Управленческие процессы и управленческие решения в системе государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:20, лекция

Краткое описание

1.1. Менеджмент в государственной службе
1.2. Цель и задачи изучения дисциплины «Управленческие процессы и технологии в государственном и муниципальном управлении»
1.3. Управленческое решение - основа управленческого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по принятию и исполнению гос решений.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)
  • определение входов и выходов;
  • определение источника входов и места назначения выходов;
  • выяснение требований внутренних потребителей, которые обслуживаются выходами из процесса, и требований процесса для внутренних поставщиков, которые обеспечивают входы процесса.

2. Диаграммы процесса. Целью построения диаграммы процесса является учет всех его стадий в решении проблемы и нахождение логической последовательности этих стадий. Регистрация стадий позволяет быстро выявить плохо организованные процессы, разъяснить проблему и внутренние взаимосвязи между ее элементами. Еще более важным является выявление узких мест или проблемных областей, где нет эффективных процедур для принятия решений в специфических обстоятельствах.

3. Диаграмма  причины-следствия. Целью построения диаграммы процесса является учет всех его стадий в решении проблемы и нахождение логической последовательности этих стадий. Регистрация 

стадий позволяет быстро выявить плохо организованные процессы, разъяснить проблему и внутренние взаимосвязи между ее элементами. Еще более важным является выявление узких мест или проблемных областей, где нет эффективных процедур для принятия решений в специфических обстоятельствах Применение данного метода включает нахождение ответов на вопросы: что происходило, когда, где, как и почему, как прежде? К полученным ответам прибавляется вторичная информация. Данный метод может также использоваться для определения области, где необходима дополнительная информация

4. Анализ почему–почему. Этот метод начинается с формулирования проблемы и поиска ответа на вопрос, почему эта проблема возникла. Таким способом могут быть установлены главные причины появления проблемы. Далее рассматривается каждая из главных причин и вновь задается вопрос, почему эти причины возникли, и так далее. Эта процедура продолжается до тех пор, пока или причина окажется достаточно частной, или больше не может быть выяснено ответов на вопрос «почему?».

 

3.2   Методы работы в команде 

1. Метод «мозговой  атаки». Бывают ситуации, когда лицу, принимающему решение, трудно найти вариант решения. В этом случае можно применить метод «мозговой атаки». Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение. 
Существует несколько разновидностей этого метода: прямая «мозговая атака», обратная «мозговая атака», «конкуренция идей» и др.

1.1. Прямая «мозговая атака» – форма работы коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель — отбор идей.

Правила для участников следующие:

  • количество участников — 4-15;
  • желателен различный уровень их образования и специализации;
  • время работы — от 15 мин. до 1 ч;
  • участники садятся за стол лицом друг к другу;
  • запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;
  • время выступления для участника — 1-2 мин;
  • высказываются любые идеи;
  • количество идей важнее их качества.

1.2. Обратная  «мозговая атака». Технология этой формы

коллективного взаимодействия предполагает не генерацию новых идей, а высказывание критических замечаний по уже высказанным идеям. Обратная «мозговая атака» может быть проведена сразу после прямой, когда после коллективного генерирования идей формируются контридеи.  Целесообразно всех участников разделить на группы: 
генераторов идей (когда проводится прямая «мозговая атака»); 
анализа проблемной ситуации и оценки идей; группу генераторов контридей.

1.3. Метод ключевых  вопросов. Технологию его реализации целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления.

 2. Метод свободных ассоциаций. Отмечено, что на этапе генерирования идей при использовании новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет возникновения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Данный метод и технология его исполнения учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления ассоциативных связей.

  3. Метод инверсии. При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в которых логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальна противоположная альтернатива решения.

4. Метод синектики. Дает возможность получить наиболее оригинальные идеи за счет «обучения» участников использованию в процессе «мозговой атаки» методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.

  5. Метод 635. Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5  мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры. 
Технология позволяет получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений.

6. Метод Дельфи. Внешне метод реализуется как многоуровневая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Им предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. Например, в ответах могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются с целью получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует. В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Итеративная процедура опроса с сообщением результатов обработки и их аргументацией побуждает экспертов критически осмыслить свои суждения. При опросе сохраняется анонимность ответов экспертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более авторитетным). 

 

 

Лекция 4  Управленческие решения в системе государственного и местного управления Республики Беларусь

 

4.1  Решения Совета Министров  Республики Беларусь 

4.2 Решения Гомельского областного  исполнительного комитета

 

 

4.1  Решения Совета  Министров Республики Беларусь 

По каждому вопросу, вносимому на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, как правило, представляется проект постановления Совета Министров Республики Беларусь.

