Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:14, лекция
1. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления организацией.
2. Сущность, содержание и принципы управления персоналом.
3. Цели и задачи управления персоналом.
Развитию карьеры также
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Типы кадрового резерва выделяются:
- резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений карьеры: профессиональной или руководящей.
- резерв функционирования – группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
2. По времени назначения:
- группа А – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
- группа В – кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1 – 3 года.
Формирование кадрового
актуальность резерва – потребность в замещении должна быть реальной;
соответствие кандидата должности и типу резерва – требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;
перспективность кандидата – ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Этапы работы по формированию кадрового резерва:
6. Высвобождение персонала.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА - вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержки со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Различают 3 вида увольнений:
увольнение по собственному желанию;
увольнение по инициативе администрации;
выход на пенсию.
В соответствии с российским законодательством о труде, увольнение по инициативе администрации может быть обусловлено причинами:
- ликвидация
предприятия, сокращение численности
и штата работников;
- несоответствие работника
занимаемой должности или выполняемой
работе;
-
неисполнение работником своих
служебных обязанностей без
- прогул, в т. ч. отсутствие на работе более 3-х часов в течение рабочего дня;
- неявка на работу вследствие болезни в течение более 4-х месяцев подряд;
-
восстановление на работе
-
появление на работе в
- совершение
по месту работы хищения
- совершение работником, обслуживающим денежные или товарные ценности, таких действий, которые дают основания для утраты доверия к нему со стороны администрации;
- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка.
Эффективность работы служб
Текучесть кадров – одна из форм трудовой мобильности, которая проявляется в виде увольнений по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины.
Причины текучести:
1.
личные или семейно-бытовые
2. нарушение трудовой дисциплины.
Этапы управления текучестью персонала:
Социально-нормативная текучесть персонала составляет 5-6%.
Тема 4. Адаптация персонала
План:
Экзаменационные вопросы:
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, которая основывается на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно - экономических условиях труда.
Трудовая адаптация содержит 3 элемента:
– психофизиологический - это привыкание организма человека к новым для него производственным и санитарно-гигиеническим условиям. Показателями психофизиологической адаптации является степень монотонности труда, его содержательность, условия производства (освещенность, шум, температура, влажность, наличие пыли и газов на рабочем месте).
– социально-психологический - это вхождение работника в новый трудовой коллектив с уже сложившимися взаимоотношениями, традициями, нормами; знакомство с руководителем и коллегами, а также личная оценка сложившихся традиций.
– профессиональный – овладение профессиональными навыками в новых условиях.
Виды трудовой адаптации:
– ПЕРВИЧНАЯ – при первом вхождении в постоянную и конкретную трудовую деятельность, продолжается от 6 до 12 месяцев.
– ВТОРИЧНАЯ имеет место в 2-х случаях:
при переходе на новое место работы со сменой или без смены профессии;
при существенном изменении производственной обстановки.
– ДЕЗАДАПТАЦИЯ – явление обратное трудовой адаптации, когда работнику перестают нравиться содержание, условия и размер оплаты труда.
Процесс трудовой адаптации
1. ознакомительный – получение общих представлений о рабочем месте (длительность 2-3 месяца).
2. ассимиляции – приспособление к работе, усвоение опыта, накопленного трудовым коллективом, самооценка собственных возможностей. Для данного этапы характерны неуверенность в правильности поведения, низкий уровень производственной активности, отсутствие опыта и привычки к труду (продолжительность ассимиляции до 6 месяцев).
3. переход к самостоятельной деятельности - формируется положительная оценка своего труда (продолжительность от 8 до 12 месяцев).
4. полная самостоятельность – утверждение чувства собственной значимости для предприятия и трудового коллектива, сопровождается стабилизацией работника на производстве.
5. идентификации - период профессионального мастерства, который приходится на конец 2 года работы, характерным признаком его является то, что человек сливается с работой, отождествляя личные интересы и цели коллектива.
Тема 5. Оценка персонала
Последним элементом кадровой политики является система оценки (аттестация) кадров.
ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА КАДРОВ - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Система оценки кадров включает 3 группы проблем:
1. Содержание оценки включает:
2. Методы оценки включают:
а) метод сбора информации для оценки (программы сбора данных, сбор данных: изучение документов, беседы, опросы, наблюдения, обработка и оформление по произвольной и заданной форме);
б) тестирование;
в) анкетирование (открытое - ответ произвольный, закрытое – из стандартных ответов надо выбрать один);
г) аттестация.
3. Процедура оценки включает:
На основании деловой оценки сотрудника решаются следующие задачи:
Центральным вопросом любой
1 вид
– это определение
2 вид – это соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
Деловая
оценка является важнейшей
Два основных вида деловой оценки:
Деловая оценка кандидата на вакантную должность проводится в 4 этапа:
Текущая периодическая оценка сводится к 2 этапам:
Текущая периодическая оценка кадров подразумевает собой аттестацию персонала.
АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА – кадровые мероприятия, признанные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное ее назначение выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Информация о работе Управление человеческими ресурсами как фактор эффективного менеджмента