Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа
Распределение заданий между начальником и подчиненным - это особая форма взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование полномочий. От того, насколько руководитель владеет этим искусством, зависит эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и производства в целом.
Важной предпосылкой делегирования на первом этапе является предоставление подчиненным ограниченной самостоятельности. Это дает возможность выявить задатки и развить их, ведь человек начинает работать в полную меру своих способностей только тогда, когда он поставлен перед необходимостью самому решать и брать на себя ответственность.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Делегирование, ответственность и полномочия……………….………………..5
1.1Организационные полномочия……………………………………………….…6
1.1.1.Пределы полномочий……………………………………………………….…7
1.1.2.Полномочия и власть…………………………………………………….……7
1.1.3.Виды полномочий…………………………………………………..………….8
1.2.Ответственность в контексте делегирования………………………………...12
1.2.1.Социальная ответственность……………………………………………...…13
1.2.2.Экономическая ответственность…………………………………………….14
1.2.3.Юридическая ответственность………………………………………………15
1.3.Эффективная организация распределения полномочий………………..……18
1.3.1.Препятствие к эффективному делегированию…………………………..…21
1.3.2.Преодоление препятствий………………………………………………...…23
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………….…27
ФГОУ СПО Ногинский
Торгово- Экономический техникум.
По дисциплине: «Менеджмент»
Студентки 4 курса группы 47
Специальность 080501.81 менеджмент (по отраслям)
Тема: «Управленческие полномочия»
Введение…………………………………………………………
1.Делегирование, ответственность и полномочия……………….………………..5
1.1Организационные полномочия…
1.1.1.Пределы полномочий………………
1.1.2.Полномочия и власть……………
1.1.3.Виды полномочий………………………
1.2.Ответственность в контексте делегирования………………………………...12
1.2.1.Социальная
1.2.2.Экономическая
1.2.3.Юридическая
1.3.Эффективная организация
распределения полномочий………………
1.3.1.Препятствие к эффективному делегированию…………………………..…21
1.3.2.Преодоление препятствий…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….…27
За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо людей, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах, в банках и т.д. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию современного общества.
Искусство управления (менеджмент) – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности, сосредоточится на самом главном. Выход очевиден – необходимо научится распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.
В теории управления общепризнанным является "золотое правило": самое важное умение руководителя - это получение нужных ему результатов через своих подчиненных. В той мере, в какой он умело передает свои полномочия исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще передается работа вместе с частью ответственности, тем выше результаты организации в
целом. Задачей руководителя является организовать процесс, при котором
люди хотели бы работать
с максимальной отдачей, т.к. желание
работать в группе и достигать
собственной реализации - естественное
состояние нормального
Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать делегирование – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.
Делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации. При помощи делегирования и задач руководители подбирают людей для работы и принимают решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник — подчиненный».
1.Делегирование, ответственность и полномочия.
Для того
чтобы, значительно
Организация
— это процесс создания
Имеется два основных аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. А второй аспект - это взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее производство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Средством,
при помощи которого
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Критическая роль делегирования обозначена в самом его определении. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Но как заметила когда-то Мэри
5
Паркер Фоллетт, — один из классиков менеджмента, — то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя. Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Чтобы приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
1.1Организационные полномочия.
Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи — организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.
Полномочия представляют
собой ограниченное право использовать
ресурсы организации и
Полномочия делегируются должности, а не индивиду, когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.
Имеются две концепции процесса, передачи полномочий. Согласно классической концепции, проиллюстрированной в приложение № 1, полномочия передаются от высших к низшим уровням организации.
Однако, как заметил Честер
Барнард, представитель «
Как мы видим, концепция принятия полномочий Барнарда признает
существование такой власти, которая часто уменьшает возможности руководителей применять свои полномочия. В любом случае, какая бы из этих концепций не была справедливой, ясно, что полномочия всегда ограничены.
1.1.1.Пределы полномочий.
Согласно нашему
определению, полномочия
Большая часть
полномочий руководителя
1.1.2.Полномочия и власть.
Власть появилась
с возникновением
Полномочия
и власть часто путают друг
с другом. В отличии от власти,
полномочия определяются как
делегированное, ограниченное, присущее
данной должности право
Например, опытный
торговый агент не имеет
Полномочия, другими словами, определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на организацию. Но лидерство сильно зависит от власти и люди часто используют власть, чтобы добиваться целей организации.
1.1.3.Виды полномочий.
Полномочия всегда ограничены, в некоторых случаях эти ограничения изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.
Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются
непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем. Например, директор больницы, обладающий полными линейными полномочиями по распоряжению ее ресурсами, может использовать больничные деньги на покупку любого товара путем простого распоряжения бухгалтеру произвести платеж. Этот директор также может иметь право принимать решения, каких врачей следует принять на работу, какой оклад должен устанавливаться для каждой должности, а также выбирать руководителей подразделений и устанавливать цели для больницы.