Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

В теории принятия решения широко используется термин «лицо, принимающее решение». Понятие «лицо, принимающее решение» является собирательным. Это может быть одно лицо – индивидуальное лицо, принимающее решение — или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение,– групповое лицо, принимающее решение.. Индивидуальное лицо, принимающее решение и руководитель (любого уровня) в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Сущность и классификация управленческих решений 4
Основные понятия 4
Классификация управленческих решений 6
Процесс принятия решений менеджером 12
Подходы к принятию решений 12
Основные этапы принятия рационального решения 13
Методы и способы принятия решений 16
Платежная матрица 17
Дерево решений 18
Реализация и контроль за исполнением принятых решений 20
Организация выполнения решений 20
Контроль и ответственность руководителей 22
Эффективность решений 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

 

СОЛЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

  1. Сущность и классификация управленческих решений                            4
    1. Основные понятия                                                                                        4
    2. Классификация управленческих решений                                                 6
  2. Процесс принятия решений менеджером                                                12
    1. Подходы к принятию решений                                                                 12
    2. Основные этапы принятия рационального решения                               13
  3. Методы и способы принятия решений                                                     16
    1. Платежная матрица                                                                                    17
    2. Дерево решений                                                                                          18
  4. Реализация и контроль за исполнением принятых решений                 20
    1. Организация выполнения решений                                                          20
    2. Контроль и ответственность руководителей                                           22
    3. Эффективность решений                                                                           23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                          26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Принятие решений - это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.

В роли лицо, принимающее решение  человек в процессе управления может  принимать решения, последствия  которых затрагивают интересы и  влияют на жизнь многих других людей. Поэтому ошибки в принятии решений  могут привести к большим негативным последствиям. В связи с этим закономерным является требование повышения эффективности  управленческих решений на основе научного подхода к их формированию и выбору. Поэтому вполне обоснованно можно  говорить, что повышение качества решений, принимаемых руководителями и сотрудниками, является важнейшим  резервом улучшения всей управленческой деятельности.

Целью курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка  и методов принятия решений.

 

1. Сущность и классификация управленческих решений

 

    1. Основные понятия

 

В теории принятия решения широко используется термин «лицо, принимающее  решение». Понятие «лицо, принимающее  решение» является собирательным. Это может быть одно лицо – индивидуальное лицо, принимающее решение — или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение,– групповое лицо, принимающее решение.. Индивидуальное лицо, принимающее решение и руководитель (любого уровня) в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.

Управленческое решение  устанавливает переход оттого, что  имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется  вариантная проработка решений, выбор  лучшего варианта и завершается  его утверждение.

Можно понятие «принятие решения» трактовать в узком и широком  смысле.

В узком смысле — это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу  различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего  варианта решения. В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В узком плане решение можно  также трактовать как результат  выбора, тогда оно представляет собой  предписание к действию (план работы, вариант проекта и т. п.).

В широком смысле принятие решения  — это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько  этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. Именно в таком широком смысле этот термин будет использоваться в  данной работе. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Иногда этот этап также включается в понятие «принятие решения».

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

    • всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
    • правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
    • непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
    • своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
    • обеспеченность ресурсами;
    • ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Вопросами подготовки и принятия решений  занимаются многие науки. Представители  каждого научного направления, исходя из специфики рассматриваемых задачи и используемых методов, дают различные  определения понятию «принятие  решения». Наиболее полно объединяет все различные подходы к трактовке понятия «принятие решения» следующее его определение.

Принятие решения – это выбор  одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет  и решения.

Таким образом, характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием  решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов  действий, из которых надо выбрать  наилучший.

