Управленческие процессы и управленческие решения в системе государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:20, лекция

Краткое описание

1.1. Менеджмент в государственной службе
1.2. Цель и задачи изучения дисциплины «Управленческие процессы и технологии в государственном и муниципальном управлении»
1.3. Управленческое решение - основа управленческого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по принятию и исполнению гос решений.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1  Управленческие процессы и  управленческие решения в системе государственного и муниципального управления  

 

1.1. Менеджмент в государственной  службе 
1.2. Цель и задачи  изучения дисциплины «Управленческие процессы и технологии  в государственном и муниципальном управлении» 
1.3. Управленческое решение  - основа управленческого процесса. 

 

1.1 Менеджмент в государственной службе

Менеджмент в государственной службе – это специальный менеджмент, который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого.  Под менеджментом в государственной службе понимается и процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления, и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе осуществляется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.

Специфика реализации функций менеджмента в государственной службе:

  • планирование и прогноз в государственных учреждениях 
    обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете — народом на основе демократического выбора;
  • организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры;
  • мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);
  • контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций.

 

Сравнительная характеристика бюрократической и менеджериальной моделей государственного управления приведена в таблице 1.

Таблица 1.1.1 – Сравнительная характеристика бюрократической и менеджериальной моделей государственного управления

 

Критерии различия

Модель управления

Бюрократическая

Менеджериальная

Фокусирование внимания

На собственных потребностях и перспективах

На потребностях и перспективах потребителя

Тип внутренней структуры и отношений

Тип внутренней структуры и отношений:  Иерархическая структура с четким распределением обязанностей и ответственности. Жесткая «пирамидальная» структура.

Тип внутренней структуры и отношений : Сетевая модель организации с преобладанием отношений доверия и взаимодополняемости.

Организация действует как одна команда.

Оценка собственной деятельности

Оценка собственной деятельности : По объему освоенных ресурсов и количеству выполняемых задач

Оценка собственной деятельности : По результатам, представляющим ценность для потребителей

Гибкость структуры

Гибкость структуры Низкая. Организация стремится действовать по раз и навсегда установленным процедурам

Гибкость структуры Сравнительно высокая. Алгоритм действий изменяется всякий раз при изменении требований, предъявляемых к производимым услугам.

Обратная связь

Обратная связь Формальная. Часто носящая однонаправленный навязывающий характер.

Обратная связь : Реально действующая постоянная коммуникация


 

Структура разделения труда

Структура разделения труда Жесткое иерархическое разделение аналитической работы от непосредственного обслуживания

Структура разделения труда Стимуляция аналитической работы по совершенствованию работы с клиентами чиновников «первой линии»


Современные тенденции развития государственного менеджмента заключаются в следующем:

  • изучение реально действующих процедур управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы. Существование разнородных сетей — вот характерная черта этого традиционного подхода к управлению, приводящего к обособленным системам и службам;
  • изучение коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций;
  • гуманизация, клиентоориентированный подход;
  • рыночная оценка деятельности госструктур, когда они отвечают не за выполнение правил, а за достижение результатов;
  • в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента как стратегическое планирование;
  • видоизменяются процедуры контроля – на место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны населения;
  • выполнение стандартов ISO 9000 не только в коммерческих, но и в государственных организациях.

 

1.2. Цель и задачи  изучения дисциплины «Управленческие процессы и технологии  в государственном и муниципальном управлении»

Главная цель дисциплины «Управленческие процессы и технологии в государственном и муниципальном управлении» – дать совокупность теоретических знаний об управленческих процессах и технологиях подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Необходимо освоить категориальный аппарат данной дисциплины, ознакомиться с методическими подходами к разработке эффективных управленческих решений.

Основной задачей изучения дисциплины является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к освоению и внедрению всего нового, передового, умеющих разрабатывать эффективные управленческие решения.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  • вооружить будущих управленцев знаниями типологии задач и решений, основами теории их разработки, принятия и реализации;
  • сформулировать направления адаптации организационных структур к характеру и особенностям принимаемых решений;
  • научить системно анализировать влияние внешних и внутренних факторов и условий, характерных особенностей лиц, принимающих решения (ЛПР), на их эффективность;
  • показать, каким образом проблемные ситуации могут быть структурированы и решены с помощью соответствующих технологий (методов, методик, приемов и т.п.);
  • проиллюстрировать с позиций организационного управления актуальность проблемы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений в контуре государственного и местного  управления Республики Беларусь.

 

1.3. Управленческое решение  - основа управленческого процесса

Решения в узком смысле слова – это выбор альтернативы, определенного варианта действий для достижения цели. Решения в широком смысле слова включают создание представления задачи, формулировку альтернатив, их оценку, выбор и реализацию выбранной альтернативы. Решение понимается и как процесс, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощью определённых правил. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

 Классификацию управленческих решений  можно представить следующим образом.

По функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления:

а) плановые;

б) организационные;

в) контролирующие;

г) прогнозирующие.

По характеру  решаемых задач:

а) экономические;

б) организационные;

в) технологические;

г) технические;

д) экологические и прочие.

В зависимости от организации разработки решений:

а) единоличные;

б) коллегиальные;

в) коллективные

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

а) текущие (оперативные);

б) тактические;

в) стратегические.

По причинам возникновения управленческие решния  делятся на:

а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе.

В зависимости от метода разработки управленческого решения различают:

а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработкой сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения  делятся на:

а) жесткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

По характеру взаимосвязей различают единичные и программные решения.

По степени формализации бывают стандартные решения для систематически повторяющихся задач и неформализованные, требующие разработки специальной методики для конкретного случая.

По виду информации различают количественные или качественные решения, принимаемые на основе описательной информации.

По уровню выделяют общеорганизационные решения и решения отдельных подразделений, относящихся к организации.

По типу бывают комплексные решения или решения отдельных функциональных областей.

По числу целей различают одноцелевые и многоцелевые решения.

По алгоритму различают запрограммированные и незапрограммированные решения.

По способу реализации важно выделить обязательные или рекомендательные решения.

 

Лекция  2  Методология разработки управленческих решений

 

2.1  Методологические подходы в теории принятия решений в государственном управлении

2.2  Условия и факторы принятия эффективных решений

2.3  Лицо,  принимающее решение в системе управления

 

2.1  Методологические подходы в теории принятия решений в государственном управлении

Процесс принятия решений в государственном управлении можно рассматривать как отдельный акт, момент выбора целей, определения оптимальной альтернативы (самостоятельная функция управления), так и как устойчивое взаимодействие, процесс, в основных своих параметрах совпадающий с процессом государственного управления как таковым. В этом смысле все управленческие действия государства рассматриваются как составные моменты принятия решений, фазы, этапы или механизмы выдвижения и реализации целей.

Существуют следующие теории и подходы в теории принятия решений в государственном управлении.

Рационально-классическая (Дж. Муни, А. Рилей)  Абсолютным приоритетом в государственном управлении обладают официальные, наделенные полномочиями организационные структуры, обслуживающими взаимодействие государства и общества. В центре такого понимания находится деятельность государственных учреждений, обладающих территориальной и функциональной дифференциацией своих структур и отношений.

Плюралистическая теория (Г.Ласки, А.Линдсей,) трактует государственное управление как систему представительства интересов множества относительно автономных групп, которые в своем взаимодействии не стремятся к монополизации власти и при этом не контролируются правительством. В механизме принятия решений главный акцент делается на деятельности правительства (а не государства

как такового).

Корпоративная теория (У. Ратенау, Г. Мейн, Ст. Рохкан, Дж. Хог). Корпорации оцениваются как формы вертикальной организации групп и влияния на власть, выражающие стремление соответствующих общностей монополизировать отношения с государством, вытеснив на периферию все иные группы интересов вплоть до партий и даже парламента.

Рыночная теория исходит из постулата о том, что государству не удается обеспечить общественные потребности методами иерархически организованного административного аппарата, предлагает рассматривать (и одновременно выстраивать) систему государственного управления как глобальный механизм, ориентированный на принципы торговой сделки между государством и обществом. Таким образом, в основание механизма принятия решений закладывается идеология частного интереса, во имя которой каждый агент стремится к максимизации прибыли, а следовательно и соответствующему типу координации отношений государства и общества.

Кибернетическая теория рассматривает государственное управление  как разновидность модели авторегулирования живых систем. Заложенные в основание этого подхода принципы гомеостатичности и динамической иерархии предполагают, что ее деятельность направлена на обеспечение (естественных или специально создаваемых) программ сохранения собственной целостности, стабильности функционирования и саморегулирование

Технологические теории  трактуют государственное управление  не в широком социальном плане, а применительно к решению конкретных проблем и процессов. По сути, такие трактовки носят во многом сугубо организационный характер или, точнее говоря, представляют собой форму приложения менеджеральных моделей к уровню управления государством. Т. Коган, Т. Кац и Р. Маккерси предлагая схему регулирования государством социально-экономических программ, выдвигают трехуровневую модель принятия решений, предполагающую: на низшем уровне наделение работника управленческими (менеджеральными) функциями, на среднем уровне организацию коллективно-договорных форм выработки решений, а на высшем включение наемных работников как представителей гражданского общества в процесс принятия стратегических решений.

Информация о работе Управленческие процессы и управленческие решения в системе государственного и муниципального управления