К проекту прилагаются:

  • сопроводительное письмо и обоснование необходимости издания распоряжения, включая финансово-экономическое обоснование; Сопроводительные письма к проектам постановлений, распоряжений должны быть подписаны, а проекты постановлений, распоряжений и иные документы завизированы руководителями органов государственного управления, вносящими вопрос, а во время отсутствия этих должностных лиц - лицами, исполняющими их обязанности.
  • документы, содержащие информацию о согласовании проекта, в том числе о замечаниях и предложениях, поступивших при его согласовании, но не учтенных в нем;
  • экспертные заключения по проекту, если они имеются;
  • список лиц, разработавших проект; В список лиц, разработавших проект постановления (распоряжения), в обязательном порядке включаются сведения о работниках структурных подразделений органа государственного управления, в том числе юридической службы, главном юрисконсульте, юрисконсульте, принимавших участие в разработке проекта. В список могут также включаться сведения о работниках иных органов государственного управления, согласовывавших проект.

 

  • иные документы, относящиеся к проекту.

Проекты постановлений (кроме проектов постановлений об отмене актов министерств и иных республиканских органов государственного управления), распоряжений до внесения в Совет Министров Республики Беларусь подлежат согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями).

Проекты постановлений согласовываются органами государственного управления в 10-дневный срок, проекты распоряжений - в 3-дневный срок со дня их получения (не считая выходных дней и дней, объявленных нерабочими), если иной срок не установлен поручением Совета Министров Республики Беларусь или его Президиума. Проекты правовых актов, направляемые в Совет Министров Республики Беларусь, должны быть согласованы с Министерством юстиции. Министерство юстиции в двухдневный срок возвращает проект в представивший его орган. Проекты постановлений, распоряжений по вопросам использования денежных средств, в том числе бюджетных, должны быть согласованы с Министерством финансов. Проекты постановлений по вопросам, регулирующим экономические отношения, должны быть согласованы с Министерством иностранных дел, которое дает заключение об их соответствии двусторонним международным договорам Республики Беларусь и Российской Федерации.

При имеющихся по внесенному проекту постановления, распоряжения неустраненных разногласиях решение по этому проекту принимает Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находится соответствующий вопрос, с докладом при необходимости Премьер-министру Республики Беларусь. При этом к проекту, по которому имеются разногласия, прилагаются протокол согласительного совещания, перечень разногласий с мотивировками и подлинники писем с замечаниями, подписанные руководителями соответствующих органов государственного управления.

Проекты постановлений и распоряжений печатаются на соответствующих бланках и визируются на лицевой стороне последнего листа проекта, а при отсутствии места - на оборотной стороне этого листа руководителем органа государственного управления, внесшего проект в Совет Министров Республики Беларусь, Министром финансов, Министром экономики и Министром юстиции (кроме проектов, не подлежащих согласованию с Министерством юстиции согласно пункту 8 настоящего Регламента), заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, а также Руководителем Аппарата Совета Министров

 

Республики Беларусь; приложения к проектам постановлений и распоряжений визируются на лицевой стороне каждого листа руководителем органа государственного управления, внесшего проект в Совет Министров Республики Беларусь

Все направляемые в Совет Министров Республики Беларусь проекты постановлений и распоряжений с сопроводительными документами поступают в управление делопроизводства Аппарата Совета Министров Республики Беларусь. Поступившие в иное структурное подразделение Аппарата Совета Министров Республики Беларусь документы, подлежащие регистрации, должны быть переданы в тот же день в управление делопроизводства

После регистрации в установленном порядке проекты постановлений и распоряжений со всеми прилагаемыми к ним материалами передаются в структурные подразделения Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, в ведении которых находятся соответствующие вопросы.

Руководитель структурного подразделения и работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь не принимают к исполнению проекты постановлений и распоряжений, не согласованные заинтересованными органами государственного управления, а также без представления необходимых сопроводительных документов. Такие проекты подлежат возврату внесшим их должностным лицам с одновременным представлением предложений о мерах ответственности к виновным в некачественной подготовке документов.

Поступившие из управления делопроизводства в структурные подразделения Аппарата Совета Министров Республики Беларусь документы после проверки правильности их направления передаются руководителем структурного подразделения для исполнения работнику, ответственному за подготовку документов по соответствующим вопросам в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь.

Подготовка к принятию постановлений и распоряжений должна проводиться в течение сроков, определенных в законе Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, его Президиумом, Премьер-министром Республики Беларусь, заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, руководством Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

Проекты постановлений и распоряжений по завершении работы над ними печатаются на соответствующих бланках и визируются работником и руководителем структурного подразделения Аппарата

Совета Министров Республики Беларусь, ответственного за подготовку проекта, работниками редакционного сектора протокольно-издательского отдела управления делопроизводства и юридического управления, прорабатывавшими проект, заместителем Руководителя Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, курирующим структурное подразделение Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, ответственное за подготовку проекта.

Текстовые приложения к этим проектам по завершении работы над ними визируются ответственным за их подготовку работником и руководителем соответствующего структурного подразделения Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, работником редакционного сектора протокольно-издательского отдела управления делопроизводства и работником юридического управления (нетекстовые приложения визируются ответственными за их подготовку работниками структурного подразделения и редакционного сектора протокольно-издательского отдела управления делопроизводства).

Информация о работе Управленческие процессы и управленческие решения в системе государственного и муниципального управления