Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа
Распределение заданий между начальником и подчиненным - это особая форма взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование полномочий. От того, насколько руководитель владеет этим искусством, зависит эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и производства в целом.
Важной предпосылкой делегирования на первом этапе является предоставление подчиненным ограниченной самостоятельности. Это дает возможность выявить задатки и развить их, ведь человек начинает работать в полную меру своих способностей только тогда, когда он поставлен перед необходимостью самому решать и брать на себя ответственность.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Делегирование, ответственность и полномочия……………….………………..5
1.1Организационные полномочия……………………………………………….…6
1.1.1.Пределы полномочий……………………………………………………….…7
1.1.2.Полномочия и власть…………………………………………………….……7
1.1.3.Виды полномочий…………………………………………………..………….8
1.2.Ответственность в контексте делегирования………………………………...12
1.2.1.Социальная ответственность……………………………………………...…13
1.2.2.Экономическая ответственность…………………………………………….14
1.2.3.Юридическая ответственность………………………………………………15
1.3.Эффективная организация распределения полномочий………………..……18
1.3.1.Препятствие к эффективному делегированию…………………………..…21
1.3.2.Преодоление препятствий………………………………………………...…23
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………….…27
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд, которая показана в приложении № 4. Цепь команд, созданная делегированием полномочий, является характерной чертой всех формальных организаций.
Прежде чем попытаться
определить штабные полномочия, давайте
кратко рассмотрим происхождение
Современный административный аппарат организаций выполняет такое множество функций, что они не поддаются учету. Все же по функциональному признаку его делят на консультативный, обслуживающий и личный. Хотя в практике резкой границы между этими типами аппарата провести нельзя. Очень
часто аппарат выполняет
и консультативные и
Линейный руководитель не может знать все, когда у него возникает необходимость в специальных знаниях, он обращается в консультативное подразделения штаба, где имеются специалисты необходимого профиля.
Планирование, финансирование, снабжение, сбыт, и ряд других функций выполняют специалисты обслуживающего аппарата. Специальные функциональные подразделения готовят линейным руководителям необходимую информацию для принятия решений.
В личный аппарат входят секретари и помощники руководителей. Они в организации никаких полномочий не имеют и выполняют работу, которую поручает руководитель. Не имея формальных полномочий, личный аппарат оказывает влияние на личные контакты руководителя с подчиненными, другими руководителями. Если руководитель находится под влиянием личного аппарата, то последний приобретает большую власть в организации.
Классификации консультативного, обслуживающего и личного аппаратов описывают штабной аппарат в соответствии с направлениями его использования. Чтобы понять концепцию аппарата в современных организациях, следует рассмотреть также природу делегированных ему полномочий. Имеется исключительно широкий диапазон полномочий, делегированных аппарату каждого типа. Штабные полномочия могут быть очень ограниченными, фактически чисто консультативными, или такими общими, что почти исчезает разница между ними и линейными обязанностями.
Рекомендательные полномочия. Полномочия административного аппарата были вначале ограничены консультациями линейному руководству, когда руководитель обращался за советом. Когда аппаратные полномочия сводятся к рекомендательным полномочиям, предполагается, что линейное руководство будет обращаться за консультациями к консультативному аппарату, когда потребуются его знания. Но линейные руководители не обязаны так поступать. Они могут, по своему выбору, решить проблему, даже не ставя аппарат в известность.
Обязательные согласования. Поскольку аппарат может испытывать
трудности в общении с линейным руководством, фирма иногда расширяет полномочия аппарата до обязательных согласовании с ним каких-либо решений. Когда согласования обязательны, линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Однако линейные руководители не обязаны на самом деле следовать рекомендациям аппарата.
Параллельные полномочия. Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью параллельных полномочий является установление системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Неудивительно, что наиболее широко используются параллельные полномочия в правительственных организациях. Например, как палата представителей, так и сенат, должны одобрить все законы прежде, чем они приобретут официальный статус. Президент также обладает параллельными полномочиями в ограниченной степени, но его вето может быть отклонено конгрессом. Во многих компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи в случае всех крупных покупок.
Функциональные полномочия. Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может предложить и запретить какие-то действия в области своей компетенции. По существу, линейные полномочия президента организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Таким образом, функциональные полномочия устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей. Функциональные полномочия широко распространены, так как комплексные современные организации часто требуют высокой степени единообразия в таких областях, как методы бухгалтерского учета, трудовые отношения и т.д. Им также необходимо в некоторых случаях иметь гарантию, что опыт работников аппарата будет, несомненно, использоваться именно
тогда, когда он действительно нужен. Если бы каждое решение аппарата в таких важных областях проходило через всю линейную иерархию крупной организации, слишком много времени тратилось бы напрасно.
Линейные полномочия внутри аппарата. Мы описали варианты полномочий, которыми обладает аппарат по отношению к линейной структуре. Важно осознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата.
1.2.Ответственность в контексте делегирования.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Под обязательством
мы понимаем то, что от индивида
ожидается выполнение
сделанной работы.
Важно осознать,
что делегирование реализуется
только в случае принятия
1.2.1.Социальная ответственность.
Социальная
ответственность,
Предприятие,
являясь составной частью
Сердцевиной
проблемы социальной
Этика затрагивает не только проблему социальной ответственности, но и широкий спектр вариантов поведения руководителей и подчиненных. Более того, с этических позиций должны оцениваться и цели, и средства,
используемые в менеджменте.
Так, если торговая фирма в погоне
за высокой прибылью строит свою стратегию
на реализации населению дорогостоящих
импортных товаров
1.2.2.Экономическая ответственность.
Экономическая ответственность — обязанность выполнять принятые обязательства, договоры, соблюдать законы, установленные нормы и правила экономической деятельности. При невыполнении обязательств нарушитель подвергается наказаниям, санкциям в виде взысканий, штрафов, возмещения нанесенных убытков.
Способы экономического
характера предусматривают
Способы экономической ответственности предполагают, воздействие на экономические интересы работника с помощью санкций и относятся к способам отрицательного подкрепления. Формой реализации экономической ответственности является материальная ответственность. Она представляет
собой обязательство работника возмещать ущерб, который может быть причинен работодателю в случае неправомерных действий в процессе выполнения должностных обязанностей и обуславливается должностной ответственностью. Материальная ответственность работника регламентируется
ТК РФ. В рамках действующего
законодательства виды и формы экономической
ответственности
1.2.3.Юридическая ответственность.
Юридическая ответственность - предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Правонарушение - общественно опасное, противоправное и виновное деяние, влекущее юридическую ответственность.
Юридическая
ответственность наступает за
совершение деяний, которые в
нормативных правовых актах
Целью юридической
ответственности является: закрепление,
регулирование и охрана
Функции юридической
ответственности: 1. Карательная
функция. Предполагает