Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:14, лекция
1. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления организацией.
2. Сущность, содержание и принципы управления персоналом.
3. Цели и задачи управления персоналом.
Активная кадровая политика характеризуется наличием не только обоснованных прогнозов развития ситуации, но и средств воздействия на нее.
Выделяют два вида активной кадровой политики: рациональный и авантюристический.
Рациональная кадровая политика характеризуется среднесрочным и долгосрочным прогнозом потребности в кадрах (качественной и количественной) и вариантами реализации.
Авантюристическая кадровая политика характеризуется отсутствием прогноза кадровой ситуации, но планы кадровой работы ориентированы на достижение цели организации.
Открытая кадровая политика характеризуется прозрачностью для потенциальных сотрудников на любом уровне иерархии и готовностью организации принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета того, работал ли он ранее в данной или родственных ей организациях.
Закрытая кадровая политика характеризуется непроницаемостью для нового персонала на средних и высших уровнях управления; организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, далее замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Результатом кадровой политики является выработка требований к кадрам. Они складываются из 2-х компонентов:
1.- это общие требования к управленческим кадрам (предприимчивость, деловитость, хозяйственность, дисциплинированность и т.д.)
2.- это специфические требования конкретного этапа развития производства и управления (пример, на одном предприятии - это задачи финансовой стабилизации, на другом – умение обеспечить внедрение новой технологии).
Элементами кадровой политики являются:
Разберем каждый из элементов.
Основой кадровой работы является формирование штатно-должностной структуры.
Эта структура базируется на разделении функций, прав и ответственности между должностями путем необходимого их набора в рамках определенной структуры.
Разделение функций, прав и ответственности зависит от ряда факторов:
Разделение функций, задач, прав и ответственности создает ту основу, на базе которой формируется штатное расписание и должностная структура кадровой системы.
В штатном расписании определяется перечень должностей сотрудников, также по каждому наименованию должности приводится численность постоянных сотрудников, разряд по Единой тарифной сетке, оклад, соответствующий разряду, надбавки.
Основной единицей штатной структуры является должность, которая включает часть компетенции органа управления, устанавливая для отдельных работников комплекс прав и обязанностей.
Расстановка персонала по рабочим местам и организация их труда осуществляется на основе функциональных обязанностей, прав и характера ответственности каждой должности, содержащихся в должностной инструкции.
Должностная инструкция – это документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Она может быть составлена на основе типовых требований к должности, содержащихся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, но с учетом изменяющихся социально-экономических условий. Это так называемый типовой вид. А может разрабатываться конкретно для каждой должности в соответствии с конкретными условиями и структурой организации.
Должностная инструкция согласовывается с профсоюзным комитетом и утверждается непосредственно руководителем, при необходимости согласовывается с юристом и дается работнику для ознакомления под подпись.
Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:
Основанием для внесения изменений в должностную инструкцию является приказ руководителя предприятия.
Должностные инструкции должны быть заменены и заново утверждены в следующих случаях:
Важной составной частью должностной системы является номенклатура (совокупность или перечень употребляемых в какой-нибудь специальности названий, терминов или списки должностей). Она существует в 2-х основных формах:
Следующим элементом кадровой политики является подбор и расстановка кадров.
Подбор кадров - это изучение пригодности кандидатов и выбор среди них работника для назначения на ту или иную должность.
Среди назначений существуют
3 наиболее характерные
Остальные разновидности назначения – это перемещения внутри организации.
Под СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОДВИЖЕНИЕМ понимается, предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые работник потенциально может пройти.
Выдвижение и ротация становятся более организованными и подготовленными, если следуют за пребыванием работника в резерве.
РЕЗЕРВ – это выделение перспективных работников. Это еще один участок подбора кадров. Существует внутренний (из работников организации) и внешний (из числа кандидатов) резерв.
РАССТАНОВКА КАДРОВ – это распределение сотрудников по работам и заданиям. Существует несколько вариантов расстановки кадров:
1 вариант - концентрация однотипных работ в руках того или иного работника.
Работник не только приходит в организацию, но и уходит из нее, он не только занимает, но и оставляет должность. Поэтому УХОД – обязательный компонент подбора кадров, т.к. он создает вакансию, что является завершением данного цикла подбора кадров и началом нового.
Подбор требует планомерного подхода.
ПЛАНИРОВАНИЕ – заключительный блок проблем подбора кадров.
И последним элементом
ПЛАНИРОВАНИЕ – заключительный блок проблем подбора кадров, он включает в себя: план-прогноз вакансий, планы замещения, резерва, ротации, индивидуальные планы.
Имеется 2 типа индивидуальных планов:
1 -
общий план развития на
2 - целенаправленный план подготовки данного работника к занятию нового поста.
ЦЕЛЬ кадрового планирования заключается в том, чтобы предоставить работающим рабочие места в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства.
СУЩНОСТЬ состоит в том, что кадровое планирование осуществляется в интересах организации. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения целей организации. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Работников привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Кадровое планирование только тогда эффективно, когда оно включено в общий процесс планирования в организации.
ЗАДАЧАМИ кадрового планирования являются:
- определение
числа работников нужной
-
привлечение необходимого и сокращение
излишнего персонала без
- использование персонала в соответствии с его способностями;
-
обеспечение развития кадров
для выполнения новых
- определение затрат на запланированные кадровые мероприятия;
- учет интересов всех работников организации.
Процедура
кадрового планирования
Существуют следующие виды кадрового планирования:
общую потребность – это вся численность работников, необходимых для выполнения запланированных задач;
дополнительную потребность – это количество работников необходимых предприятию к уже имеющейся численности. Она характеризуется 2-мя показателями:
количественным – это величина дополнительной потребности и качественным – т.е. профессиональная структура дополнительной потребности.
фактическая потребность в рабочей силе показывает, сколько работников и какой квалификации необходимо привлечь из внутреннего источника (дополнительная работа, перераспределение заданий или трудовое перемещение работников) или с внешнего рынка труда (наем новых работников).
Расчет численности проводится по следующим формулам:
1) Чп = Т/ Ф., где Т – общая трудоемкость производственной программы,
Ф. – годовой фонд рабочего времени 1 работающего.
2) Чп = Оп х В, где Оп – объем производства,
Информация о работе Управление человеческими ресурсами как фактор эффективного менеджмента