим причинам: информация о первой встрече была получена незадолго до нее: во втором случае он подъехал к месту встречи, прождал 15 мин и уехал злой; третьем он получил информацию о том, что встреча не состоится, заранее, почти за день. Наиболее сильно срыв надежд переживается им во втором случае, наименее - в третьем.
В состоянии фрустрации - личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), но может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувство безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, переживая комплекс неполноценности или комплекс "без вины виноватый"). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.
Фрустрация обнаруживает
специфические изменения в
В преодолении
фрустрации сталкиваются два психологических
подхода к самоорганизации
Таблица 1 Варианты самоорганизации делового поведения
№ | Менеджер, достигающий успеха | Менеджер, терпящий неудачи |
1 | Тип личности – победитель, т.е. человек, который знает, что он будет делать, если проиграет, но не говорит об этом (установка: надо уметь извлекать уроки из своих ошибок) | Тип личности – неудачник, т.е. человек, который не знает, что будет делать, если проиграет, но говорит о том, что он будет делать, если выиграет (установка: лучше бы знать заранее и не рисковать) |
2 | После поражения думает, прежде всего, о том, как добиться успеха | После поражения думает, прежде всего, о том, как избежать неудачи |
3 | Не жалеет о прошлом опыте | Сожалеет о прошлом опыте |
4 | У него есть опыт поражения, но есть и варианты выхода из негативной ситуации: эффект стимулирующего негативного образа | У него есть образ поражения, но способов выхода из негативной ситуации почти нет: эффект давящего негативного образа |
5 | Осмысливает ситуацию с точки зрения поиска результатов | Осмысливает ситуацию с точки зрения нехватки ресурсов |
6 | Считает, что успех – это результат огромной работы | Считает, что успех – результат случая |
7 | Вынашивает свой собственный замысел, чтобы претворить его в управленческой практике | Хватается за чужие мнения, чтобы использовать их в управленческой практике |
8 | Быстро принимает стратегические решения, но корректирует их, управляя текущими ситуациями | Долго принимает стратегические решения, но быстро и часто их модифицирует в зависимости от текущих ситуаций |
9 | Ставит следующую задачу: как превратить неудачу в победу? | Ставит следующую задачу: как удержаться на плаву в случае неудачи? |
10 | Верит, что очень многое в жизни зависит от его собственных усилий | Верит, что от его собственных усилий мало что зависит |
Также существует стратегия управления стрессом. Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.
Управление стрессом
па уровне организации может
Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по - разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие - в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии не возникло негативных экономических и социальных явлений.
Постановка конкретных и выполнимых задач, лаже достаточно сложных, не только снижает возможность стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).
Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику. Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают содержательную творческую работу, позволяющую им принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных, рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.
Взаимодействие
и групповое принятие решений. Как
уже отмечалось, стресс часто возникает
в том случае, когда работник не
имеет четко установленных
Программы оздоровления
работников - это обеспечение полноценного
питания сотрудников, занятий спортом,
разнообразных форм проведения досуга,
а также осуществление
Управление стрессом
на уровне работника. Не только общество
и организация должны позаботиться
об уменьшении потенциальных источников
стресса - многое зависит от самого
работника. Рекомендации, как избежать
стресса, - простые, но достаточно надежные
средства, способствующие его предупреждению.
Как известно, предупредить то или иное
негативное явление всегда легче, чем
бороться с его последствиями. Наиболее
распространенными рекомендациями относительно
предупреждения стресса являются: умение
правильно распределять свое время (например,
составить список наиболее приоритетных
задач проанализировать затраты времени
на выполнение различных видов деятельности,
рационально использовать время и изыскивать
дополнительные резервы времени).
3. Борьба со стрессом
3.1 Роль самого человека в борьбе со стрессом
Для успешного управления стрессом человеку необходимо:
А) Иметь ясное и достаточно обширное представление об основных закономерностях возникновения и развития стресса и о способах управления им, позволяющее в каждой конкретной ситуации подбирать или создавать наиболее эффективные техники управления уровнем стресса.
Б) Владеть разнообразными
взаимозаменяемыми техниками, позволяющими
оценивать уровень стресса в
текущий или в прогнозируемой
ситуации и корректировать этот уровень
в соответствии со своими особенностями,
текущим психофизическим
В) Обладать стрессоустойчивостью в такой мере, которая позволяет успешно применять данные техники в условиях развивающегося стресса.
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, и даже исследователи не могут прийти к единой точке зрения. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Проблемы различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеку.
Основоположником теории стресса считают канадского физиолога Ганса Селье. По его мнению, самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший название "общий адаптационный синдром". "Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Но независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, между ними есть и общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какой бы она ни была". С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если спустя много лет окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2 событий – горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - и есть сущность стресса.