 

 

1.2.  Классификация управленческих решений

 

Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. Любая теория начинается с классификации объекта  исследования, т.е. выделения однотипных групп. В результате была составлена следующая классификация управленческих решений:

    1. по субъектно-объектному признаку:
    • принимаемые государством (решения, принимаемые государством, охватывают все общество в целом, все его сферы и регулируют поведение всех без исключения классов, социальных слоев, групп и отдельных граждан.),
    • принимаемые субъектом (решения, принимаемые на началах общественного самоуправления);
    1. по степени определенности ситуации:
    • определенность (ситуация, когда руководитель в точности знает результат каждого их альтернативных вариантов выбора),
    • неопределенность (ситуация, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.),
    • риск (решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна);
    1. по форме управленческие решения бывают:
    • письменные (это форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление),
    • устные (подобные решения  могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение),
    • кодированные (наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители);
    1. по характеру целей и длительности действий:
    • стратегические (принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач),
    • тактические (обеспечивают реализацию стратегических задач, по времени они не превышают одного года),
    • оперативные (связаны с осуществлением текущих целей и задач, по времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца);
    1. по их месту и функциям в процессе управления:
    • информационные (преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления),
    • организационные (цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам),
    • технологические или операционно-технологические (определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям);
    1. по алгоритму управленческие решения бывают:
    • запрограммированные (результат реализации определенной последовательности шагов или действий),
    • незапрограммированные (решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами);
    1. по основаниям управленческие решения бывают:
    • интуитивные (выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный),
    • основанные на суждениях (выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом),
    • рациональные (обосновывается с помощью объективного аналитического процесса);
    1. по содержанию задачи  принятия решений и степени охвата объекта управления:
    • общие (охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятельности),
    • частные (касающиеся отдельных сторон деятельности),
    • локальные (принимаемые в отношении какого-либо отдельного элемента организационно-экономической системы);
    1. по организации управленческие решения бывают:
    • индивидуальные (требует от руководителя уверенности в своих силах, профессионализма и творческого подхода),
    • коллегиальные или групповые (характеризуется большей обоснованностью, меньшим числом ошибок и неопределенностей, разработкой оригинальных подходов, причастностью разработчиков к его выполнению),
    • корпоративные;
    1. по причинам возникновения управленческие решения бывают:
    • ситуационные (вызываются событиями, нарушившими или могущими нарушить запланированный ход деятельности компании),
    • по предписанию (входит в функциональные обязанности нижестоящего руководителя и определяется соответствующими регламентами),
    • программные (реализация программно-целевой технологии, по которой в заданное время руководитель должен принимать управленческое решение о дальнейшей работе своего подразделения, пополнении ресурсов и т.д.),
    • Инициативные,
    • Сезонные (связаны с календарными датами);
    1. по повторяемости выполнения:
    • однотипные (имеют общую предметную область),
    • разнотипные (имеют разные локальные для компании базы управляемых параметров),
    • инновационные (касаются процесса реструктуризации и реформирования компании для повышения ее конкурентоспособности);
    1. по масштабам воздействия: общие, частные.
    1. по прогнозируемым результатам:
    • с определенным результатом,
    • с вероятностным исходом;
    1. по характеру разработки и реализации:
  • уравновешенные (принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке),
    • импульсивные (принимаются руководителями, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить),
    • инертные (результат осторожного поиска),
    • рискованные (принимаются без тщательного обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах),
    • осторожные (характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов, большим количеством согласований);
    1. по методам переработки информации:
    • алгоритмические (предполагает относительно строгую формализацию выполнения процедур и операций на основе правил, алгоритмов, формул, статистических данных),
    • эвристические (обработка и оценка информации исходя из интуиции, обобщений, представлений, опыта, ассоциаций);
    1. по числу критериев:
    • однокритериальные (сравнивают по одному какому-либо критерию),
    • многокритериальные (сравнивают по нескольким критериям);
    1. по направлению воздействия:
    • внутренние (персонал компании),
    • внешние (работа с клиентами и партнерами);
    1. по глубине воздействия:
    • одноуровневые (руководитель может реализовать управленческое решение только на уровне цеха или отдела),
    • многоуровневые (если управленческое решение кроме цехов и отделов будет обязательно для заместителей руководителя);
    1. по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;
    1. по форме: правовые, неправовые;
    2. по сфере реализации: производственные, маркетинговые, финансовые, плановые, кадровые, связанные с научными исследованиями и т.д.
    3. по способу влияния на объект:
    • прямые (воздействуют непосредственно на тех, кому предназначены, т.е. на объект),
    • косвенные (решения, создающие условия при которых объект сам изменит в нужную сторону свое поведение). 

Информация о работе Управленческие решения