Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:20, лекция
1.1. Менеджмент в государственной службе
1.2. Цель и задачи изучения дисциплины «Управленческие процессы и технологии в государственном и муниципальном управлении»
1.3. Управленческое решение - основа управленческого процесса.
Теория «звездного менеджмента» предполагает организацию как управления в целом, так и процесса принятия решений отформатированного под ведущих специалистов, лидеров, государственных деятелей. Такая трактовка исключает обязательность разнообразных форм коллективно-договорной практики согласования решений.
Концепция транзакционного анализа делает акцент на издержках, связанных с заключением государственных контрактов и созданием новых государственных структур, мониторингом и контролем или, другими словами, разнообразными действиями «агентов» и «принципалов».
Модернизаторские теории. Теория игр рассматривает государственное управление как форму организации рационально принимаемого решения, вырабатываемого в конкурентной борьбе двух наиболее влиятельных фигур, каждая из которых имеет свою стратегию действий: государства и общества. В результате решения формируются в результате постоянного или временного альянса сторон с целью активизации своих действий и концентрации ресурсов.
Теории, основанные на рационально-прагматических подходах. В США, благодаря сложившейся практике, государственное управление чаще всего обозначают как «организацию, персонал, практику и процедуры, которые необходимы для эффективного выполнения гражданских функций, прикрепленных к исполнительной ветви власти». В соответствии с этим и принятие государственных решений рассматривается большинством ученых как институализированный процесс, обладающий своими закрепленными в праве процедурами, технологиями и методиками действий.
Теория «нового государственного управления» (Л. Джонсон, Ф. Томсон, О. Хьюс) обосновывает необходимость преобразования системы макрорегулирования в связи с трансформацией отношений государства и общества и, в частности, перехода с бюрократической на рыночную модель управления. Здесь в качестве приоритетных структур, норм и институтов рассматриваются процессы приватизации государственной службы и оценки исполнения, в свою очередь основанных на оценке результатов деятельности чиновников, связях с частным сектором и других аналогичных показателях
2.2 Условия и факторы принятия эффективных решений
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, зависят от:
Основные группы факторов, влияющих на управленческое решение, представлены внутрипроблемными и внепроблемными факторами. Внутрипроблемные факторы определяются целями, альтернативами, последствиями, оценочной системой. Внепроблемные – это внутриорганизационные (процедуры, правила, тактика, стратегия) и внеорганизационные (тип внешней среды, ее характеристики, влияние элементов среды прямого и косвенного воздействия).
Основные характеристики внешней среды следующие:
2.3 Лицо, принимающее решение в системе управления
Лица, принимающие решения – это индивид или группа индивидов, которые производят выбор определенной альтернативы в качестве решения и несут ответственность за последствия реализации данного решения. ЛПР должен быть способен:
вернуться в случае прерывания процесса решения (из–за внутренних
Ответственность ЛПР заключается в следующем:
Различают следующие виды ответственности ЛПР:
Преимущества взаимодействия нескольких ЛПР при принятии коллективных управленческих решений:
Недостатки взаимодействия нескольких ЛПР при принятии коллективных управленческих решений:
открыты для рисков, связанных с отрицательными характеристиками
Консенсус представляет собой единственное и уникальное решение группы. Он отличается от компромисса, который достигается путем переговоров. Достижение консенсуса связано с рядом проблем:
Основные фазы процесса принятия группового решения:
1. Фаза ориентации
2. Фаза конфликта
3. Стадия выхода
4. Фаза укрепления
3.1 Базовый алгоритм подготовки, принятия и реализации управленческих решений
3.2 Методы работы в команде
3.1 Базовый алгоритм подготовки, принятия и реализации управленческих решений
Различают три ключевых этапа процесса выработки и реализации управленческих решений: этап подготовки, принятия, собственно реализации управленческого решения.
Этап подготовки решений включает следующие шаги:
Этап принятия решений содержит следующие шаги:
Этап реализации решения охватывает следующие шаги.
1. Организация исполнения решений.
2. Определение результатов и последствий.
3. Оценка и анализ результатов и последствий.
4. Организация обратной связи.
Диагностика ситуации и обоснование системы целей в процессе управления предполагает последовательный поиск ответов на следующие вопросы, представленные как «Диаграмма ЧКГКСК»:
Цель характеризует направление развития в определенный интервал времени; в этом заключена качественная характеристика целей. Цель позиционирует желаемое состояние, которое должно быть достигнуто через определенный промежуток времени; в этом заключена количественная характеристика рассматриваемого понятия.
Принципы целеполагания следующие:
Миссию можно рассматривать как некоторую сверхзадачу организации, философию существования, совокупность понятий, утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную деятельность, особенности стиля поведения внутри организации, социальную ответственность организации перед своими работниками, внешней средой, обществом в целом. Ясно изложенная миссия содействует в конечном итоге улучшению качественных характеристик принимаемых управленческих решений.
При формулировке проблемы причинами неадекватной оценки
проблемы являются:
Понимание проблемы включает:
Методы анализа проблемы следующие:
1. Анализ вход-выход. При формулировке модели вход- выход необходимо решить три задачи: